Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Контрольные работы

I

• Оцените приведенные высказывания как истинные (+) или ложные (-).

Вариант 1

1) Обособленными могут быть только второстепенные члены.

2) Предложения могут быть осложнены компонентами, не входящими в его структуру.

3) Обособленными могут быть любые члены предложения.

4) Одно предложение может быть осложнено одновременно различными типами осложнения.

Вариант 2

1) Обращение не входит в структуру предложения, поэтому не может осложнять его.

2) Обращение входит в структуру предложения, поэтому может являться одним из типов его осложнения.

3) Обращение не входит в структуру предложения, но является одним из типов его осложнения.

4) Вводные конструкции могут являться словом, словосочетанием и предложением.

II

• Охарактеризуйте приведенные предложения по следующему плану: 1) количество и тип членов предложения, осложняющих его структуру; 2) способ выражения членов предложения, осложняющих его структуру; 3) место их в предложении; 4) знаки препинания в осложненных предложениях и условия их постановки.

Вариант 1

1) Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. 2) ...И вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати... 3) Из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. 4) Дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа. 5) Мы ехали рядом, молча, распустив поводья, и были уж почти у самой крепости.

(М. Лермонтов)

Вариант 2

1) Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а другой держа погасшую трубку. 2) Она никому не будет принадлежать, кроме меня. 3) Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти. 4) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества. 5) Расставшись с Максимом Максимычем, я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел во Владикавказ.

(М. Лермонтов)

III

• Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните графический синтаксический разбор предложений. Составьте по одному предложению, содержащему различные члены, осложняющие структуру простого предложения.

Вариант 1

1) Итак одно ж..лание пользы заставило меня нап..чатать ..трывки из журнала д..ста..шегося мне случайно. 2) Да и какое дело до рад..стей и бедствий чел..веческих мне странствующ..му оф..церу да еще с подорожной по казенной над..бности.

(М. Лермонтов)

Вариант 2

1) Я выт..щил из Чемодана в..сковой ..гарок и засв..тив его стал раскладывать его вещи п..ставив в угол шашку и ружье пистолеты п.. ложил на стол раз..стлал бурку на лавке. 2) Суда ст..ящие в пристан.. были все или ст..рожевые, или купеческие, еще даже не начина..щие нагружаться.

(М. Лермонтов)

IV

• Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Охарактеризуйте приведенные предложения по следующему плану: 1) количество и тип компонентов, осложняющих структуру предложения; 2) способ выражения элементов, осложняющих его структуру; 3) место в предложении; 4) знаки препинания и условия их постановки.

Вариант 1

1) П..слушай Бэла ведь нельзя же ему век с..деть здесь... 2) Может быть некоторые ч..татели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? 3) Причина побудившая его вступить в полк остан..тся вечною тайною между им и неб., сами. 4) Несколько раз ее взгляд уп..дая на меня выр..жал д..саду стараясь выразить р..внодушие...

(М. Лермонтов)

Вариант 2

1) Я здесь моя джанечка (то есть по-нашему душенька). 2) Вы (или ты) этого не должны знать! 3) Ее легкая но бл..городная п..ходка имела в себе что-то неуловимое, ускользающее от ..пределения но п..нятное взору. 4) Не радуйтесь однак.. .

(М. Лермонтов)

V

• Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выполните графический синтаксический разбор предложений.

Вариант 1

1) В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке и казак мой вопреки приказанию спал крепким сном держа ружье обеими руками. 2) Они пьют — не воду — гуляют мало играют и жалуются на скуку.

(М. Лермонтов)

Вариант 2

1) Моя шкатулка шашка с серебряной оправой дагестанский кинжал — подарок приятеля — все исчезло. 2) Под старость они делаются либо мирными помещиками либо пьяницами (иногда тем и другим).

(М. Лермонтов)

VI

• Распределите номера данных предложений по двум столбикам.

Простые предложения, осложненные различными второстепенными членами

Простые предложения, осложненные компонентами, не входящими в структуру предложения



Вариант 1

1) Вот вы, например, другое дело! 2) Куда девались ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?.. 3) Я не заслужил этих упреков, Максим Максимыч. 4) Муж Веры, Семен Васильевич Г..в, — дальний родственник княгини Лиговской. 5) Может быть, ты любишь своего второго мужа? 6) Гостей не было, кроме Веры и одного презабавного старичка.

(М. Лермонтов)

Вариант 2

1) Довольна ль ты моим послушанием, Вера? 2) Но он, к счастию, этого не заметил. 3) Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь. 4) Мы скоро разлучимся опять и, может быть, навеки... 5) У меня, кроме этого, есть еще другие убеждения. 6) Княгиня на меня смотрит очень нежно и не отходит от дочери.

(М. Лермонтов)