Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Сложное предложение. Культура речи
Итоговые контрольные работы
I
• Напишите диктант. Выполните задание.
Диктант
Утро в Каире восхитительно. Чистые широкие проспекты еще в тени и пусты. Снова полита зелень в цветниках, палисадниках и скверах, нежно и свежо пахнущих. Верхушки пальм розовеют, небо легко и жемчужно-бирюзово. Едем к пирамидам. В самом конце аллеи стоят на обрыве скалистопесчаного плоскогорья три каменных треугольника цвета старой соломы. Когда мы подъезжаем к этому обрыву, мягко и четко возносятся над ним в прозрачный воздух зубчатые грани каменной громады ржаво-соломенного цвета: Великая пирамида Хуфу! От нее — один из самых дивных видов в мире. Целая страна теряется на севере, радуя вечной молодостью природы. На юге тонет в солнечном тумане долина Нила. Впереди чуть виден мутно-аспидный Каир и призраки Аравийских гор. А сама пирамида восходит до небес великой ребристой горой.
Вход в Великую пирамиду передо мною. Кости того, кто уже шесть тысяч лет изумляет землю, покоились на дне шахты, — под пирамидой, а не в ней. Шахта будто бы соединялась подземным ходом с Нилом, с подземным капищем Изиды, которой посвящена Пирамида, с ходом под Сфинкс.
По песчаным шелковистым буграм я спускаюсь в котловину, где лежит каменное чудовище с тринадцатиаршинной головой. Вокруг меня мертвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. Вот страшная извилистая полоса на песке, — здесь протащила свой жгут змея. Ноги мои вязнут, солнце жжет тело, но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.
Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочногромадный, носит следы жуткой древности. Его женственная голова, его безносое лицо вызывают в моем сердце благоговение. Свет Зодиака встает серебристым пирамидальным сиянием на ночном небе. Он еще не разгадан, но божественная наука о небе называет его свечением первобытного светоносного вещества, из которого склубилось солнце. Возле Сфинкса зодиакальный свет первобытной веры встает передо мною во всем своем страшном величии.
(И. А. Бунин)
Задание.
Назовите тип (-ы) речи, который (-ые) использован (-ны) в тексте. Обоснуйте свой ответ с помощью примеров и цитат из текста.
II
• Напишите текст по памяти.
На террасе близ конопляника небезызвестная вдова местного подьячего Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками под аккомпанемент виолончели.
III
• Напишите сжатое изложение. Продолжите текст своими рассуждениями по поводу основной проблемы авторского текста, учитывая стилистику и содержание последнего.
Бревенчатые мавзолеи Новгородчина. Восточная сторона...
Сколько раз за эти дни проходил я через заброшенные, словно вымершие деревни, сколько видел пустых домов с давно остывшими печами! И кажется, уже начал привыкать и к запустению, и задичанию, но эта деревня меня взволновала: на углах домов я увидел красные звездочки, вырезанные из жести, в память о погибших на войне. Обычай, ныне довольно распространенный на сельской Руси.
От единственной старушки, которая жила в этой деревне, (на лето из города приехала) я узнал, что поставил звезды на домах местный учитель со школьниками, и мне захотелось познакомиться с ним. Но учитель жил в соседней деревне, до которой, по словам старухи, было километра четыре, а на дворе уже надвигался вечер, и я решил отложить встречу с учителем до завтра.
При непривычном свете давно забытой керосиновой лам- пешки мы с хозяйкой попили чаю, поговорили о том о сем, а потом перед сном я вышел глотнуть свежего воздуха.
Вечер был дивный. На голубом небе дружно высыпали звезды, да такие яркие, спелые. И была луна слева, так что вся улица была закрещена чернильными тенями.
Путаясь в паутине этих теней, я прошел через всю деревню, вышел к старой обвалившейся изгороди и опять потянулся глазами к небу...
Звезды стали еще ярче. И я смотрел, смотрел на их алмазное мерцание и вдруг вспомнил притчу из далекого детства — о том, что после смерти людей души их поселяются на звездах: каждая душа на особой звезде. «Но, боже, как холодно, как одиноко и тоскливо на этих звездах», — подумал я. И почему бы душам погибших на войне из этой деревни не поселиться в собственных домах, за которые они отдали жизнь?
И едва я подумал так, как тотчас же мертвые дома, чернеющие под ярким алмазным небом, представились мне сказочными бревенчатыми мавзолеями, в каждом из которых покоится душа погибшего на войне хозяина-солдата.
Бревенчатые мавзолеи... По всей России...
(Ф. Абрамов. «Бревенчатые мавзолеи»)
IV
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Заполните таблицу примерами названных изобразительно- выразительных средств языка, выбрав их из текста.
Ковыльная степь
Пучок к..выл я похож на страуси..ное перо и на пушистый султанчик лоснящегося к..прона. Летом все эти м..телки (перья) поднимут..ся загустеют пос..р..брят землю от г..р..зонта до ..зонта — заволну..тся ковыльная степь как (н..)спокойное море ртути. Покат..тся по морю г..рбатые волны с п..рл..мутровыми п..р..ливами с яркими взблесками на гр..б..шках и с голуби..ными тенями во впад..нах. Задробится на волнах ж..мчужная ря..ь заструит..ся и потечет г..рячая степь куда-то за г..р..зонт...
К..выли клон..тся стел..тся меч..тся. Б..ются шарах..ются дрожат. К..выли шипят ш..л..стят и шепч..тся. А ветер как беркут пада..т на распахнутых крыльях засвист..вая р..здольно и лихо. И влажнеют глаза от нетронутости и п..рвозда..ности и сер..це мрет от свободы и н..об..ятности.
В струях ветра — высоко, высоко! — в..личаво кружат ст..пные орлы. А над самыми к..вылями словно чайки над волнами пр..плывают с..дые ст..пные луни.
От степи глаз н.. отве..ти. Темные степные холмы и увалы пр..дставляются грозными морскими в..лами в белой пене б..ющихся к..вылей. В..пархивают на гребнях и взлобках жав..р..нки пр..свеч..вают на со..нце их крыл..шки и кажутся они н.. птицами а брызгами воды и пены.
Ра..ним утром на в..сходе к..выли словно лу..ная ря..ь на воде степь тр..пегц..т дробит..ся и взблескива..т. В (пол) день она как (н..)оглядное стадо курчавых овец; и бу..то(бы) овцы жмутся друг к другу дробно топоч..т и (н..)скончаемо т..кут и т..кут к краю земли. И белые ш..лковистые спины их п..р..ливаются и толкутся как (н..)сп..койные округлые волны.
Но чудо чудное — к..выли на з..кате! Клонятся п..р..ливчатые пуш..стые м..телки (на)встречу з..катному со..нцу как розовые языки холодного призрачного огня. И пока н.. утон..т за землей со..нце по всей степи будут метат..ся и св..ркать эти льдистые вспышки б..гучие блики да о..светы становясь все призрачней и б..гровей.
Потом над степью всплывет (л, Л)уна и стога к..выльного сена засвет..тся оловя..ным панц..рем ин..я и г..л..леда...
(По рассказу Н. Сладкова «Ковыльная степь»)
V
Диктант
• Напишите диктант. Придумайте и напишите продолжение текста, учитывая его стилистику и содержание.
Около беспорядочно нагроможденных в бессчетном количестве серых камней плещутся волны пролива. Море здесь неглубокое, но холодное. Лицо обвевает прохладный ветер, доносящийся из Турции. Ниоткуда не видимые и совершенно недоступные для человека щели в скалах являются убежищем для птиц. Далеко вверх забрались миниатюрные беленые домики. На горизонте виднеются иссиня-черные гряды гор с серебряными вершинами.
Торжественна и загадочна тишина парка. Посередине поляны, плотно прижавшись друг к другу, стоят кучкой молодые дубы. Давно не крашенные деревянные беседки увиты плющом. Эстрада для оркестра заколочена фанерой. Теперь это не что иное, как склад декораций. В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк кажется печальным и таинственным, как заброшенное кладбище. Беззвучно падают бесчисленные листья. Нижняя площадка усеяна отшлифованными морем блестящими камешками, среди которых пробиваются красивые растения. Парк раскинулся на три километра. По тропинкам далеко не безопасно ходить, так как в траве кишат небольшие змеи. Войдя в парк, вы увидите огромный двухъярусный павильон с витыми колоннами и искусной резьбой. Из-за зелени лиственных деревьев выглядывают статуи, относящиеся, по-видимому, к предыстории парка.
Вот показалась компания запоздалых гуляк, которая нарушила тишину нестройными выкриками. Смеясь и разговаривая, по улице шли празднично одетые люди. Они самоуверенны, и поведение их бесцеремонно, а голоса вносили диссонанс в гармонию просыпающегося утра. Это раздражало тонко чувствующего художника, который явился сюда с мольбертом и приготовился запечатлеть на своем холсте неподражаемые краски моря.
VI
Диктант
• Напишите диктант, выполните задания.
Человек на корте
Утверждают, что на корте радость скрыть легко, равнодушие — трудно, досаду — невозможно. Так можно ли требовать, чтобы на протяжении полутора-двух, а иногда трех и даже четырех часов матча теннисист был невозмутим, даже если в нем накапливается и глухо клокочет, ища выхода, недовольство собой, досада, раздражение?
Можно, и даже нужно. Выходя на корт, спортсмен тем самым принимает обет достойно держать себя, как бы трудно ему ни приходилось. Вот почему теннисист, нравится ему это или нет, вынужден тратить огромную психическую энергию не только на борьбу с противником, но и на борьбу с собой, со своими нервами.
Но есть и другая, отнюдь не менее важная причина, вынуждающая теннисиста держать в узде свои нервы, заставлять эмоции безропотно покоряться трезвому рассудку. Хорошо известно, что играют ракеткой, а выигрывают головой. Теннис высокого класса — это всегда поединок интеллектов, дуэль мыслей. Теннисист должен действовать на корте пусть и страстно, но непременно расчетливо (какой бы неприятный оттенок ни имело это слово). Ему надо не отбиваться от мяча, а распоряжаться им, и распоряжения эти должны быть умны, точны и продуманны. Именно продуманны, если даже на размышления даются доли секунды.
Стоит спортсмену забыть об этом, стоит позволить чувству взять верх над рассудком, как игра его неминуемо становится хаотичной, судорожной, удары теряют осмысленность.
Задания.
1) Найдите все односоставные предложения (простые и входящие в состав сложных предложений) и выделите их главный член, назовите тип односоставных предложений.
2) Выполните графический синтаксический разбор одного сложного предложения с разными типами связи (на выбор), составьте его схему, определите вид придаточных и вид подчинения придаточных (если возможно).
3) Выполните морфемный разбор слов, выделенных жирным шрифтом.
4) Выполните морфологический разбор подчеркнутых слов.
5) В первом абзаце подчеркните частицы и предлоги.
VI
Диктант
• Напишите диктант. Охарактеризуйте языковые изобразительно-выразительные средства, использованные автором.
Перед глазами едущих расстилается широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов...
А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Подозрительные фигуры на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, слышится крик неуснувшей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно и красиво, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь час, другой... Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в ощущаемом торжестве красоты чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв...
(По А. П. Чехову)