Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Простое предложение
1. Составьте и запишите предложения, в каждом из которых существительные выражают какой-либо из второстепенных членов предложения.
2. Подчеркните в предложениях все обстоятельства и обозначьте их тип.
Вариант 1
1) Скоро леса начались и пошли на север почти рядом с поездом. 2) На другой день я пошел искать свое счастье на хутор. 3) И вдруг через несколько минут раздается выстрел и ликующий крик.
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) В первые же дни появления Верного на моем дворе характер Ярика очень переменился. 2) Мне идти туда незачем. 3) Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе.
(М. Пришвин)
3. Письменно ответьте на вопросы.
Вариант 1
Дайте определение приложению. Назовите его отличия от несогласованного определения.
Вариант 2
На какие вопросы отвечает приложение и с какой целью оно используется в предложении?
4. Составьте по схемам предложения и запишите их под соответствующими номерами.
Вариант 1
Вариант 2
5. Составьте и запишите предложения, в которых прилагательные являются различными членами предложения.
6. Спишите текст. В первом и последнем абзацах обозначьте типы односоставных предложений. В последнем абзаце охарактеризуйте причастия как действительные или страдательные, определите их время. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
Жилось худо, скучно. При Софье была еще кое-какая узда, теперь сильные душу вытряхивали из серого человека. Было неправое правление от судей, мздоимство великое и кража государственная. Много народу бежало в леса воровать. Иные уходили от проклятой жизни на северные реки, чтоб не тянуть на горбе кучу воевод, помещиков, дьяков и подьячих, кровожаждущих без закона и жалости. Там, на севере, жили, кормясь от реки и от леса. Корчевали поляны, сеяли ячмень. Избы ставили из вековых сосен, на столбах, обширные, далеко друг от друга, — мужицкие хоромы. Из навсегда покинутых мест приносили в это уединение только сказки, былины да унывные песни. Верили в домового и лешего. Молиться ходили к суровым старцам-раскольникам, причащавшим мукой с брусникой.
Но случалось, что и до этого последнего края добирались посланные искать неповинующихся. Тогда мужики с бабами и детьми, кинув дома и скот, собирались во дворе у старца или в церкви и стреляли по солдатам, а чтоб не даться в руки, сжигались в избе или в церкви, с криками и пением...
Люди легкие, бежавшие от нужды и неволи в леса промышлять воровством, подавались туда, где теплее и сытнее, — на Волгу и Дон. Но и там еще залетали царские указы и воинствовали православные попы, и многие вооруженными шайками уходили еще далее — в Дагестан, в Кабарду, за Терек, или просились под турецкого султана к татарам в Крым. На привольном юге не в домового верили больше, а в кривую саблю и в доброго коня.
Не мила, не уютна была русская земля, за тысячу лет исхоженная лаптями, с досадой ковыряемая сохой, покрытая пеплом разоренных деревень, непомянутыми могилами. Бездолье, дичь.
(По А. Н. Толстому)
7. Спишите текст. Подчеркните обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и обособленные определения, выраженные причастными оборотами. В предпоследнем абзаце подчеркните главные члены односоставных предложений, укажите, к какой группе относятся односоставные предложения. Во втором и последнем абзацах охарактеризуйте причастия как действительные или страдательные, определите их время. Во втором абзаце укажите разряд союзов, в последнем — подчеркните предлоги.
В конце февраля русское войско снова двинулось на Крым. Осторожный Мазепа советовал идти берегом Днепра, строя осадные городки, но Василию Васильевичу и заикнуться было нельзя так медлить: скорее желал он добраться до Перекопа, в бою смыть бесславие.
В Москве еще ездили на санях, а здесь куриной слепотой забархатели курганы, ветер на зазеленевшей равнине рябил пелену поемных озер, кони шли по ним по колена. То и дело в прорывах весенних туч слепило солнце. И земля здесь была черная, родящая, — золотое дно! Пригнать бы сюда мужиков, — по уши ходили бы в зерне. Но кругом — ни живой души, только косяки журавлей, протяжно крича, пролетали в выси. Слезами пленников были политы эти степи, — из века в век миллионы русских людей проходили здесь, уводимые татарами в неволю, — на константинопольские галеры, в Венецию, Геную, Египет...
Казаки хвалили степь. Ополченцы-помещики приглядывали места для усадеб. В мае стодвадцатитысячное московское и украинское войско дошло до широкой, обильной пастбищами и водой Зеленой Долины.
Ночью поднялся сильный ветер с моря. Затянуло звезды. Отдаленно ворчало, погромыхивало. В непроглядных тучах открывались невиданные зарницы, озаряя серую равнину — песок, полынь, солончаки. Войска двигались медленно.
Дождь полил на рассвете. Сквозь гонимую ветром пелену его на правом крыле войска увидали орду: татары приближались полумесяцем.
(По А. Н. Толстому)
8. Составьте шесть предложений, осложненных различными обособленными и однородными членами. Запишите их, расставьте знаки препинания, графически выделите эти члены предложения.