Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020


Вариант 6

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

(В)течени.. прошлого лета мне пр(е/и)шлось жить в стари(н,нн)ой(2) подмосковной усадьбе (во)круг которой было построе(н,нн)о несколько (не)больших дач. (Ни)когда ещё (не)был я дач..ником и (не)жил без какого бы(то) н(е/и) было дела в усадьбе.

В парке деревья были так в(е/и)лики что дачи ра(з/с)положе(н,нн)ые(3) в нём имели вид туземных жилищ., обычных для тропических стран. Пруд (на)половину затянутый (тёмно)зелёной ряской (из)далека бл(е/и)стел как огромное чёрное зеркало. (В)доль него прол(е/и)гала тр(о/а)пинка ведущая к дачам.

Я жил на окраине парка пр(е/и)мыкавшего к (не)густому смеш..(н,нн)ому лесу. До(сч/щ)атая дача моя была совсем (не)дострое(н,нн)а: (не)струга(н,нн)ые полы (не)белё(н,нн)ые стены скрипучие деревя(н,нн)ые двери. Ливн(е/и)вые дожди шли ежедневно.(4) От сырости почти н(е/и)когда (не)и(з/с)чезавшей мои сапоги валявш..еся под кроватью были постоя(н,нн)о мокрыми. Однако лучшее что было здесь это (ни)чем (не)нарушаемая тишина столь (не)обходимая городскому жителю.

Ответ:

В течение прошлого лета мне пришлось жить в старинной(2) подмосковной усадьбе, вокруг которой было построено несколько небольших дач. Никогда ещё не был я дачником и не жил без какого бы то ни было дела в усадьбе.

В парке деревья были так велики, что дачи, расположенные(3) в нём, имели вид туземных жилищ, обычных для тропических стран. Пруд, наполовину затянутый тёмнозелёной ряской, издалека блестел, как огромное чёрное зеркало. Вдоль него пролегала тропинка, ведущая к дачам.

Я жил на окраине парка, примыкавшего к негустому смешанному лесу. Дощатая дача моя была совсем не достроена: неструганые полы, небелёные стены, скрипучие деревянные двери. Ливневые дожди шли ежедневно.(4) От сырости, почти никогда не исчезавшей, мои сапоги, валявшиеся под кроватью, были постоянно мокрыми. Однако лучшее, что было здесь, — это ничем не нарушаемая тишина, столь необходимая городскому жителю.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Морфемный разбор слова

Старинной(2)

Старинной (стар — корень, ин, н — суффиксы, ой — окончание, старинн — основа слова)

Морфологический разбор слова

Расположенные(3)

1. Дачи (какие?) расположенные — причастие.

2. Н. ф,: расположенный. Морф. признаки: страд., прош. в., сов. в., мн. ч., в именительном падеже, в полной форме.

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Ливневые дожди шли ежедневно.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: дожди (подлежащее, выражено существительным), шли (сказуемое, выражено простым глаголом в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (шли) ежедневно — обстоятельство места, выраженное наречием; (дожди) ливневые — согласованное определение, выражено именем прилагательным.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)пришедший вовремя, дело (не)сделано, никем(не)узнанный

2) (не)смотря по сторонам, (не)оштукатуренные стены, (не)довольно посмотрел

3) (не)зачем приходить, вещи (не)найдены, (не)лисья шапка

4) (не)приступная крепость, (не)слыханная дерзость, (не)нужная вещь

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не пришедший вовремя, дело не сделано, никем не узнанный;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не пришедший (причастие, есть зависимое слово) вовремя, дело не сделано (краткая форма причастия), никем не узнанный (причастие, есть зависимое слово).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) оставле(н,нн)о на потом, гофрирова(н,нн)ая юбка, вещи собра(н,нн)ы

2) заснеже(н,нн)ые холмы, лишё(н,нн)ыйдома, исти(н,нн)ая правда

3) румя(н,нн)ая девочка, бумага исчерче(н,нн)а, пустыня таинстве(н,нн)а

4) равни(н,нн)ая дорога, заснеже(н,нн)ое поле, местность изуче(н,нн)а

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: заснеженные холмы, лишённый дома, истинная правда;

2) объяснение условия выбора написания НН: заснеженные (причастие сов. вида, есть приставка) холмы, лишённый (отглагольное прилагательное, следует запомнить) дома, работал ответственно (наречие, образовано от слова с двумя НН).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Завезены, досуха, краны, позвоните

Ответ:

Завезены́, до́суха, кра́ны, позвони́те

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Обдумывая свой внешний вид, нужно обращать внимание на детали.

2) По завершению строительства дом был принят комиссией.

3) Я удивлялся рассказами писателя.

4) Впоследствии мы часто вспоминали об этом случае.

Ответ:

По завершении строительства дом был принят комиссией. Я удивлялся рассказам писателя.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.

Текст 2

(1)В истории Древней Греции было немало великих людей, одним из которых был Демосфен — знаменитый оратор. (2)Он рано потерял отца, имевшего оружейную мастерскую, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. (3)Юноше было необходимо добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд. (4)Чтобы добиться успеха, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное — умение хорошо и убедительно говорить.

(5)Выступать перед народом Демосфен мечтал с детства. (б)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (7)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (8)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.

(9)Первое выступление молодого оратора перед народом, к сожалению, провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (10)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил и совершенно не умел держаться перед публикой. (11)Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (12)По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (13)Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. (14)Демосфен приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн. (15)Четыре года молодой человек прилежно учился. (16)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.

(17)История жизни Демосфена поучительна и для нашего времени. (18)Его упорство, желание преодолеть, казалось бы, неодолимые препятствия, заслуживают уважения потомков.

(По М. Н. Ботвиннику)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста.

Чтобы стать выдающимся оратором и одержать победу в суде, Демосфену пришлось преодолеть немалые трудности: научиться громко и правильно говорить, достойно держаться на публике.

8. Определите и запишите микротему 2 абзаца текста.

Ответ:

Верный вариант ответа:

Детская мечта Демосфена — стать выдающимся оратором.

Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение сила красноречия из предложения 7. Запишите ответ.

Ответ: метафора.

10. В предложениях 5 — 7 найдите слово с лексическим значением «умение говорить красиво, убедительно, ораторские способности». Выпишите это слово.

Ответ: красноречие.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) держаться перед публикой

2) непреодолимые препятствия

3) которое покорило

4) прилежно учился

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение подчинительных словосочетаний: держаться перед публикой, непреодолимые препятствия, прилежно учился;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: держаться перед публикой (управление), непреодолимые препятствия (согласование), прилежно учился (примыкание).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

12. Из предложения 16 выпишите грамматическую основу.

Ответ: он стал оратором, добился.

13. Определите тип односоставного предложения 3. Запишите ответ.

Ответ: безличное.

14. Среди предложений 9 — 11 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение вводного слова: к сожалению;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: к несчастью, вот только, к великому сожалению.

Могут быть подобраны другие синонимы.

15. Среди предложений 12 — 13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 12

2) обоснование условий обособления: в предложении одно обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, который стоит в конце предложения и поэтому выделяется с одной стороны.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

16. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 1

2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного собственным существительным.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

17. Среди предложений 6 — 8 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

Ответ: 8.