Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Контрольные работы - Глагол
1. Распределите глаголы по соответствующим группам.
Глаголы I спряжения |
Глаголы II спряжения |
Разноспрягаемые глаголы |
Вариант 1
Стоять, смотреть, сидеть, звучать, бояться, шуметь, рычать, лежать, лететь, сеять, пригнать, лизать, веять, клеить, лечить, таять, ползти, чтить, прибежать, мочь, есть (кушать), молоть, бить, смеяться, победить, баловать.
Вариант 2
Толочь, захотеть, задержать, бороться, умереть, класть, зиждиться, настелить, колоть, портить, сечь, обезволеть, обессилить, потерпеть, мучить, петь, сказать, воротить, расстелиться, тронуться, ползти, свистеть, клеить.
2. Образуйте от глаголов все возможные формы причастий и деепричастий, определяя у причастий разряд (действительное или страдательное) и время, а у деепричастий — вид.
Вариант 1
Вспоминать — вспомнить, виться — взвиться, двигать — двинуть, сидеть — сесть, мутить — замутить, излагать — изложить, изучать — изучить, литься — пролиться, ложиться — лечь, мять — смять, находить — найти, ковать, красться, лить, жалеть.
Вариант 2
Жечься — обжечься, опровергать — опровергнуть, щадить — пощадить, проверять — проверить, пронзать — пронзить, стелить — постелить, узнавать — узнать, идти — ходить, нести — носить, плавать — плыть, нравиться, желать, ненавидеть, любить.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте синтаксическую роль всех инфинитивов в данных предложениях. Выполните полный морфологический анализ трех инфинитивов на выбор.
1) Он измер..т без..ну или стену, и если нет верн..го сре..ства од..леть, он от..йдет, что бы там про н..го н.. г..в..рили. 2) На з..мле надо жить с х..р..шей и б..льшой любов..ю. 3) Даже имея нес..астье р..дит..ся здесь, трудно пр..выкнуть к груб..стям и б..счестию этих людей. 4) Д..стать бы где-н..будь лесу и льн..ной пряжи... 5) Сев..р пустын..н, разве — пр..учите м..дведей рубить лес... 6) Откладывать пр..св..щение темной массы в д..лекий ящик — это такая низ..сть. 7) Но отд..хнуть им вовсе не д..ют. 8) Его охв..тило ж..лание закр..чать во весь гол..с. 9) Никто не мож..т дважды счаст..е знать. 10) Бит..ся в од..ноч..ку — жизни не перев..рнуть.
(А. Н. Толстой)
4. Определите и запишите инфинитив каждой из предложенных форм глаголов, учитывая вид и возвратность слов. Определите словоизменительные признаки (наклонение, время и др.) исходных слов.
Реши, решай, решусь; везу, вожу, вожусь; сшей, сшивай; ведешь, водишь, водишься; сжал, сжимал, сжимался; береги, берегись; гоню, гонюсь; несу, несутся, ношу, ношусь; лягу, ложусь; обратился, обращался; клади.