Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Контрольные работы

• Напишите диктант. Выполните задания.

Диктант

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что так густо переплелись ветви деревьев, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва пробивали себе дорогу сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, — там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти деревья стояли неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, а они привыкли к степному простору. Еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно пел похоронную песню людям. Могли бы они пойти биться с теми, что победили их, но они не могли умереть в боях, потому что тогда бы пропали все их заветы. И потому они сидели и думали под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Ничто не изнуряет тела и души людей так, как тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, ужас родили женщины плачем над трупами умерших и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче... Хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

(По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Задания.

1) Составьте схему одного сложного предложения с разными видами связи (на выбор), определите вид придаточных предложений, охарактеризуйте вид соподчинения.

2) Найдите в тексте все частицы, подчеркните их.

3) Охарактеризуйте все причастия текста как действительные или страдательные.

II

Диктант

• Напишите диктант. Выполните задания.

Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел и пароходных винтов. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом.

Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание телег извозчиков, свистки пароходов, резкие крики грузчиков — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью.

Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками. Голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди ничтожны по сравнению с окружающими их грудами товаров и гремящими вагонами. Созданное ими поработило и обезличило их.

Стоя под парами, гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. Смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце машины, созданные этими людьми, — машины, которые приводились в движение все-таки не паром, а мускулами своих творцов, — в этом сопоставлении была жестокая ирония.

Все кругом казалось напряженным, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко...

Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний звук замер, музыка труда уже звучала тише. Через минуту она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это — наступило время обеда.

(По рассказу М. Горького «Челкаш»)

Задания.

1) Над всеми местоимениями в тексте надпишите их разряд.

2) В первом предложении второго абзаца графически объясните постановку знаков препинания.

3) Выполните синтаксический разбор первого предложения четвертого абзаца.

III

• Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выявите проблему, которая рассматривается в данном тексте. Напишите мини-сочинение, отражающее собственное отношение к данной проблеме, приводя аргументы в пользу своей точки зрения.

Зачем я убил коростеля?

Это было давно лет мож..т сорок назад. Ра..ней осенью я воз..р..щался с рыбалки по скоше..ному лугу и возле (н..) большой за лето высохшей бочажины поро..шей тальником увид..л птицу.

Она услышала меня пр..села в скоше..ной щетинк.. осоки пр..таилась но глаз мой чувствовала пугалась его и вдруг брос..лась бежать (н..)уклюже завал..ваясь (на)бок.

От мальчишки как от гонч..й собаки н.. надо убегать (н..) пр..ме..но бросит..ся он в погоню разо..ж..тся в нем дикий ..зарт. Б..р..гись тогда живая душа! Я догнал птицу в борозде и слепой от погон.. охотн..ч..ей страсти захл..стал ее сырым удил..щ..м.

Это был коростель. Дергач.. (по)нашему. Все его (друзья) дергачи покинули наши места отправ..лись в теплые края — з..мовать. А этот уйти н.. смог. У него не было одной лапки — в сен..кос он попал под литовку. Вот (по)тому(то) и б..жал от меня так (н..)уклюже (по)тому я и догнал его.

И худое почти (н..)в..сомое тельц.. птицы ли (н..)хитрая ли окраска а может и то что без ноги была она но (до)того мне ..делалось жалко ее что стал я руками выгр..бать ямку в бор..зде и х..р..нить так просто, ..дуру загубленную живность.

Я выр..с в сем..е охотн..ка и сам потом ..делался охотн..ком но (н..)когда н.. стрелял (без)над..бности.

С н..терпением и виной уже закоренелой каждое лето жду я домой в (р, Р)у..ские края коростелей. т..млюсь и внушаю себе что это тот давний дергач., каким-то чудом уц.. .лел и подает мне голос прощая того (н..)смышле..ного, ..зартного парнишку.

Много уже лет живу и всякого нав..дался. Был на войне в людей стр..лял и они в меня стр..ляли.

Но (от)чего же (по)чему же как заслышу я скрип коростеля за реч..кой дрогн..т мое сер..це и снов., навалит..ся на меня одно застарелое мучение зачем я убил коростеля? Зачем?

(По рассказу В. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)