Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020


Вариант 3

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Особе(н,нн)о хорош.. осе(н,нн)ий лес! (По)всюду сколько хватает глаз разброса(н,нн)ы опавшие (ярко)жёлтые и (багрово)красные листья (из)под них (кое)где виднеются усыпа(н,нн)ые ягодами веточ..ки брусники и зелёный мох. Пусты(н,нн)о и тихо вокруг. Лишь иногда пролетит синич..ка зац(е/и)пившись(3) за ветку крылом да прокукует (в)дали кукушка. (В)верху в самой вышине проносят..ся стаи журавлей спешащих на юг. Птицы (не)покидающие родные края соб(е/и)раются на зимовку (в)близи человеческого жилья.

(Не)настные дни... Сквозь почти (не)прерывную гряду свинцовых туч.. иногда проглядывает (не)затянутый облаками клоч(о,ё)к неба. (Не)решительный луч.. солнца (не) надолго к(о/а)снётся земли и (в)новь серая п(е/и)лена тумана скрывает (не)взрачный пейзаж. Поле засея(н,нн)ое(2) озимыми ярко зелене(е/и)т и ждёт своё снежное покрывало.

И вот уже (не)далеко до первых (не)жда(н,нн)ых зам..розков. (Не)внятный ш(о/ё)рох листьев затих (не)слышен больше птичий свист. Всё готово к наступлению зимы.(4)

Ответ:

Особенно хорош осенний лес! Повсюду, сколько хватает глаз, разбросаны опавшие ярко-жёлтые и багрово-красные листья, из-под них кое-где виднеются усыпанные ягодами веточки брусники и зелёный мох. Пустынно и тихо вокруг. Лишь иногда пролетит синичка, зацепившись(3) за ветку крылом, да прокукует вдали кукушка. Вверху, в самой вышине, проносятся стаи журавлей, спешащих на юг. Птицы, не покидающие родные края, собираются на зимовку вблизи человеческого жилья.

Ненастные дни... Сквозь почти непрерывную гряду свинцовых туч иногда проглядывает не затянутый облаками клочок неба. Нерешительный луч солнца ненадолго коснётся земли — и вновь серая пелена тумана скрывает невзрачный пейзаж. Поле, засеянное(2) озимыми, ярко зеленеет и ждёт своё снежное покрывало.

И вот уже недалеко до первых нежданных заморозков. Невнятный шорох листьев затих, неслышен больше птичий свист. Всё готово к наступлению зимы.(4)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Морфемный разбор слова

засеянное(2)

засеянное (за — приставка, се — корень, я, нн — суффиксы, ое — окончание, засеянн — основа слова)

Морфологический разбор слова

Зацепивпшсь(3)

1. Пролетит (как?) зацепившись — деепричастие.

2. Морф. признаки: неизм. ф., сов. в., возвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Всё готово к наступлению зимы(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: всё (подлежащее, выражено местоимением), готово (сказуемое, выражено кратким причастием).

Второстепенные члены предложения: (готово) к наступлению — дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (к наступлению) зимы — дополнение, выражено именем существительным.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) ушёл (не)надолго, (не)предусмотренные расходы, ничуть (не)потрёпанный.

2) (не)далёкое село, (не)затопленная дорога, поступить (не)неразумно

3) (не)взирая по сторонам, (не)загашенная мной спичка, ничуть (не)подготовленный

4) (не)радостные вести, желание (не)преодолимо, (не)деревянная ручка

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не взирая по сторонам, не загашенная мной спичка, ничуть не подготовленный;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не взирая (деепричастие) по сторонам, не загашенная (причастие, есть зависимое слово) мной спичка, ничуть не подготовленный (причастие, есть зависимое слово).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) пища приготовле(н,нн)а, фасова(н,нн)ые фрукты, они сосредоточе(н,нн)ы и внимательны

2) пиле(н,нн)ые дрова, рубле(н,нн)ая капуста, пря(н,нн)ая гвоздика

3) выпече(н,нн)ый пирог, обозначе(н,нн)ая на карте, писал сосредоточе(н,нн)о

4) оловя(н,нн)ая ручка, всё предусмотре(н,нн)о, писан(н,нн)ая картина

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: выпеченный пирог, обозначенная на карте, писал сосредоточенно;

2) объяснение условия выбора написания НН: выпеченный (причастие сов. вида, есть приставка) пирог, обозначенная (причастие сов. вида, есть приставка; возможно: причастие, есть зависимое слово) на карте, работал ответственно (наречие, образовано от слова с двумя НН).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Вручит, принятый, эксперт, принесена

Ответ:

Вручи́т, при́нятый, экспе́рт, принесена́

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) По истечении времени студенты вышли из аудитории.

2) Впоследствие все узнали правду.

3) Дорога домой была нелегкая и далека.

4) Невзирая на плохую погоду, мы пошли гулять.

Ответ:

Впоследствии все узнали правду. Дорога домой была нелегка и далека.

или

Впоследствии все узнали правду. Дорога домой была нелегкая и далекая.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.

Текст 2

(1)Что мы подразумеваем под словом «язык»? (2)0дин говорит, то есть, двигая губами и языком, «издает звуки разной высоты и силы». (3)Другой слушает и понимает его, то есть при помощи этих звуков узнаёт мысли своего собеседника. (4)Вот это явление мы и называем «языком». (5)Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. (6)Именно в языке они закрепляются: и каждая в отдельности и все мысли человечества в их величавой совокупности. (7)Именно язык хранит и бережёт все людское познание с древнейших времен до наших дней, делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.

(8)Разве не приходилось вам когда-либо встречаться с беззвучным, непроизносимым и неслышимым языком? (9)Бывает так: никто ничего не говорит. (10)Никто ни единого звука не слышит и даже не слушает. (11)И всё же люди оживленно беседуют. (12)Они великолепно понимают друг друга: отвечают, возражают, спорят... (13)«Похоже на сказку», — подумаете вы. (14)Между тем это странное явление и в этот миг перед вами. (15)Вы читаете то, что я написал. (16)Выражая мои мысли, я изобразил эти слова на бумаге много времени назад и за много километров от того места, где вы живёте. (17)Вы не знаете меня; я никогда в жизни не видал вас. (18)Вы ни разу не слыхали моего голоса, однако вступили в беседу. (19)Я рассказываю вам то, что думаю, и вы узнаёте мои мысли по поводу различных вещей. (20)Видимо, письмо — тот же язык. (21)А разве это, в свою очередь, не поразительнее всех так называемых «чудес» мира?..

(22)Много веков человечество видело именно «чудо» во всех явлениях языка: нашей звуковой, устной, речи и нашего письма. (23)И только теперь, в самые последние десятилетия, люди начали одну за другой разгадывать его увлекательные тайны. (24)Окончательно же раскрыть их еще предстоит языкознанию. (25)Это, возможно, сделает кто-либо из вас, моих сегодняшних читателей. (26)Быть учёным и разгадывать тайны языка — увлекательное занятие.

(По Л. Успенскому)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста.

Изучение языка, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли, — увлекательное занятие.

8. Определите и запишите микротему 1 абзаца текста.

Ответ:

Верный вариант ответа:

Содержание понятия термина «язык» с точки зрения учёных-лингвистов.

Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово удивительное (орудие) из предложения 5. Запишите ответ.

Ответ: эпитет.

10. В предложениях 1 — 4 найдите слово с лексическим значением «учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления». Выпишите это слово.

Ответ: орудие.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) оживлённо беседуют

2) нашего письма

3) вступили в беседу

4) один говорит

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение подчинительных словосочетаний: оживлённо беседуют, нашего письма, вступили в беседу;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: вступили в беседу (управление), нашего письма (согласование), оживлённо беседуют (примыкание).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

12. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

Ответ: язык хранит, бережёт, делает.

13. Определите тип односоставного предложения 8. Запишите ответ.

Ответ: безличное.

14. Среди предложений 24 — 26 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение вводного слова: возможно;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: вероятно, должно быть, видимо.

Могут быть подобраны другие синонимы.

15. Среди предложений 25 — 26 найдите предложение с обособленным согласованным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 25

2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным именем существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного местоимением).

или

Обоснование условии обособления может быть сформулировано иначе.

16. Среди предложений 14 — 16 найдите предложение с обособленным(-ми) согласованным(-ми) обстоятельством(-ами). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 16

2) обоснование условий обособления: в предложении один обособленный деепричастный оборот, который находится в начале предложения и поэтому выделяется запятой только с одной стороны.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

17. Среди предложений 11 — 12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

Ответ: 12.