Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Контрольные работы - Местоимения

I

Диктант

• Напишите диктант. Выполните грамматические задания.

  Обломову приснилось, что он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где совершаются все чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного лентяя, которого все обижают, и осыпает его добром, а он потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице.

Няня повествует ему о подвигах и удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича; потом о злых разбойниках, о спящих царевнах; наконец, переходит к нашей демонологии, к мертвецам, чудовищам и оборотням. Она влагала в детское воображение Илиаду русской жизни, созданную в те времена, когда человек еще не ладил с опасностями и тайнами природы, когда он трепетал и перед оборотнем, и перед лешим, когда и в воздухе, и в воде, и в лесу, и в поле царствовали чудеса. Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома.

Терялся слабый человек, с ужасом озираясь в жизни, творил среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искал разгадку. И поныне русский человек среди окружающей его лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго еще не отрешиться ему от этой веры.

Слушая нянины сказки о Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем, то страдал за неудачи храбреца. Населилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели в его душу. Он печально озирается вокруг и все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла и печалей.

Однако сказка в Обломовке и над взрослыми до конца жизни сохраняла свою власть. Стук ставни и завыванье ветра в трубе заставляли бледнеть всех. Никто в крещенье не выйдет после десяти часов вечера один за ворота; всякий в ночь на пасху побоится идти в конюшню, опасаясь застать там домового.

В Обломовке верили всему...

(По роману И. Гончарова «Обломов»)

Задание.

• Выполните полный морфологический анализ выделенных слов: выделенные жирным шрифтом слова — 1-й вариант; подчеркнутые слова — 2-й вариант.

II

Диктант

• Напишите диктант. Выполните грамматические задания.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома, он лежал в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приемной.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материю, красивые ширмы с вышитыми небывалыми птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но глаз человека с чистым вкусом одним взглядом прочел бы только желание кое-как соблюсти видимость приличий. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими неграциозными стульями, шаткими этажерками. Такой же характер носили и картины, и вазы, и мелочи.

Около картин лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала могли бы служить скрижалями, для записывания на них, по пыли, заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с обглоданной косточкой да валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и лишено было следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла чернильница с перьями. Но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; номер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы испуганная муха.

(И. Гончаров. «Обломов»)

Задание.

• Выполните полный морфологический анализ выделенных слов: выделенные жирным шрифтом слова — 1-й вариант; подчеркнутые слова — 2-й вариант.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте разряд всех местоимений в данных предложениях.

Вариант 1

1) Агафья мало прежде в..дала таких людей а если в..дала, так издали, и, может быть, они нравились ей, но ж..ли они в другой, не в ее сфер.., и не было никакого случая к сбл..жению с ними. 2) Он чу..ствовал, что любовь в сам..м деле ст..новилась долгом, что она м..шалась со св..ею жизнью, вх..дила в с..став ее ..бычных отпр..влений и нач..нала т..рять радужные краски. 3) Они не лгали н.. перед с..бой, н.. друг другу: они выд..вали то, что г..в..рило сер..це, а гол..с его пр..х..дил через вообр..жение. 4) Оба сии с..словия в в..ликой скуд..сти обр..таются, и оттого г..сударству н..какой пользы от них нет, только одно раз..рение. 5) Кое- кто из стр..льцов подош..л, стали спраш..вать: кто таков и за что рубить гол..ву? 6) Из гла.. ее брызнули слезы.

(А Толстой)

Вариант 2

1) Б..лье нос..т тонкое, м..няет его каждый день, мо..тся душистым мыл..м, но..ти чист..т — весь он так х..рош, так чист, мож..т нич..го не делать и не дела..т, ему делают другие. 2) Он при н..меке на это вдру.. схва..т в смущении за ча..м такую кучу сух..рей, что кто-нибудь непр..ме..о засм..ется. 3) Сие в..зможно лишь в том р..змышлении, если всю землю у п..мещиков взять и пос..дить на ней кр..стьян вольных. 4) Неч..го мне вам отв..чать, сами п..езжайте в Преображенское, стр..льцов пр..в..жатых у вас, чай, хват..т. 5) Т..гда испугалась Софья и пр..казала отв..зти с..бя на какой-нибудь двор. 6) Нам мир и любовь д..роже вс..го, грам..т наших в Троице не ч..тают, п..слов гон..т проч.. .

(А. Толстой)

2. Распределите местоимения из данных предложений по группам в соответствии с теми морфологическими категориями, которые им присущи. Определите эти категории.

Лицо

Род

Число

Падеж





Вариант 1

1) Когда Софья стала вглядываться в это лицо, то узнала в нем своего старого знакомого. 2) Мне нелегко говорить с тобой об этом. 3) О, если бы я раньше увидела себя, если бы я знала, какая я на самом деле... 4) Никто их не узнал. 5) Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Никита Гладкий.

(А. Н. Толстой)

Вариант 2

1) Что это?! 2) В печной трубе кто-то плакал, и в этом плаче слышалось самое настоящее отчаяние. 3) Видишь ли ты зеркало, которое висит в том углу? 4) И ничто на свете не мешает видеть мир таким, какой он есть. 5) Да притом Васька Голицын каждый день дарил ей что-нибудь.

(А. Н. Толстой)

3. Выполните полный морфологический анализ местоимений из предложений.

Вариант 1

Старушка была та самая тетка, сестра ее отца, с которой она провела некогда несколько уединенных лет в Покровском.

(А. Н. Толстой)

Вариант 2

1) Всякий человек себя воспитать должен. 2) Всем прочим была команда: прыгайте сами!

(А. Н. Толстой)