Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020


Вариант 8

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Россия огромна и (не)вероятно красива.(4) По размерам она (на)много больше (не)которых мат(е/и)риков. (Из)давна(2) славилась русская земля своими (не)об..ятными просторами (не)сметными пр(е/и)родными богатствами. Куда (ни/не)кинешь взгляд (в)сюду поля леса бе(з/с)донные моря и т(е/и)кущие через всю матушку (Русь) реки. Разнообразна наша природа (не)скончаемые степи и (не)пр(е/и)ступные горы болот(е/и)стая тундра и (не)проходимые леса.

Изучить Россию (з/с)делать её богатства доступными всему народу пыталось (не/ни) одно пок(о/а)ление извес..ных ис..ледователей отважных первопроходцев. (Не)жалея(3) сил а часто и жизн(е/и) они открывали изучали и описывали новые те(р,рр)(е/и)тории. (В)виду того что большая часть морских побереж..й России приходит..ся на северные районы осв(о/а)ение этих земель было сопр..же(н,нн)о с большими опас..ностями требовало мужества и преда(н,нн)ости своему делу. И людей с..ответствующих этим требованиям нашлось (не)мало.

Походы отечестве(н,нн)ых земл..проходцев и пут(е/и)шестве(н,нн)иков внесли (не)оценимый вкла(д/т) в историю мор..плавания изучение географии.

Ответ:

Россия огромна и невероятно красива.(4) По размерам она намного больше некоторых материков. Издавна(2) славилась русская земля своими необъятными просторами, несметными природными богатствами. Куда ни кинешь взгляд — всюду поля, леса, бездонные моря и текущие через всю матушку-Русь реки. Разнообразна наша природа: нескончаемые степи и неприступные горы, болотистая тундра и непроходимые леса.

Изучить Россию, сделать её богатства доступными всему народу пыталось не одно поколение известных исследователей, отважных первопроходцев. Не жалея(3) сил, а часто и жизни, они открывали, изучали и описывали новые территории, расположенные на далёком Севере. Ввиду того, что большая часть морских побережий России приходится на северные районы, освоение этих земель было сопряжено с большими опасностями, требовало мужества и преданности своему делу. И людей, соответствующих этим требованиям, нашлось немало.

Походы отечественных землепроходцев и путешественников внесли неоценимый вклад в историю мореплавания, изучение географии.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Морфемный разбор слова

Издавна(2)

Издавна (из — приставка, давн — корень, а — суффикс, издавна — основа слова)

Морфологический разбор слова

Не жалея(3)

1. Открывали (как?) не жалея — деепричастие.

2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., наст. вр., невозвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Россия огромна и невероятно красива(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: Россия (подлежащее, выражено существительным), огромна, красива (сказуемые, выражены краткими прилагательными).

Второстепенные члены предложения: (красива) невероятно (обстоятельство, выражено наречием).

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) погулять (не)торопясь, (не)скучный фильм, (не)медля бросил

2) (не)годовать от обиды, (не)считанные вещи, (не)приступная крепость

3) (не)редко болеть, кровать (не)застелена, (не)серьёзный человек

4) мне (не)пришлось увидеть, (не)солёный суп, буду (не)скоро

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: негодовать от обиды, несчитанные вещи, неприступная крепость;

2) объяснение условия выбора слитного написания: негодовать (деепричастие, не употребляется без НЕ), несчитанные вещи (причастие, нет зависимого слова), неприступная крепость (причастие, нет зависимого слова, возможно: причастие, не употребляется без НЕ).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) ветря(н,нн)ая мельница, незва(н,нн)ый гость, овчи(н,нн)ый полушубок

2) дерзость преднамере(н,н)а, обиженное(н,нн)ое лицо, жела(н,нн)ый отпуск

3) безветре(н,нн)ый день, рискова(н,нн)ый поступок, масле(н,нн)ый блин

4) дровя(н,нн)ой склад, песча(н,нн)ая буря, девушка ветре(н,нн)а

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: дерзость преднамеренна, обиженное лицо, желанный отпуск;

2) объяснение условия выбора написания НН: дерзость преднамеренна (краткое отглагольное прилагательное), обиженное (отглагольное прилагательное, следует запомнить) лицо, желанный (отглагольное прилагательное, следует запомнить) отпуск.

Ответ может быть дан в иной формулировке.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Понявший, задолго, осведомиться, прибыла

Ответ:

Поня́вший, задо́лго, осве́домиться, прибыла́

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) У стены стояло двое стульев.

2) По заключению сделки партнёры пожали друг другу руки.

3) Вследствие дождей размыло реку.

4) Разучивая песню, важно следить за интонацией.

Ответ:

У стены стояло два стула. По заключении сделки партнёры пожали друг другу руки.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.

Текст 2

(1)В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. (2)Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. (3)Чтобы научиться писать, надо писать! (4)Нельзя сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. (5)Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания.

(6)Надо писать хорошо и не надо плохо! (7)Этого никто не отрицает, и вряд ли найдутся люди, которые бы выступили с противоположной точкой зрения. (8)Но вот что такое «хороший язык» и как приобрести навыки писать хорошо — об этом у нас пишут редко. (9)В самом деле, «хорошего языка» как такового не существует. (10)Хороший язык — это не каллиграфия, которую можно применить по любому поводу. (11)Хороший язык математической работы, хороший язык литературоведческой статьи или хороший язык повести — это различные хорошие языки.

(12)Язык художественной литературы образен, но с точки зрения ученого не совсем точен. (13)Наука требует однозначности, в художественном же языке первостепенное значение имеет обратное — многозначность. (14)Возьмём строки Есенина: «В залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз». (15)Перед нами образ, очень богатый содержанием, но совсем не однозначный. (16)Что это — весёлый звон колокольчика? (17)Конечно, не только это. (18)Крайне важно, что в строках этих упоминаются и слёзы, хотя при поверхностном чтении можно и не придать им особого значения, приняв в целом все выражение за обычный фразеологизм. (19)Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». (20)Художественный образ как бы постепенно «разгадывается» читателем. (21)Очевидно, что там, где необходимо не только логическое убеждение, но и эмоциональное, — художественный образ очень важен.

(По Д. С. Лихачёву)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста.

Хорошей письменной и устной речи нужно учиться, читая художественную литературу, которая отличается образностью и многозначностью языка.

8. Определите и запишите микротему 3 абзаца текста.

Ответ:

Верный вариант ответа:

Язык художественной литературы образен, но не совсем точен: он даёт возможность читателю самому «разгадать» замысел автора.

Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Определите, каким средством языковой выразительности являются слова весёлый (звон) из предложения 16, залихватском (разгоне) из предложения 14. Запишите ответ.

Ответ: эпитет.

10. В предложениях 8 — 10 найдите слово с лексическим значением «искусство красивого письма». Выпишите это слово.

Ответ: каллиграфия.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) надо писать

2) пишут редко

3) обычный фразеологизм

4) хорошо писать

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение подчинительных словосочетаний: пишут редко, обычный фразеологизм, хохочет до слёз;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: пишет редко (примыкание), обычный фразеологизм (согласование), хохочет до слёз (примыкание).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

12. Из предложения 20 выпишите грамматическую основу.

Ответ: образ разгадывается.

13. Определите тип односоставного предложения 17. Запишите ответ.

Ответ: определённо-личное.

14. Среди предложений 19 — 21 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение вводного слова: конечно;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: разумеется, само собой, действительно.

Могут быть подобраны другие синонимы.

15. Среди предложений 16 — 18 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 18

2) обоснование условий обособления: обособленное обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который выделяется с одной стороны запятой, так как стоит в конце предложения.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

16. Среди предложений 12 — 14 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 13

2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного нарицательным существительным.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

17. Среди предложений 10 — 12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

Ответ: 11.