Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Союзные и бессоюзные сложные предложения

1. Сгруппируйте сложные предложения с учетом средств связи их частей и отношений между ними: а) союзные — с союзами и союзными словами; б) бессоюзные. Перепишите предложения, выделите основы и подчеркните безударные проверяемые гласные корня.

1) Поздно понимает человек, как это прекрасно — быть юношей! (М. Г.) 2) По мере того как они гасли, все темнее и темнее становилось здесь у нас, на грешной земле. (В. Сол.) 3) Песня эта знакома Меркулову еще с деревни, и поэтому он слушает ее очень внимательно. (А. Купр.) 4) Хвосты завязали в узел, и от этого лошади казались кургузыми и голенастыми. (Ф. Гл.) 5) Деревня спит, в окнах темно. (К. Пауст.) 6) Надо ли говорить, что зимой в шесть часов утра так же темно, как и в любой другой час ночи. (В. Сол.) 7) Все тревоги, все заботы у людей слились в одну: чтоб за час до той свободы не постигла смерть в плену. (А. Тв.) 8) Уходя, полковник притворил дверь неплотно, и теперь в кабинет вливается тревожными ручьями музыка, — где-то в доме играют на рояле. (М. Г.)

2. Выберите сначала союзные сложные предложения и запишите их, а затем бессоюзные. Переписывая предложения, вставляйте в них знаки препинания. Проанализируйте бессоюзные сложные предложения с точки зрения возможности поменять их части местами. Подчеркните во всех предложениях основу. Графически выделите в словах приставки, которые пишутся всегда одинаково.

1) У Муравьева были свои понятия о том как надо узнавать намерения врага. (Н. Задорн.) 2) Ночью в гул моря неожиданно врезался тяжкий гром завыли сирены и снаряды загрохотали взрывы эхо пулеметного огня застучало в горах. (К. Пауст.) 3) Справедливость начинается с оценки тех кого не любишь. (К. Сим.) 4) Сухие шорохи плыли по полю как будто кто-то шел легкой стопой задевая и ломая стебли трав. (М. Г.) 5) Если Капитолина Марковна была лично обижена роялем то остальные еще более задеты были паровой машиной. (Д. М.-Сиб.) 6) Что ни говорил Огнев все до последнего слова казалось ему отвратительным и плоским. (А. Ч.) 7) Жизнь имела цену постольку, поскольку она была полна и за нее не приходилось унизительно дрожать. (А. Сер.)

3. Проанализируйте данные предложения. В каких из них между частями сложного предложения существуют отношения синтаксического равноправия, а в каких одна часть поясняет другую? Перепишите предложения, расставляя знаки препинания, выделяя средства связи частей в составе сложных предложений. Подчеркните гласные после шипящих в корнях слов, обозначьте условия их выбора.

1) Был конец августа небо сеяло мелкий дождь на улицах шептались ручьи дул порывами холодный ветер тихо шелестели деревья падал на землю желтый лист. (М. Г.) 2) Пока казаки отдыхали возле землянок первый батальон черноярцев опередил их и подошел к мосту через Стоход. (М. Ш.) 3) Лошади бежали быстро но путь до города показался Самгину утомительно длинным. (М. Г.) 4) Берега вдруг ожили тишина всколыхнулась. (В. Вер.) 5) На мысу над морем белел поселок как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени низкорослых садов. (К. Пауст.) 6) Радость когда она большая тоже трудно пережить. (К. Сим.) 7) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил небо. (М. Г.)