Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Сложное предложение. Культура речи
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
1. Сгруппируйте данные сложные предложения в соответствии с характером функции, выполняемой знаками препинания, стоящими между их частями, — разделительной или выделительной. Спишите предложения по группам, выделите в них основы. Вставьте пропущенные буквы.
1) Многие еще не умеют м..чтать, и поэтому они никак не могут стать в ур..вень со врем..нем. (К. Паст.) 2) П..зволю себе п..делиться личным вп..чатлением: я н..когда не мог см..треть на Ивана Алексеевича Бунина, говорить с ним, слушать его без щ..мящего чу..ства сож..ления из-за нед..гов..ренности, нед..слушанности, нед..сказанности. (Л. Андр.) 3) Жизненный инстинкт об..стряется тогда, когда жизни угр..жает опасность. (А. Ч.) 4) В школу они больше не х..дили, да Старый и не мог им больше н..чего дать. (В. Вер.) 5) Все слушат..ли ск..зали, что р..ман мой нап..чатан быть не может. (И. Бун.) 6) П..тнадцатого дек..бря со..нце по кал..ндарю уг..сает в три с пол..виной ч..са дня, сум..рки поэтому поб..жали по кв..ртире уже с трех часов. (И. Бун.) 7) С..годня с утра идет дождь, что настраивает на п..чальный лад. (В. Кож.)
2. Объедините данные простые предложения в сложные. Запишите получившиеся сложные предложения, расставляя в них знаки препинания и поясняя, какую функцию они выполняют — разделительную или выделительную. В получившихся предложениях графически выделите основы.
1) Матвей понял сейчас. Ему не уст..ять. 2) Настр..ение у него было сп..койное, мирное. Он охотно подч..нялся старш..му брату. 3) Ко всему сказанному я пр..бавил бы еще одно. Об этом писал в своей статье о Моцарте Ромен Роллан. 4) Подлинно гениальное пр..изведение отл..чается от просто т..лантливого. Оно несет в себе иллюзию общеп.. нятности. 5) У русского художника трудно встретить культ чист..й крас..ты. Также у русского философа трудно встретить культ чистой ист..ны. 6) О речи гетмана г..ворили по всей Польше. С..мозванец не мог не знать о ней. 7) Жизнь не бер..гла Казакевича. Он сам с..бя не берег.