Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Контрольные работы - Обращения, вводные слова и вставные конструкции
I
• Напишите диктант, выполните задания.
Диктант
Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра. С жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется и на душе станет легко. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.
...Казаки, зевающие на своих вышках, видя меня скачущего без нужды и цели, долго мучились этою загадкой, ибо, верно, по одежде приняли меня за черкеса. Мне в самом деле говорили, что в черкесском костюме верхом я больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы. И точно, что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди...
Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад. Я держу четырех лошадей: одну для себя, трех для приятелей, чтоб не скучно было одному таскаться по полям; они берут моих лошадей с удовольствием и никогда со мной не ездят вместе.
(По роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова)
Задания.
1) Графически обозначьте, чем осложнены предложения: первое предложение первого абзаца (для варианта 1); третье предложение первого абзаца (для варианта 2).
2) Графически выделите следующие типы осложнения: все обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами в предложениях первого абзаца (для варианта 1); все обособленные определения, выраженные причастными оборотами, в предложениях второго абзаца (для варианта 2).
II
• Напишите сжатое изложение, заменяя повествование от 1-го лица повествованием от 3-го лица (от лица героя произведения — Печорина).
Изложение
Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго; тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были «Шотландские пуритане»; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом...
Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал...
Возвратясь, я нашел у себя доктора...
Мы сели верхом... мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем...
Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем... В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемой стеной. Мы ехали молча.
(М. Лермонтов. «Герой нашего времени»)
1. Составьте по одному предложению, осложненному различными элементами, не входящими в его структуру.
2. Перепишите предложения, объединяя их в группы: с вводными конструкциями и с вставными конструкциями. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Вариант 1
1) Может быть я вижу первого такого чел..века, как он, (по)моему он лов..к, знающ, находчив и р..ботящ, кроме того он х..рошо в..спитан. (А. Купр.) 2) На ..крайне села
это место н..зывалось выс..лками вс..гда было безлюдно. (К. Пауст.) 3) Весь мир казалось с..стоял только из черных с..луэтов и бр..дивших белых теней. (А. Ч.) 4) В мол..дости по его сл..вам Гофман даже плавал на шхунах, в..зивших херсонские вишни. (К. Пауст.) 5) О вашем п..ведении я с..общу в штаб армии и смею вас уверить р..зультаты (не) замедлят ск..заться. (М. Ш.) 6) Фельдшер Михаил Захарыч это был он тихо кашл..нул и (не)смело вош..л в к..бинет. (А. Ч.)
Вариант 2
1) Быть может вам еще раз в жизни а бывает в жизни много раз п..кажется, что вы (ни)когда не вид..ли (ни)чего красивее и велич..ственнее. (К. Сим.) 2) Оч..видно ..бщение с детьми раз..вает в ч..ловеке многие добрые свойства. (К. Пауст.) 3) В дни гол..довок а ему пр..ходилось и..пытывать их (не)однократно он пр..ходил сюда на б..зар и на жалкие гр..ши п..купал себе хлеба и жаре..ой к..лбасы. (А. Купр.) 4) Калиныч как я узнал после каждый день х..дил с барин..м на ..хоту. (И. Тург.) 5) Даже нося оф..церские п..гоны, ты остан..шься пр..сти меня (не)отесанным к..заком. (М. Ш.) 6) Сухое дыхание л ..сов и запах можжевельника должно быть д..носятся до сам..летов. (К. Пауст.)
3. Прочитайте предложения. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, сначала те из них, которые содержат вводные слова, затем — вводные словосочетания, затем — вводные предложения. Определите их значение и выделите вводные конструкции запятыми.
Вариант 1
1) Зам..чание строг..й дамы не уд..ржало бы без с..мнения Илью от уд..вольствия видеть лишний раз рад..сть дочери, но к сож..лению гор..дской сад н..ходился очень д..леко от Разбойной улицы. (А. Купр.) 2) Халяпин тягот од..ночества вид..мо не чу..ствовал. (А. Ив.) 3) Все это как ра..называли ужасно испугало князя, до того, что он с..вершенно изм..нился характером и обр..тился в затворники. (Ф. Дост.) 4) П..-вашему все это мел..чи, пуст..ки? (В. Вер.) 5) По слухам где-то на юге округа х..дила банда Маслака. (М. Ш.)
Вариант 2
1) Пр..знаться я боюсь друж..ских рек..мендаций. (К. Сим.) 2) Стр..на казалось скоро зад..хнется. (М. Г.) 3) По правд.. сказать ему было б..зразлично, где бы н.. жить, лишь бы жить сп..койно. (М. Ш.) 4) У себя дома Борис сильн.. скучал и не нах..дил как гов..рится места. (Д. М.-С.) 5) Оказывается Захаров кое-что п..нимает в пар..ш..тизме. (А. Мак.)
4. Найдите в предложениях вводные конструкции и охарактеризуйте их по значению: а) оценивающие степень достоверности высказываемого; 6) выражающие эмоциональную оценку; в) указывающие на источник сообщения; г) указывающие на способ выражения сообщения; д) оценивающие степень обычности сообщаемого; е) обращение к собеседнику с целью активизировать его внимание; ж) выражающие отношения между частями высказывания.
Вариант 1
1) По правде сказать, колонисты не умели разговаривать на подобные темы. (А. Мак.) 2) Это же нелепо, согласитесь! (М. Г.) 3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна. (К. Пауст.) 4) О самом Кукушкине, который был, по его мнению, большим прохвостом, Малинин думал со злостью. (К. Сим.) 5) Как всегда, Егор Матвеевич взялся энергично за дело. (А. Сер.) 6) Во-первых, больная находилась в отчаянии, а во-вторых, я сам чувствовал к ней расположение. (И. Тург.) 7) На участке он выращивал опытные, или, выражаясь высоким стилем, экспериментальные растения. (К. Пауст.)
Вариант 2
1) О том, кем и кого заменять, нашему брату, к сожалению, приходится думать заранее. (К. Сим.) 2) Ветлуга, очевидно, взыграла. (В. Кор.) 3) Без сомнения, проезжающий чиновник захочет осмотреть богоугодные заведения. (Н. Г.) 4) Представьте, я вчера ночью написала огромное письмо моей кузине. (А. Купр.) 5) Кстати, вас укачивает в море? (А. Купр.) 6) К счастью, тайна так и осталась тайной, (И. Бун.) 7) К всеобщему удивлению и разочарованию, князь даже не заехал в Мордасов. (Ф. Дост.)
5. Прочитайте предложения. Найдите в них вставные конструкции и определите их значение по отношению к основному высказыванию (добавление, пояснение, уточнение, выражение причины, следствия и т. д.).
Вариант 1
1) Что может быть лучше для писателя, — а он всегда должен быть и поэтом, — чем открытие новых областей поэзии вблизи себя? (К. Пауст.) 2) Сегодня надо ехать с визитом к тетке (скучной, как все тетки) или — еще того хуже после завтрака к нам приедут гости. (К. Ст.) 3) Подремав после обеда, — обедали в полдень — Митя вышел из дома и не спеша пошел в сад. (И. Бун.) 4) Глухо гудели орудия и совсем тихо (нужно было припадать ухом к промерзлой земле) выстрачивали пулеметы. (М. Ш.) 5) Однажды — это было тоже осенью — в городе замаршировали по улицам военные отряды. (С. Серг.-Цен.)
Вариант 2
1) Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером. (К. Пауст.) 2) Ермолай шел смело и безостановочно (так хорошо заметил он дорогу). (И. Тург.) 3) Аксинья сняла чирики и, захватив левой рукой подол юбки (в лесу на траве еще лежала роса), легко шла по лесной заброшенной дороге. (М. Ш.) 4) За истраченный попусту патрон (что строго воспрещалось приказом командующего) решили старики виновного наказать. (М. Ш.) 5) Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хотелось еще что-то сказать), пошел в переднюю и остановился там в раздумье. (А. Ч.)
6. Найдите в данных предложениях обращения и охарактеризуйте их выражение. Выпишите отдельно предложения, содержащие обращения к человеку (людям), и предложения, в которых есть обращения, адресованные не лицу. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Вариант 1
1) Папаша пойдемте в столовую пообедаем. (К. Пауст.) 2) Братцы Я ноги промочил! (М. Г.) 3) Здравствуй Волга- матушка давно я не любовался на твою красу. (И. Тург.) 4) Эй, а ты куда мамаша? (А. Тв.)
Вариант 2
1) Поля мои Вот я стою среди вас один, обнажив перед вами темя. (С. Серг.-Цен.) 2) Я своими жильцами доволен Дарья Дмитриевна. (А. Т.) 3) И как ты мать моя терпела все это? (Н. Г.) 4) Шуми, шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А. П.)