Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020


Вариант 5

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

По тр(о/а)пинке ведущей (в)глубь) леса наша группа вышла к п(о/а)ляне(4). Измуче(н,нн)ые(3) (не)лёгкой(2) дорогой мы решили сделать пр(е/и)вал. (В)начале (не)обходимо было поставить п(о/а)латкии разв(е/и)сти костёр. Теперь когда большая часть пути была пройде(н,нн)а можно было (не)много п(е/и)редохнуть и набрат..ся сил для дальнейш..го пут(е,и)шествия.

(В)течени(е/и) часа (не)большой лагерь был разбит. (Не)смотря на тума(н,нн)ую погоду мы с большим удовольствием сидели у медле(н,нн)о разг(о/а)рающегося к(о/а)стра и готовили (не)замысловатый ужин жаре(н,нн)ую рыбу пойма(н,нн)ую совсем (не)давно и варё(н,нн)ую картошку пореза(н,нн)ую большими кусками. Приготовле(н,нн)ая еда и (не)спешная беседа помогли нам скрасить вечер.

(На)утро собрав вещи мы снов(о/а) тронулись в путь. Наша дорога т..нулась (в)доль красивого густого леса окружё(н,нн)ого в(з/с)паха(н,нн)ыми полями и зал(е/и)вными лугами пор..сшими болотной (о/а)сокой. Пр(е/и)дстояло пройти ещё (не)мало чтобы достич.. назначе(н,нн)ого места где нас давно ждали.

Ответ:

По тропинке, ведущей вглубь леса, наша группа вышла к поляне(4). Измученные(3) нелёгкой(2) дорогой, мы решили сделать здесь привал. Вначале необходимо было поставить палатки и развести костёр. Теперь, когда большая часть пути была пройдена, можно было немного передохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия.

В течение часа небольшой лагерь был разбит. Несмотря на туманную погоду мы с большим удовольствием сидели у медленно разгорающегося костра и готовили незамысловатый ужин: жареную рыбу, пойманную совсем недавно, и варёную картошку, порезанную большими кусками. Приготовленная еда и неспешная беседа помогли нам скрасить вечер.

Наутро, собрав вещи, мы снова тронулись в путь. Наша дорога тянулась вдоль красивого густого леса, окружённого вспаханными полями и заливными лугами, поросшими болотной осокой. Предстояло пройти ещё немало, чтобы достичь назначенного места, где нас давно ждали.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Морфемный разбор слова

нелёгкой(2)

нелёгкой (не — приставка, лёгк — корень, ой — окончание, нелёгк — основа слова)

Морфологический разбор слова

Измученные(3)

1. Мы (какие?) измученные — причастие.

2. Н. ф.: измученный. Морф. признаки: страд., прош. в., сов. в., мн. ч., в именительном падеже, в полной форме.

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

По тропинке, ведущей вглубь леса, мы вышли к поляне.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.

Грамматическая основа: мы (подлежащее, выражено местоимением), вышли (сказуемое, выражено простым глаголом в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (вышли) по тропинке — дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (тропинке) ведущей — согласованное определение, выражено причастием; (ведущей) вглубь — обстоятельство места, выражено наречием; (вглубь) леса — косвенное дополнение, выраженное существительным; (вышли) к поляне — обстоятельство места, выражено существительным с предлогом.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) наступление войск (не)сдержано, совсем (не)дописанное письмо, ничем(не) отличавшийся

2) (не)читая денег, (не)придуманная история, крайне (не)лестный отзыв

3) (не)дожаренная рыба, выглядел (не)приметно, (не)дубовый стол

4) (не)доступная информация, (не)оспоримый факт, поступить (не)нечестно

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: наступление войск не сдержано, не дописанное мной письмо, ничем не отличавшийся;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не дописанное (причастие, есть зависимое слово) мной письмо, наступление войск не сдержано (краткая форма причастия), ничем не отличавшийся (причастие, есть зависимое слово).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) поступить обдума(н,нн)о, разлинова(н,нн)ый лист, люди сдержа(н,нн)ы и внимательны

2) засоле(н,нн)ые грибы, нежда(н,нн)ая встреча, кова(н,нн)ый сундук

3) придума(н,нн)ая история, бумага исписа(н,нн)а, преда(н,нн)о смотреть

4) изданное(н,нн)ая книга, замоче(н,нн)ое бельё, сделано искус(н,нн)о

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: поступить обдуманно, разлинованный лист, люди сдержанны и внимательны;

2) объяснение условия выбора написания НН: поступить обдуманно (наречие, образовано от слова с двумя НН), разлинованный (полное отглагольное прилагательное с суффиксом -ова-) лист, люди сдержанны (краткое отглагольное имя прилагательное). Ответ может быть дан в иной формулировке.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Включит, докрасна, ногтя, исчерпать

Ответ:

Включи́т, докрасна́, но́гтя, исче́рпать

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) По завершению работы все пошли домой.

2) Выполняя задание, нужно быть внимательным.

3) Небо с утра было серое и туманное.

4) По приходу домой мы сели за стол.

Ответ:

По завершении работы все пошли домой. По приходе домой мы сели за стол.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.

Текст 2

(1)В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. (2)Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. (3)В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение. (4)Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, испугать обвинениями — это пустой человек, и спор его пустой.

(5)Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? (6)Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. (7)Большое того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. (8)И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

(9)Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. (10)Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно в случае необходимости признать полную или частичную правоту противника. (11)Этим вы завоёвываете уважение окружающих, как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

(12)Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). (13)Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, из трусости, из карьерных соображений. (14)Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!

(По Д. С. Лихачёву)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста.

Достойное поведение в споре говорит об интеллигентности человека, его вежливости и уважении к окружающим.

8. Определите и запишите микротему 4 абзаца текста.

Ответ:

Верный вариант ответа:

Важно уметь с достоинством уступить в споре, не торжествуя и не оскорбляя самолюбие оппонента.

Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение смягчить крайности своей позиции из предложения 11. Запишите ответ.

Ответ: метафора.

10. В предложениях 5 — 6 найдите слово с лексическим значением «понятие о чём-либо, убеждение, суждение». Выпишите это слово.

Ответ: мнение.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) частичная правота

2) уступать из трусости

3) принять победу

4) это красиво

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение подчинительных словосочетаний: частичная правота, уступать из трусости, принять победу;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: частичная правота (согласование), уступать из трусости (управление), принять победу (управление). Ответ может быть дан в иной формулировке.

12. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.

Ответ: вы завоёвываете, призываете, заставляете смягчить.

13. Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.

Ответ: безличное.

14. Среди предложений 11 — 12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение вводного слова: конечно;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: вразумеется, действительно, само собой.

Могут быть подобраны другие синонимы.

15. Среди предложений 5 — 7 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 6

2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного нарицательным существительным.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

16. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 2

2) обоснование условий обособления: в предложении, одно обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, который стоит в начале предложения и поэтому выделяется запятой только с одной стороны.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

17. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

Ответ: 3.