Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Контрольные работы - Предложения с обособленными членами
I
• Напишите диктант. Выполните задания.
Диктант
Определив место, где жили волки, мы обошли его на лыжах по кругу, развесили по кустикам флаги, красные и пахучие. Красный цвет пугает волков, и запах кумача страшит, особенно, если ветерок, пробегая сквозь лес, шевелит этими флагами...
Осторожно покрикивая и постукивая палками, загонщики взбудили волков, и они тихонько пошли в свою сторону. Впереди шла сама волчица, за ней — молодые переярки и сзади, в стороне, — огромный лобастый матерый волк, прозванный Серым помещиком.
Волки шли осторожно. Загонщики нажали. Волчица пошла на рысях. И вдруг... Стоп! Флаги! Она повернула в другую сторону, и там тоже... флаги!
Старая волчица, ткнувшись туда-сюда, нашла себе выход и в самых воротцах была встречена выстрелом в голову.
Серый не раз бывал в таких переделках и, услыхав первые выстрелы, махнул через флаги. На прыжке в него было пущено два заряда: один оторвал ему левое ухо, другой — половину хвоста.
Все волки погибли, но не Серый. За одно лето он порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая. Он дожидался, когда отлучатся или уснут пастухи и врывался в стадо, резал овец и портил коров. После того, схватив себе овцу на спину, мчал ее к себе в недоступное логовище. Зимой, когда стада в поле не выходили, ему редко приходилось врываться в какой-нибудь скотный двор. Тогда он питался почти только собаками, и до того обнаглел, что однажды, преследуя собаку, бегущую за санями хозяина, загнал ее в сани и вырвал ее прямо из рук хозяина.
Так Серый помещик сделался грозой края.
(По повести М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Задания.
1) Подчеркните члены предложения в первом предложении четвертого абзаца и в последнем предложении текста, дайте их полную характеристику.
2) Охарактеризуйте каждую часть первого предложения шестого абзаца текста с точки зрения полноты/неполноты, односоставности/двусоставности, распространенности/нераспространенности.
3) Поясните постановку тире во втором предложении второго абзаца.
II
• Напишите диктант по памяти и выполните задание.
Вариант 1
Диктант
Березы
Зимой березы стоят в хвойном лесу, а весной, когда листья развертываются, кажется, будто березы из темного леса выходят на опушку. Это бывает до тех пор, пока листва на березах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев. И еще бывает осенью, когда березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.
(М. Пришвин)
Задание.
Подчеркните главные члены односоставных предложений или частей сложных предложений.
Вариант 2
Диктант
Анютины глазки
Бабочка, совсем черная, с тонкой белой каймой, сядет и становится, как моль, — треугольником. А то из этих же маленьких бабочек есть голубая, всем очень знакомая. Эта когда сядет на былинку, то делается как цветок. Пройдешь мимо и за бабочку ни за что не сочтешь, цветок и цветок: «анютины глазки».
(М. Пришвин)
Задание.
Выполните синтаксический разбор первого предложения.
1. Спишите предложения. Графически обозначьте все элементы, осложняющие структуру предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.
Вариант 1
1) Он посмотрел на костер и замолчал снова набивая трубку. 2) Это пела красавица Нонка дочь Макара. 3) Рассердился он прогнал меня ругаясь. 4) Может быть ее красоту можно бы на скрипке сыграть знающему эту скрипку как свою душу. 4) На Мораве один магнат старый чубатый увидал ее и остолбенел. Сидит на коне и смотрит дрожа как в огневице. 5) Вот сокол какие люди бывают! 6) И плакать и смеяться хотелось одновременно слушая его. 7) Беру тебя в жены перед богом своей честью твоим отцом и всеми этими людьми.
(Из произведений М. Горького)
Вариант 2
1) Стоит Лойко Зобар как в крови в огне костра и сверкает зубами смеясь. 2) Мало друг таких людей! 3) И мудр он как старик и сведущ во всем и грамоту русскую и мадьярскую понимал. 4) Вот она красавица Рада улыбается как царица! 5) Подошел он к ней стиснув зубы сверкая глазами. 6) Но волю-то Лойко я люблю больше чем тебя. 7) Шел Лойко повеся голову и опустив руки как плети придя в балку к ручью сел на камень и охнул.
(Из произведений М. Горького)
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Найдите обособленные второстепенные члены предложения. Какие функции они выполняют в предложении, что вносят в его содержание: а) добавочное высказывание; б) уточнение, пояснение; в) присоединение; г) выделение?
Вариант 1
1) Над бухтами ст..ял безмолвный штиль затянутый в..черним дымом. (К. Пауст.) 2) М..нутами я был близ..к к обм..року от счастья. (К. Стан.) 3) Что можно услышать
в Мещорском крае кроме гула с..сновых л..сов? (К. Па- уст.) 4) Вдали налев.. в углу с..дового вала ч..рнел ельник. (И. Бун.) 5) В скалах з..росших оранж..выми лишаями гн..здились дикие голуби. (К. Пауст.) 6) Закусок было мног.. и разных. (Е. Перм.)
Вариант 2
1) На пристан.. н..кого не было кроме стор..жа с ф..нарем. (К. Пауст.) 2) Но тут была еще другая св..я маленькая тайна тайна безыменного оз..рка. (В. Сол.) 3) Внизу в пр..хожей часы пр..били шесть. (К. Пауст.) 4) Я выб..жал за угол избы в х..лодок под ветлы и бросился на пр..хладную траву. (Ф. Гл.) 5) Работал нап..каз не скрывая св..ей цели воодуш..вить детей страстью к труду. (М. Г.) 6) Крупные капли д..ждя разб..вались о землю превращаясь в пыль и м..льчайшие брызги. (В. Сол.)
3. Замените в данных сложных предложениях придаточную часть обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, выделяя графически обособленные определения.
Вариант 1
1) Через минуту она вышла из галереи и даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал.
2) Она питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читает Байрона по-английски и знает алгебру.
3) Она рассеянно слушала Грушницкого, который восхищался природой.
4) Казаки, которые зевали на своих вышках, видя меня скачущего без нужды и цели, долго мучились этою загадкой.
(М. Лермонтов)
Вариант 2
1) Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который решил его участь.
2) Отчего я не хотел ступить на этот путь, который открыт мне судьбою...
3) Глаза всех с неопределенным любопытством бегали от пистолета к роковому тузу, который медленно опускался на стол.
4) Их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, который был зажжен на краю леса беспечным странником!
(М. Лермонтов)
4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите обособленные члены предложения и выделите их графически. Охарактеризуйте способ их выражения. Определите условия обособления.
Вариант 1
1) (В)дали п..казалась пристань — маленький красный домик, выстр..енный на барке. (А. Купр.) 2) Во всех этих людях, (не)см..тря на их внешнее различие, Самгин почу..ствовал (не)что единое и раздр..жающее. (М. Г.) 3) (Не)ясное пламя со свист..м и хлюпаньем г..ревших в печ..ке сырых дров ..свещало (не)жилую, уже давно брош..нную Хозяевами избу. (К. Сим.) 4) Т..гда, два..цать лет назад, город (не)имел для меня ни единой к..нкретной черты. (В. Сол.) 5) Вет..р, (все)еще сильный, дул т..перь с в..стока, разметывая снежные и д..ждевые тучи. (А. Т.)
Вариант 2
1) Город м..лчал, то(же) как(бы) пр..слушиваясь к будущ..му. (М. Г.) 2) Нас встретил сух..щавый п..жилой ..хотник, наст..ящий ..тшельник. (К. Пауст.) 3) Отец пр..ехал к вечеру, черный от пыли, с налитыми кровью глазами. (Ф. Гл.) 4) К дому нужно было и..ти по узким деревя..ым м..сткам, проложенным между двумя рядами широких столетних лип. (А. Купр.) 5) (Из)редка в этом дыму мертво блестело море, похожее на ртуть. (К. Пауст.)
5. Прочитайте предложения. Найдите в них деепричастия и деепричастные обороты. Определите причину, по которой они в отдельных случаях не должны обособляться. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Вариант 1
1) В сизой дали играла искрами по всему водному простору синяя река уходя за меловые холмы. (А. Т.) 2) Вернувшись в гостиницу Лопатин лег в постель так и не поев в этот день. (К. Сим.) 3) Своим делом он занимался спустя рукава потому что больница все еще строилась а практика была ничтожна. (Д. М.-С.) 5) Яков Артамонов шел не торопясь сунув руки в карманы держа под мышкой тяжелую палку. (М. Г.)
Вариант 2
1) Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу. (Ф. Гл.) 2) Зайцы спасаясь от лыжников путали сложные петли. (К. Пауст.) 3) Клима Ивановича Самгина слушали внимательно и п..чти (не)возр..жая. (М. Г.) 4) Пройдя (пол)версты Бобров вз..брался на пр..горок. (А. Купр.) 10) Мы сл..мя гол..ву н..елись по глубоким ухабам и выб..инам. (А. Сер.) 11) Л..ства б..рез в..сит не шелохнувшись. (К. Пауст.)