Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Орфография. Пунктуация

1. Вставьте Н или НН и объясните свой выбор.

История необыкнове..а, улицы пусты..ы, девушки ю..ы, ошибка существе..а, щеки румя..ы, запахи пря..ы, движения царстве..ы, глаза груст..ы, мысли прекрас..ны, проводы торжестве..ы, цветы прелест..ы, пальто дли..о, дети непосредстве..ы и искре..и, ночь тума..а, советы легкомысле..ы, берега пусты..ы, настои целеб..ы.

2. Вставляя Н или НН, выпишите прилагательные в один столбик, причастия — в другой. Объясните правописание их суффиксов.

Намаза..ый, глиня..ый, расея..ый, копче..ый, торжестве..ый, растопта..ый, спуще..ый, подкраше..ый, полотня..ый, разложе..ый, ледя..ой, затеря..ый, разряже..ый, потопле..ый, огне..ый, выглаже..ый, выигра..ый, просея..ый, интерес., ый, бесспор..ый, написа..ый, мужестве..ый, спрята..ый, доблест..ый, круче..ый, скруче..ый.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Вариант 1

Я и ст..руха Изергиль ра..стались под густой тенью вин..градных лоз и, лежа на з..мле, м..лчали, глядя, как тают в г..лубой мгле ночи с..луэты тех людей, что п..шли к морю. Они шли, пели и см..ялись; мужчины — бронз..вые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в к..ротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — в..селые, гибкие, с (темно)синими гл..зами, тоже бронз..вые. Их волосы, ш..лковые и черные, были ра..пущены, вет..р, теплый и ле..кий, играя ими, звякал м..нетами, вплете(н/нн)ыми в них. Вет..р тек широк..й, ровн..й в..лной, но ин..гда он точно прыгал через что(то) (н..)видимое и, р..ждая сильный п..рыв, р..зв..вал вол..сы женщин в ф..нтастические гривы, вздыма..шиеся вокруг их голов. Это делало жен..щин стра(н/нн)ыми и сказ..чными. Они ух..дили все дальше (от)нас, а ночь и ф..нтазия од..вали их все пр..краснее.

(М. Горький)

Вариант 2

Кто(то) играл на скрипк.., девушка пела мя..ким к..нтральто, слышался смех... Воздух был пр..питан острым зап..хом моря и жирными исп..рениями з..мли, (не)задолго до веч..ра обильн.. смоче(н/нн)ой д..ждем. Еще и т..перь по небу бр..дили обры..ки туч(ь), пышные, стра(н/нн)ых оч..ртаний и красок, тут — мя..кие, как клубы дыма, сизые и (пеп..льно)г..лубые, там — ре..кие, как ..бломки скал, (матово)черные или к..ричневые. Между ними ласков., бл..стели (темно)голубые кл..чки неба, украше(н/нн)ые з..л..тыми крапинками звез.. . Все это — звуки и зап..хи, тучи и люди — было стра(н/нн)о кр..сиво и грус..но, к..залось н..чалом чудной ска..ки. И все как(бы) ост..новилось в св..ем росте, ум..рло; шум г..л..сов гас, уд..ляясь, перер..ждался в п..чальные вздохи.

(М. Горький)

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически поясните постановку знаков препинания.

Вариант 1

С моря дул влажный х..л..дный вет..р разн..ся по ст..пи задумчивую м..лодию плеска наб..га..шей на бер..г в..лны и шел..ста пр..брежных кустов. Изре..ка его п..рывы пр..н..сили с с..бой сморще..ые ж..лтые лист..я и бр..сали их в к..стер раздувая пламя окружа..шая нас мгла осе..ей ночи вздрагивала и пугливо отодв..гаясь открывала на миг слева — безгранич..ную степь справа бе..конеч..ное море и прямо против м..ня ф..гуру Макара Чудры старого ц..гана — он ст..р..жил к..ней св..его таб..ра ра..кинутого шагах в п..тид..сяти от нас.

(М. Горький)

Вариант 2

Не обращая вн..мания на то что х..л..дные волны ра..пахнув чекмень обн..жили его грудь и бе..жалос..но б..ют ее Макар Чудра п..лул..жал в кр..сивой сильн..й позе лицом ко мне м..т..дически п..тягивал из св..ей гр..мадной тру..ки выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и неп..движно уставив гл..за куда-то через м..ю гол..ву в мертво м..лча.. шую т..мн..ту ст..пи разг..варивал со мной не ум..лкая и не делая ни одн..го дв..жения к защите от ре..ких удар..в ветра.

(М. Горький)

5. Сгруппируйте родственные слова, выделите в них корни с чередующимися гласными, спишите, вставляя пропущенные буквы.

обм..нать, уп..реться, обм..реть, бл..стеть, бл..стательный, уст..лать, бл..стать, вн..мание, выж..чь, ист..реть, выч..т, забл..стеть, бл..стать, зад..рать, закл..нать, зам., рать, зан..маться, зап..рать, заст..ранный, ум..нать, насн.. мать, наст..ленный, наст..лание, наст..лать, вн..мательный, нач..нающий, нерасч..тливый, обд..рала, обж..г, обж..гание, обм..рший, соч..тать, зап..реться, обм..рать, обсч..таться, оп..реться, отбл..ск, выж..гание, от..реть, отм..реть, отн..мать, отп..рев, обт..реть, отч..тать, заст..

лать, пересч..т, пересч..танный, перет..рание, проб..раться, подж..гание, подн..мать, подн..тый, подп..реть, подп..рать, подст..лить, расст...латься, приж..гание, прот..рание, разб..рать, разж..чь, разн..ть, расп..рев, расп..рающий, распрост..ртый, прост..рать, расст..литься, рассч..тывать, сж..гГание, соч..тание, уп..ршись.

6. Выпишите в первый столбик слова, в которых есть чередование в корнях; во второй — слова без чередований.

Горячий, догорающий, загорелый, угарный газ, горчица, горючее, горевать, горестный, загар, сгореть, горчит, выгорать; коснуться, касательная, косить, коситься, прикосновение, коса, перекошенный, укос, накосить, соприкасаться; умирать, замирать, замереть, мера, примерить шляпу, примеряться к ветру, смирить, присмиревший, непримиримый, мирской приговор, примиряться.

7. Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически поясните постановку знаков препинания.

Вариант 1

Все см..трели с уд..влением на сына орла и вид..ли что он ничем не луч..ше их только гл..за его были х..л..дны и горды как у царя птиц. И разг..варивали с ним а он отв..чал если х..тел или м..лчал а когда пр..шли ст..рейшие плем..ни он г..в..рил с ними как с равными с..бе. Это оск..рбило их и они назвав его не..п..ре..ой стр..лой с не..тточе..ым нак.. неч..ником сказали ему что их чтут им п..в..нуются тысячи таких как он и тысячи вдвое старше его. А он смел., глядя на них отвечал что таких как он нет больше и если все чтут их — он не хоч..т делать этого.

(М. Горький)

Вариант 2

Ночь р..сла и крепла нап..лняясь стра..ыми тихими звуками полный диск луны раньше кр..ваво-красный бл.. днел уд..ляясь от з..мли бл..днел и все обильнее лил на степь г..луб..ватую мглу... И вот они Собрались чтобы пр..думать казнь д..стойную пр..ступления. Х..тели раз..рвать его л..шадьми это к..залось мало им думали пустить в него всем по стр..ле но отвергли и это пр..дл..гали сжеч.. его но дым к..стра не п..зволил бы вид..ть его мучений пр..дл..гали много и не н..х..дили нич..го настолько х..р..шего чтобы п..нравилось всем. А его мать ст..яла перед ними на к..ленях и м..лчала не н..х..дя н.. слез н.. слов чтобы ум..лять о п..щ..де.

(М. Горький)

8. Спишите предложения с прямой речью, вставляя знаки препинания.

Вариант 1

1) Рассердились и сказали тогда Ему (Н/н)ет места среди нас! Пусть идет куда хочет! 2) Что вам нужно? (С/с)просил Лара так точно они были рабы... 3) Было этакое дело! (У/у) лыбаясь сознался Челкаш. 4) Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень с ребячьими светлыми глазами (С/с) косовицы что ли? 5) А Радда вырвала нож бросила его в сторону и зажав рану прядью своих черных волос улыбаясь сказала громко и внятно (П/п)рощай Лойко! Я знала что ты так сделаешь!

(М. Горький)

Вариант 2

1) А ты видал таких? (С/с)просил Челкаш с усмешкой поглядывая на него. 2) Ну слушай меня Лойко я тебя люблю! (Г/г)оворит Радда. 3) Это песня! (С/с)казал Данило. (Н/н)икогда не слыхал такой песни. 4) Незаметно для себя он стал рассказывать (Г/г)лавное в крестьянской жизни это брат свобода! 5) Эх кабы дождь пошел! (П/п)рошептал Челкаш. (Т/т)ак бы мы и проехали как за занавеской.

(М. Горький)

9. Составьте четыре предложения, осложненные компонентами, не являющимися членами предложения. Запишите их, расставьте знаки препинания.