Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Понятие о сложном предложении

1. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите основы в предложениях, определите средства, с помощью которых они связываются внутри предложения. Подумайте, чем объединяются правила, регламентирующие написание пропущенных букв. Вспомните эти правила, выделите морфемы, в которых пропущены буквы.

1) Леса загорелись на свету будто их выковали из золота хитрые сибирские кузнецы выковали каждую ветку каждый листок каждый малый стебелек. (К. Пауст.) 2) На озере пока мы разводили костер старый мерин под..шел к воде долго ее нюхал но пить не з..хотел. (К. Пауст.) 3) Был такой момент вдруг все сжималось тяжелым комом и ..брасывало Миронова в черную пустоту в бе..молвие в неподвижность. (М. Г.) 4) Места были дикие пр..ютиться негде жили в палатках в норах да у костров. (Ф. Гл.) 5) Очень страшно было на улицах но когда стемнело ..казалось что дома сидеть почему-то еще страшнее. (С. Серг.- Цен.) 6) Сегодня с полудня дождь пер..стал и дороги с чуть по..сохшей грязью были особенно скользкие. (К. Сим.)

2. Перепишите данные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Переписывая предложения, объединяйте их в три группы: а) предложения, части которых соединяются только интонацией; б) предложения, части которых соединяются с помощью союзов, союзных и указательных слов и в) предложения, в которых используются в качестве средств связи и интонация, и специальные слова. Выделите союзы, союзные и указательные слова.

1) Лаевский п..чувствовал (не)ловкость: в спину ему бил жар от костра, а в лицо и в грудь — (не)нависть Коренева. (А. Ч.) 2) Утро, когда начинает..я этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое. (К. Пауст.) 3) Первым делом я стал пр..слушиваться, не работает ли п..близости трактор. (В. Сол.) 4) В штабе дребезжала старенькая пишущая машинка, было людно и накурено. (М. Ш.) 5) Чуть от..ехал от поста, и не стало видно стр..ений, все снег..м зан..сло, лишь т..рчат трубы. (Н. Задорн.) 6) Вечер пр..бл..жался со всей пышн..стью, на какую сп..собно м..сковское лето. (К. Пауст.) 7) Игра Сусанны меня п..разила (не)сказанно: я не ..жидал такой силы, такого огня, такого смелого размаха. (И. Тург.)

3. Определите, каким является каждое предложение — простым или сложным. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Дуняша вл..тела в комнату птицей застав..ла пр..нять аспирин нат..скала из св..ей комнаты з..кусок в..на к..нфет цв..тов убр..ла стол и сидя против Самгина в пестр..м кимоно п..кач..вала туго пр..чесанной г..ловой пер..дергивая пл..чами говорила вполголоса оч..нь бойк.. с не..жида..ыми и забавными инт..нациями. (М. Г.) 2) Неск..лько раз гардемарин ..глядывался а на углу Меринговской ост..новился и под..звал меня. (К. Пауст.) 3) Боже мой, если бы кто-нибудь д..гадался под..рить мне хотя бы кусок ок..менелой ржавчины! (К. Пауст.) 4) Ос..нью нач..нал ин..гда дуть сев..р ный вет..р трамонтана а з..мой — знам..нитый африканский вет..р сирокко. (А. Ч.) 5) Русские р..бочие и м..ряки п..павшие в Неаполь и на Капри не знающие н.. слова по-итальянски и итальянские труженики не знающие н.. слова по-русски оч..нь быстро нач..нали п..нимать друг друга. (А. Ч.) 6) Я польз..вался каждой в..зможностью чтобы узн..вать какие-нибудь новые д..тали о нем. (А. Ч.)