Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020


Вариант 7

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Летом (не)пр(е/и)рывно шли мон(о/а)то(н,нн)ыедожди.(4) Бывало то и дело в яркой син(е/и)ве соб(е/и)рались тёмно(серые) обл(о/а)ка и (в)дали п(е/и)рекатывался гром потом нач(е/и)нал сыпать сверкая(2) на со..нце бл(е/и)стящий дождь быстро пр(е/и)кращавшийся от зноя.

Вдруг как(то) (не)ожида(н,нн)о светлело небо и из парка из леса с соседних пастбищ.. (ото)всюду снов(о/а) слышалась радос..ная птич..я разн(о/а)голосица. Перед закатом (в)новь становилось ясно и на до(сч/щ)тых стенах моего дома дрожала падая в окна скво(з/с)ь листву хрустально(золотая) сетка солн(е/и)чных бликов.

Темнело по вечерам только к (полу)ночи. Нежно(розовый) свет долго стоял над соверше(н,нн)о (не)подвижными лесами. Ночью этот свет совсем (не)и(з/с)чезал смешиваясь(3) с лу(н,нным) сиянием таким(же) (не)подвижным словно заколдова(н,нн)ым. И (по)тому спокойствию что царило (во)круг казалось что дождя (не)будет. Однако (на)утро снов(о/а) вдруг обрушивался лив(е/и)нь с громовыми ра(з/с)катами и отвес..но падающими молниями.

Ответ:

Летом непрерывно шли монотонные дожди.(4) Бывало, то и дело в яркой синеве неба собирались тёмно-серые облака, и вдали перекатывался гром, потом начинал сыпать, сверкая(2) на солнце, блестящий дождь, быстро прекращавшийся от зноя.

Вдруг как-то неожиданно светлело небо и из парка, из леса, с соседних пастбищ — отовсюду снова слышалась радостная птичья разноголосица. Перед закатом вновь становилось ясно, и на дощатых стенах моего дома дрожала, падая в окна сквозь листву, хрустально-золотая сетка солнечных бликов.

Темнело по вечерам только к полуночи. Нежно-розовый свет долго стоял над совершенно неподвижными лесами. Ночью этот свет совсем не исчезал, смешиваясь(3) с лунным сиянием, таким же неподвижным, словно заколдованным. И по тому спокойствию, что царило вокруг, казалось, что дождя не будет. Однако наутро снова вдруг обрушивался ливень с громовыми раскатами и отвесно падающими молниями.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Морфемный разбор слова

сверкая(2)

сверкая (сверк — корень, а, я — суффиксы, сверкая — основа слова)

Морфологический разбор слова

Смешиваясь(3)

1. Не исчезал (как?) смешиваясь — деепричастие.

2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., наст. вр., возвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Летом непрерывно шли монотонные дожди.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: дожди (подлежащее, выражено существительным), шли (сказуемое, выражено простым глаголом в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (шли) летом — обстоятельство, выраженное существительным; (шли) непрерывно — обстоятельство, выраженное наречием, (дожди) монотонные — определение, выражено прилагательным.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) задача (не)решена, идти (не)останавливаясь, ни с кем(не)знакомый

2) (не)большой дом, (не)стираные вещи, (не)заросший берег

3) (не)кого терять, дверь (не)заперта, (не)определённая цель

4) мне (не)здоровилось, (не)виданная роскошь, (не)сушёные на солнце

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: задача не решена, идти не останавливаясь, ни с кем не знакомый;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: задача не решена (краткая форма причастия), идти не останавливаясь (деепричастие), ни с кем не знакомый (причастие, есть зависимое слово).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) ране(н,нн)ый в ногу солдат, покраше(н,нн)ая стена, дети собра(н,нн)ы и внимательны

2) откруче(н,нн)ая крышка, опуще(н,нн)ые ресницы, ю(н,нн)ая девушка

3) дикови(н,нн)ая вещь, испечё(н,нн)ый хлеб, пря(н,нн)ый напиток

4) бли(н,нн)ый пирог, фаза(н,нн)ий хвост, цель определё(н,нн)а

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: раненный в ногу солдат, покрашенная стена, дети собранны и внимательны;

2) объяснение условия выбора написания НН: раненный (причастие, есть зависимое слово) в ногу солдат, покрашенная стена (причастие, есть приставка), дети собранны (краткое отглагольное прилагательное) и внимательны.

Ответ может быть дан в иной формулировке.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Крала, засветло, сироты, принявший

Ответ:

Кра́ла, за́светло, сиро́ты, при́нявший

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) В комнату зашли двое девушек.

2) По завершении времени лекция была закончена.

3) Мне нужно было оплатить за телефон.

4) Составляя текст, внимательно следите за строем речи.

Ответ:

В комнату зашли две девушки. Мне нужно было оплатить телефон.

или

В комнату зашли две девушки. Мне нужно было заплатить за телефон.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.

Текст 2

(1)Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (2)Есть разного рода неряшливости в языке человека. (3)Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. (4)Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. (5)Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. (6)Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. (7)В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. (8)Это не плохо, и человека это не унижает. (9)Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который носил её с детства, привык к ней. (10)Если же он надел её, чтобы покрасоваться, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично...

(11)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (12)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (13)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к жизненным явлениям, травмирующим их, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми. (14)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды употреблять жаргонные слова. (15)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(16)Наш язык — это, конечно, важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (17)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (18)Так можно определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

(По Д. С. Лихачёву)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста.

Язык — показатель воспитанности человека; по тому, как человек говорит, можно судить о его уверенности в себе и отношении к другим людям.

8. Определите и запишите микротему 2 абзаца текста.

Ответ:

Верный вариант ответа:

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Определите, каким средством языковой выразительности являются слова грубой (шуткой), резким (выражением) из предложения 12. Запишите ответ.

Ответ: эпитет.

10. В предложениях 11 найдите слово с лексическим значением «выказывать пренебрежение к опасности; рисоваться своей смелостью, опасным положением; пренебрегать приличиями». Выпишите это слово.

Ответ: бравировать.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) явлениям в жизни

2) громко говорить

3) это красиво

4) важнейшая часть

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение подчинительных словосочетаний: явлениям в жизни, важнейшая часть, громко говорить;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: явлениям в жизни (управление), важнейшая часть (согласование), громко говорить (примыкание). Ответ может быть дан в иной формулировке.

12. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

Ответ: язык свидетельствует.

13. Определите тип односоставного предложения 18. Запишите ответ.

Ответ: безличное.

14. Среди предложений 16 — 17 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение вводного слова: конечно;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: разумеется, действительно, бесспорно, очевидно.

Могут быть подобраны другие синонимы.

15. Среди предложений 12 — 13 найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 13

2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова, имени существительного, в середине предложения, и потому выделяется запятыми с двух сторон.

или

Обоснование условии обособления может быть сформулировано иначе.

16. Среди предложений 6 — 8 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 7

2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного нарицательным существительным.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

17. Среди предложений 14 — 16 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

Ответ: 14.