Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Монолог, диалог

1. Прочитайте текст. Составьте кластеры «устная речь» и «письменная речь».

По количеству участников выделяют следующие виды речи.

Монолог (речь одного человека). Это речь, обращенная к самому себе или другим, но не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию другого лица, обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, описание, рассуждение, оценка, исповедь, самохарактеристика). Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные (чем в диалоге) синтаксические конструкции. В основе такого речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации — получение информации. Монолог представляет собой линейную цепочку предложений. Под линейностью в данном случае понимается расположение элементов монологического высказывания в виде речевой цепи. Монолог — это процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах. Целью монолога может быть информирование, пробуждение каких-либо чувств и эмоций или побуждение к определенным действиям.

Диалог (речь двух людей). Это генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения. Его специфика состоит в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в структуре диалога. Он состоит из взаимных реплик собеседников. Диалог — это альтернирующая цепочка предложений, образуемая чередованием высказываний участников речевого акта, при этом каждый участник выступает то в роли говорящего, то в роли слушающего. Диалог — это процесс взаимного общения, при котором реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей (говорящий — слушающий). Выделяют два класса диалога: информационный (характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях) и интерпретационный (характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают у них разную интерпретацию). Виды диалогов: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры.

Общими для диалога и монолога чертами являются смысловая целостность, тематическая организация его составляющих и коммуникативная преемственность между его компонентами, наличие структурных показателей связности.

2. Выберите из любого художественного произведения примеры монолога и диалога. Докажите, что вы правильно подобрали примеры.