Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Контрольная работа - Простое предложение и его грамматическая основа
• Напишите сочинение на тему «Русский язык — величайшая ценность русского народа», используя публицистический стиль или средства выразительности художественной литературы.
1. Оцените приведенные высказывания как истинные (+) или ложные (—).
Вариант 1
1) Распространенное предложение всегда является двусоставным.
2) Неполные предложения всегда нераспространенные.
3) Односоставные предложения по-другому называются неполными.
4) Предложение распространяют второстепенные члены.
Вариант 2
1) По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.
2) По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или восклицательными.
3) Дополнения, определения, обстоятельства и приложения — второстепенные члены предложения.
4) В предложении обязательно есть подлежащее и сказуемое.
2. Определите в каждом предложении способ выражения подлежащего.
Вариант 1
1) Мы все немного поэты в душе, особенно охотники. 2) В нашем городе множество охотников с гончими. 3) На открытой форточке пробудился задремавший грач. 4) Настя с Митрашей жили от нас через дом... 5) Все три медведя на том конце острова подошли было к двум корявым березкам у края воды.
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Большинство ребят в лесу всеми силами стремятся показать свою власть над природой... 2) Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... 3) Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото. 4) Мы с Яриком все шли и силились слушать тишину. 5) Впереди плавали четыре кряковых селезня.
(М. Пришвин)
3. Охарактеризуйте предложения как полное/неполное, односоставное/двусоставное.
Вариант 1
1) Этим не кончилось! 2) Денек задумался. 3) В больших березах золотые гнезда. 4) Мне стало жалко хорошенькую собачку. 5) Выхожу в поле в сандалиях. 6) Хромке некуда было улетать от нас. 7) Как это понять? 8) Смешная мысль мне пришла в голову. 9) Но об этом долго рассказывать. 10) Солнце и ветер. 11) Заосеняло.
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Лежать! 2) Она такая трусиха! 3) Слезы выступили на глазах у старушки. 4) Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья! 5) Что с ним, с таким, делать? 6) Ни зверь, ни рыба, ни человек... 7) Говорили даже про водяного, попавшегося однажды в сети богатого рыбака. 8) При корове двум детям не было особой нужды. 9) То дождик, то солнышко. 10) Весенний ветер. 11) Утро малоросистое.
(М. Пришвин)
4. Выполните синтаксический разбор предложений.
Вариант 1
1) Новый жилец принял всех их за неприятелей своей дорогой хозяйки и бросился в бой. 2) Еловой породе деревьев тень вначале бывает даже нужна. 3) Сколько времени я путался в горелице?
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Встретить выходные следы мне не пришлось. 2) Неужели он бросит ее и погонится за несчастным зайчишкой? 3) Упрямые охотники эти ястребы!
(М. Пришвин)
5. Составьте и запишите 5 предложений, в которых инфинитив является: а) частью составного глагольного сказуемого; 6) подлежащим; в) дополнением; г) определением; д) обстоятельством.
6. Распределите предложения по трем группам и запишите их в соответствующие столбики.
Предложения с простыми глагольными сказуемыми |
Предложения с составными глагольными сказуемыми |
Предложения с составными именными сказуемыми |
Вариант 1
1) Смешная мысль мне пришла в голову. 2) Стали мы все об этом догадываться. 3) Мы же все были детьми. 4) Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками. 5) Особенно любил я в детстве рассказы крестьян о чудесной стране в Золотых горах на Белых водах. 6) Какими же они
прекрасными стали! 7) Но среди зверей зуек был совершенно один.
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Вода долго еще будет прибывать. 2) Звуки стали похожи на игру палочками на стаканах. 3) Полной тьмы в это время года не бывает на севере. 4) В одно теплое утро в тишине перед восходом солнца с воды начали подниматься свободные капельки... 5) И какие это были умные детишки! 6) К этому вою давно прислушивался волк Серый помещик. 7) И это было сигналом к всеобщей драке всех токующих петухов.
(М. Пришвин)
7. Разберите по членам только распространенные предложения.
Вариант 1
1) Как знать? 2) Он еще мог бы вырваться... 3) Нам теперь остается уже немного досказать о всех событиях большого дня в Блудовом болоте. 4) Вот какие богатства скрыты в наших болотах!
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Возможно ли это? 2) Слышу и жду! 3) Он ей ответил. 4) Была-жила елочка чуть ли не за сто лет до рождения Васи.
(М. Пришвин)
8. Охарактеризуйте предложения как полное/неполное, односоставное/ двусоставное.
Вариант 1
1) Было это в годы первой войны с немцами. 2) Во всех Ведерках оставалось только одно такое древо. 3) Ну и память у тебя, Вася! 4) Откуда же тень? 5) Это бесспорно!
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Так и пошли. 2) Чудак этот Антипыч! 3) И неправду ты говоришь про сучки! 4) Елка — дерево собранное. 5) Что ты хотел спросить?
(М. Пришвин)
9. Составьте по схемам предложения и запишите их под соответствующими номерами.
Вариант 1
10. Охарактеризуйте предложения как полное/неполное, односоставное/двусоставное, распространенное/нераспространенное.
Вариант 1
1) Вернулось солнце. 2) Куда же пойдем? 3) Это правда. 4) А сколько старухе твоей? 5) Маруське пошел восемнадцатый год. 6) А сколько накипело всего лишнего от радости у Силыча! 7) Вот какие наши леса! 8) Плохо ему? 9) Что нам делать? 10) Часто падают деревья и на тропу.
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Пустите нас. 2) А как у вас с деньгами? 3) Как тебя зовут? 4) Настей. 5) Всюду на берегах люди возились с лесом. 6) Так это и случилось с Силычем. 7) Недели две они так счастливо жили. 8) Садитесь-ка лучше ко мне в ялик! 9) Глаза были умные, осмысленные. 10) И то была правда.
(М. Пришвин)