Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Устная и письменная речь
• Прочитайте текст и выполните задания.
Русский язык является родным более чем для 150 миллионов человек, более 60 миллионов человек разных национальностей называют его своим вторым языком, которым они свободно владеют. Термин «общенациональный язык» для обозначения определенного типа языка требует уточнения этого понятия. Если «общенародный язык» — «общеразговорный язык», то этот термин применим только к эпохе развития нации. Понимание национального языка двойственно: 1) язык нации в целом, представленный механически, включает в себя и литературно-письменный язык и все диалектно-речевые пережитки предшествующих эпох, и они получают статус национальных. Литературный язык — это ядро этой рассеянной системы как язык национально-литературный, поэтому он квинтэссенция национального языка, мотор его развития.
Русский язык — язык межнационального общения, он охватывает многочисленные говоры и наречия русского народа. Его высшая форма — современный русский литературный язык, который характеризуется своей нормированностью. Причем нормы обязательны для всех говорящих на русском языке. Благодаря нормированности литературный русский язык относительно стабилен. Литературная норма — категория историческая, она меняется с развитием языка, подчиняясь его законам.
Международная и межнациональная функции русского языка заключаются также в том, что через него западноевропейские, восточные и другие зарубежные языки воспринимают определенные элементы русского языка, а также языков тех народов, для которых русский является вторым родным (некоторые тюркские, иберийско-кавказские и др.).
Задания.
1) Приведите несколько аргументов, доказывающих тезис о том, что русский язык — это язык межнационального и международного значения.
2) Подберите несколько высказываний писателей или ученых о русском языке.
1. Прочитайте текст и письменно ответьте на вопрос: каково значение письменности и письменной речи? Составьте развернутый ответ (5 — 6 предложений).
Существенным фактором языковой эволюции стало развитие письма. Письмо, будучи самой важной предпосылкой цивилизации, во многом меняет условия существования языка в обществе. Меняется отношение говорящих к языку. Появление письменности способствует формированию литературных языков. Происходит нормирование и кодификация норм. Языковые нормы закрепляются в грамматиках, словарях, учебниках. С письмом язык получает механизм своего функционирования. Письмо является основой обучения родному языку. С появлением письменности возникает возможность сохранения любых форм языковой системы, языковых единиц.
Письмо меняет и отношения в обществе между различными социальными группами. Развивающиеся функциональные стили регламентируют официальные отношения между работником и работодателем, между странами, между заведениями и объектами промышленности. На основе публицистического стиля формируются стили массовой коммуникации, информации и воздействия. Развиваются термины системы, являющейся основой НТР и НТП.
2. Ознакомьтесь с текстом статьи. Перепишите содержание таблицы и дополните его характеристиками устной и письменной речи, содержащимися в прочитанном тексте.
Внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной. Основным вопросом исследования этих форм речи является вопрос о том, как в каждой из них соотносятся языковые и внеязыковые элементы и каковы те грамматические формы и синтаксические структуры, которые различают их. Речевое общение осуществляется во времени и пространстве. Устная форма речи определяется временем, письменная речь — пространством. Пространство статично — значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.
Устная речь |
Письменная речь |
1. Говорящий и слушающий не только слышат, но и часто видят друг друга. 2. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от нее. 3. Рассчитана на слуховое восприятие. Устное высказывание может быть буквально воспроизведено только при наличии специальных технических средств. 4. Говорящий говорит «набело», исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. |
1. Пишущий (как правило) не видит и не слышит того, кому предназначена его речь. Он может лишь мысленно представить себе читателя. 2. Не зависит от реакции адресата. 3. Рассчитана на зрительное восприятие. Читатель может повторно перечитывать текст столько раз, сколько ему это потребуется. 4. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному, совершенствовать его многократно. |
Устная речь создается в момент говорения, следовательно, это обязательно импровизация (если это не чтение вслух или наизусть). Устная речь создается в процессе акта коммуникации, поэтому основным ее признаком является неподготовленность.
Устной речи свойственна прерывистость (наличие непроизвольных, достаточно длительных пауз между словами, словосочетаниями, предложениями, а также повторение отдельных слов, слогов, звуков, растягивание некоторых звуков (например, [э]), наличие выражений типа «Как сказать».
Также для устной речи, создаваемой в момент говорения, характерны избыточность и лаконизм высказывания, которые на первый взгляд могут показаться взаимоисключающими. Избыточность — это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносимые по содержанию конструкции, что объясняется условиями создания устного ответа, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Лаконизм — это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации.
Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, т. к. она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации. Поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней: подбор слов, сознательные операции в рамках синтаксиса и др.
Таким образом, письменная речь характеризуется прежде всего подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Она выступает аппаратом членения и осознания строя языка, играя существенную роль в развитии внутренней речи.