Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020
Вариант 9
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Утром в сырых а(л,лл)еях на промоче(н,нн)ой(3) за ноч.. земле ра(з/с)ст(е/и)лались пёстрые тени и осл(е/и)пительные пятна солнца. На осыпа(н,нн)ых р(о/а)сой деревьях цокали птич..ки называемые мух(о/а)ловками и тр(е/и)щали дрозды. А в (пол)день опять (не)ожида(н,нн)о набегали стаи тёмно(серых) туч.. и нач(е/и)нал сыпать (с)начала (не)пр(е/и)метный а потом всё более сильный дождь.
(В)следстви(е/и) непогоды жизнь в посёлке зам(е/и)рла. (В)сюду были пусты(н,нн)о и тихо.(4) И(з/с)сечё(н,нн)ые к(о/а)сыми струями дождя стены домов бл(е/и)стели как лакирова(н,нн)ые. После (не)давней бури на земле валялись упавшие ветки деревьев. Из-за сильного ветра (не)сколько крыш.. деревя(н,нн)ых сараев было сорва(н,нн)о. Залитые потоками воды огороды вспаха(н,нн)е под зиму казалось (ни)когда (не)просохнут.
Веч(е/и)рело. (В)дали(2) послышался звук пастуш..его р(о/а)жка и из-за поворота пок(о/а)залось стадо коров обречё(н,нн)о бредущ..е по сельской дороге под непрекращающ(е/и)мся дождём. В окнах домов начал разг(о/а)ться свет.
Ответ:
Утром в сырых аллеях, на промоченной(3) за ночь земле расстилались пёстрые тени и ослепительные пятна солнца. На осыпанных росой деревьях цокали птички, называемые мухоловками, и трещали сороки. А в полдень опять неожиданно набегали стаи тёмно-серых туч и начинал сыпать сначала неприметный, а потом всё более сильный дождь.
Вследствие непогоды жизнь в посёлке замерла. Всюду было пустынно и тихо.(4) Иссечённые косыми струями дождя, стены домов блестели, как лакированные. После недавней бури на земле валялись упавшие ветки деревьев. Из-за сильного ветра несколько крыш деревянных сараев было сорвано. Залитые потоками воды, огороды, казалось, никогда не просохнут.
Вечерело. Вдали(2) послышался звук пастушьего рожка, и из-за поворота показалось стадо коров, обречённо бредущее по сельской дороге под непрекращающимся дождём. В окнах домов начал разгораться свет.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
Морфемный разбор слова
Вдали(2)
Вдали (в — приставка, дал — корень, и — суффикс, вдали — основа слова)
Морфологический разбор слова
Промоченной(3)
1. На земле (какой?) промоченной — причастие.
2. Н. ф.: промоченный. Морф. признаки: страд., прош. в., сов. в., ед. ч., в ж. р., в предложном падеже, в полной форме.
3. В предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Всюду было пустынно и тихо(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: было пустынно, тихо (составное именное сказуемое, выражено глаголом и краткими прилагательными).
Второстепенные члены предложения: (было пустынно и тихо) всюду — обстоятельство места, выражено наречием.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)разговорчивый человек, сделать (не)подумав, ни с кем(не)общавшийся
2) (не)чего опасаться, (не)состоявшаяся встреча, (не)вежливое замечание
3) (не)измеримо увеличилось, ещё (не)написанная книга, (не)взрачная внешность
4) (не)навидеть врага, (не)обыкновенное радушие, ничуть (не)зажившая рана
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: нечего опасаться, несостоявшаяся встреча, невежливое замечание;
2) объяснение условия выбора слитного написания: нечего (неопределённое отрицательное местоимение) опасаться, несостоявшаяся (причастие, нет зависимого слова) встреча, невежливое (прилагательное, нет противопоставления с союзом А, можно заменить синонимом без НЕ) замечание.
Ответ может быть дан в иной формулировке.
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.
1) пута(н,нн)ый ответ, воспита(н,нн)ый ребёнок, дети обуче(н,нн)ыграмоте
2) копчё(н,нн)ая рыба, беше(н,нн)ый пёс, вкусные варе(н,нн)ики
3) старая гости(н,нн)ица, обеща(н,нн)ый отпуск, неожида(н,нн)ый подарок
4) безымя(н,нн)ый герой, холсти(н,нн)ая рубашка, болезне(н,нн)о реагировал
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: копчёная рыба, бешеный пёс, вкусные вареники;
2) объяснение условия выбора написания НН: копчёная (отглагольное прилагательное ) рыба, бешеный (отглагольное прилагательное) пёс, вкусные вареники (существительное, образовано от причастия без приставки).
Ответ может быть дан в иной формулировке.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Затемно, донельзя, понявший, вручит
Ответ:
За́темно, доне́льзя, поня́вший, вручи́т
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Ввиду непогоды поездка была отменена.
2) По приходу поезда пассажиры высадились из вагонов.
3) Мы пришли со школы и сели за уроки.
4) Изучая географию, необходимо пользоваться картами.
Ответ:
По приходе поезда пассажиры высадились из вагонов. Мы пришли из школы и сели за уроки.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.
Текст 2
(1)Языкознание изучает все виды, все изменения языка. (2)Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли; эта способность во всем мире свойственна только человеку.
(3)Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают, каким законам подчинена их жизнь.
(4)Наряду с живыми языками учёных занимают и языки мёртвые, те, на которых сегодня уже не говорит никто. (5)Мы знаем немало таких. (6)Одни исчезли на памяти людей, но о них сохранилась богатая литература, до нас дошли их грамматики и словари, — значит, не позабылся и смысл отдельных слов. (7)Нет только никого, кто бы считал сейчас их своими родными языками. (8)Такова латынь, язык Древнего Рима; таков древнегреческий язык, таков и древнеиндийский санскрит. (9)Таков среди близких к нам языков церковнославянский или древнеболгарский. (10)Изучить их не так уж сложно. (11)Но ведь есть и другие, например, египетский язык времён фараонов, вавилонский или хеттский. (12)Ещё два века назад никто, ни единый человек в мире, не знал ни единого слова на этих языках. (13)Люди с недоумением и чуть ли не с трепетом взирали на никому не понятные надписи на скалах, на стенах древних развалин, сделанные тысячи лет назад неведомо кем и неизвестно по каким причинам. (14)Никто не знал, что значат эти странные буквы, звуки какого языка они выражают. (15)Но терпение и остроумие человека не имеют границ. (16)Учёные-языковеды разгадали тайны многих надписей. (17)В наши дни теперь каждый может спокойно выучиться говорить по-древнеегипетски, по-шумерски, по-ассирийски.
(18)Изучая труды учёных, мы можем узнать о древних Ассирии и Вавилоне, пожалуй, больше и подробнее, чем о многих ныне существующих государствах и народах. (19)И всё это дало нам языкознание.
(По Л. Успенскому)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль текста.
Языковеды изучают происхождение языков, благодаря их трудам сегодня можно узнать о том, как жили люди в древности.
8. Определите и запишите микротему 2 абзаца текста.
Ответ:
Верный вариант ответа:
Языкознание — это наука, которая изучает, как живут, изменяются, умирают, языки, каким законам подчинена их жизнь.
Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Определите, каким средством языковой выразительности являются слова мёртвые, живые (языки) из предложения 4. Запишите ответ.
Ответ: эпитеты.
10. В предложениях 1 — 3 найдите слово с лексическим значением «свод правил какой-либо науки». Выпишите это слово.
Ответ: закон.
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) спокойно выучиться
2) надписи на скалах
3) никто не знал
4) богатая литература
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: спокойно выучиться, надписи на скалах, богатая литература;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: спокойно выучиться (примыкание), надписи на скалах (управление), богатая литература (согласование).
Ответ может быть дан в иной формулировке.
12. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
Ответ: изучить не (так уж) сложно.
13. Определите тип односоставного предложения 10. Запишите ответ.
Ответ: безличное.
14. Среди предложений 17 — 19 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: пожалуй;
2) подбор синонима к вводному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: может быть, должно быть, скорее всего.
Могут быть подобраны другие синонимы.
15. Среди предложений 13 — 15 найдите предложение с обособленным(-ми) согласованным(-ми) определением(-ями). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 13
2) обоснование условий обособления: согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова и поэтому выделяется запятой.
или
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.
16. Среди предложений 18 — 19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 18
2) обоснование условий обособления: обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, стоит в начале предложения и поэтому выделяется запятой с одной стороны.
или
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.
17. Среди предложений 14 — 16 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Ответ: 15.