Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020
Вариант 10
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Сегодня в естестве(н,нной) среде найдется (не)много мест которых (не)к(о/а)снулась бы цивилизац(е/и)я. К таким уг(о/а)лкам относит..ся природа Якутии пор(о/а)жающая своей многогра(н,нн)остью. (В)течени(е/и)(3) долгой п..лярной(2) ночи здесь можно наблюдать уд(е/и)вительное северное с(е/и)яние зав(о/а)раживающе.. своей красотой. Во время короткого лета наступает пери..д когда солнце (не)садит..ся за г(о/а)ризонт. Такое соч(е/и)тание природных явлений ун(е/и)кально для нашей планеты.
По те(р,рр)итории р(е/и)спублики прот(е/и)кает река Лена одна из самых протяжё(н,нн)ых мировых рек. Эта река б(е/и)рущая своё начало в горах явля(е/и)тся источ..ником чистейшей прес..ной воды. Р(о/а)стительный мир представлен хвойн..й т(о/а)йгой и смеш..(н,нн)ыми лесами где р(о/а)стёт листве(н,нн)ица.
Якутия настоящая сокровищ..ница природных р(е/и)сурсов.(4) Здесь есть нефтя(н,нн)ые мест..рождения ведётся добыча каме(н,нн)ого угля и драгоце(н,нн)ых камней. Знакомство с этим бесце(н,нн)ым природным зап(о/а)ведником ост(о/а)вляет (не)изгладимое впеч..тление на всю жизнь.
Ответ:
Сегодня в естественной среде найдется немного мест, которых не коснулась бы цивилизация. К таким уголкам относится природа Якутии, поражающая своей многогранностью. В течение(3) долгой полярной(2) ночи здесь можно наблюдать удивительное северное сияние завораживающее своей красотой. Во время короткого лета наступает период, когда солнце не садится за горизонт. Такое сочетание природных явлений уникально для нашей планеты.
По территории республики протекает река Лена — одна из самых протяжённых мировых рек. Эта река, берущая своё начало в горах, является источником чистейшей пресной воды. Растительный мир представлен хвойной тайгой и смешанными лесами, где растёт лиственница.
Якутия — настоящая сокровищница природных ресурсов(4) Здесь есть нефтяные месторождения, ведётся добыча каменного угля и драгоценных камней. Знакомство с этим бесценным природным заповедником оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
Морфемный разбор слова
Полярной(2)
полярной (пол — корень, ярн — суффикс, ой — окончание, полярн — основа слова)
Морфологический разбор слова
В течение(3)
1. Можно наблюдать (когда?) в течение (ночи) — предлог.
2. Морф. признаки: производный, составной, отыменной, неизм. ф.
3. Не является членом предложения.
Синтаксический разбор предложения
Якутия — это настоящая сокровищница природных ресурсов(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: Якутия (подлежащее, выражено именем собственным, существительным), сокровищница (сказуемое, выражено нарицательным существительным). Второстепенные члены предложения: (сокровищница) ресурсов — дополнение, выражено именем существительным; (ресурсов) природных — согласованное определение, выражено именем прилагательным, (сокровищница) настоящая — согласованное определение, выражено именем прилагательным.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)приемлемый вариант, (не)приязненно посмотрел, ни у кого(не)спрашивая
2) (не)вежливо ответить, (не)смотря на усталость, (не)замеченная деталь
3) (не)сколько вещей, совершенно (не)сдержанная, комната (не)освещена
4) (не)правильные решения, (не)было видно, ничуть (не)сомневающийся
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: невежливо ответить, несмотря на усталость, незамеченная деталь;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: невежливо (наречие, можно заменить на синоним, нет противопоставления с союзом А) ответить, несмотря (производный предлог) на усталость, незамеченная (причастие, нет зависимого слова) деталь.
Ответ может быть дан в иной формулировке.
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.
1) посея(н,нн)ый огород, умудрё(н,нн)ый опытом, ученики сосредоточе(н,нн)ы и спокойны
2) безымя(н,нн)ый палец, жёва(н,нн)ый лист, гости(н,нн)ый двор
3) дамская пудр(н,нн)ица, золочё(н,нн)ая ручка, приёмы использова(н,нн)ы
4) прида(н,нн)ое невесты, подли(н,нн)ая история, отчая(н,нн)о сопротивлялся
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: дамская пудреница, золочёная ручка, приёмы использованы;
2) объяснение условия выбора написания Н: дамская пудреница (существительное, пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано), золочёная (отглагольное прилагательное, образованное от причастия сов. вида) ручка, приёмы использованы (кратное причастие).
Ответ может быть дан в иной формулировке.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Свекла, черпать, принятый, звонит
Ответ:
Свё́кла, че́рпать, при́нятый, звони́т
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Встреча, согласно распоряжению директора, была отменена.
2) Вопреки предсказаний синоптиков, погода наладилась.
3) Окончив университет с отличием, выпускник нашёл престижную работу.
4) Туристы, попытающиеся покорить вершину горы, потерпели неудачу.
Ответ:
Вопреки предсказаниям синоптиков, погода наладилась. Туристы, попытавшиеся покорить вершину горы, потерпели неудачу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.
Текст 2
(1)В глубокой древности всё, что человек не мог в мире объяснить простыми причинами, он относил за счёт таинственных и могущественных сил — богов. (2)Спрашивается: почему гремит гром и бьёт из тучи в тучу молния? (3)Очень просто: это боги воюют между собою, скрываясь за облаками. (4)Неведомо, почему море половину суток приливает к земле, а половину уходит от неё вдаль? (5)Должно быть, воду гоняет морское божество.
(6)Конечно, даже древние люди не могли долго удовлетворяться столь путаными и противоречивыми сказками. (7)Над человеческой способностью говорить они начали размышлять уже по—иному. (8)И многим стало приходить в голову, что эта способность является одним из естественных, природных свойств человека.
(9)В самом деле: мы видим, как каждый из нас без всякого особого обучения, родившись на свет, сам начинает плакать, смеяться, есть, двигаться, ползать, ходить, хватать руками различные предметы. (10)Это не удивляет нас, кажется естественным. (11)Так почему же не допустить, что в определённом возрасте каждый человек так же неминуемо должен и заговорить, как собака — залаять, а жаворонок — запеть? (12)Вся беда в том, думали древние, что это трудно проверить. (13)С раннего детства нас окружают люди, которые уже умеют говорить, взрослые.
(14)Было бы очень интересно, если бы хоть одно дитя выросло в полном одиночестве, не слыша человеческого голоса. (15)Начало бы оно говорить без учителя или же так и осталось бы навеки немым? (16)А если этот ребёнок заговорил бы, то на каком языке? (17)На языке своих родителей, на другом, из числа существующих, или же он придумал бы свой, новый язык? (18)Предположим, что маленький человек начал бы самопроизвольно болтать на одном из наличных в мире языков. (19)Разве из этого не следовало бы заключить, что именно данный язык является тем, на котором некогда впервые заговорили и все люди? (20)Пожалуй, это было бы всего правдоподобней. (21)Не поставить ли такой интересный опыт?
(По Л. Успенскому)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль текста.
Общеизвестно, что способность говорить является одним из естественных, природных свойств человека, однако до сих пор учёные строят предположения о том, возможно ли самопроизвольное, без посторонней помощи, обучение языку.
8. Определите и запишите микротему 2 абзаца текста.
Ответ:
Верный вариант ответа:
В древности люди, не зная причин природных явлений, считали их проявлением божественной силы.
Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение приходить в голову из предложения 8. Запишите ответ.
Ответ: фразеологизм.
10. В предложениях 6 — 8 найдите слово с лексическим значением «рассказ о вымышленных событиях». Выпишите это слово.
Ответ: сказка.
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) самопроизвольно болтать
2) приливает к земле
3) никто не знал
4) интересный опыт
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: самопроизвольно болтать, приливает к земле, интересный опыт;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: самопроизвольно болтать (примыкание), приливает к земле (управление), интересный опыт (согласование).
Ответ может быть дан в иной формулировке.
12. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
Ответ: они начали размышлять.
13. Определите тип односоставного предложения 21. Запишите ответ.
Ответ: безличное.
14. Среди предложений 6 — 8 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: конечно;
2) подбор синонима к вводному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: действительно, разумеется, само собой.
Могут быть подобраны другие синонимы.
15. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 3
2) обоснование условий обособления: обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, стоит в конце предложения, поэтому выделяется только одной запятой.
или
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.
16. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 1
2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного нарицательным существительным.
или
Обоснование условии обособления может быть сформулировано иначе.
17. Среди предложений 6 — 8 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Ответ: 6.