Контрольные работы по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными и определительными

Работа 1

Вариант 1

1. Найдите сложноподчинённые предложения. Напишите их номера.

1) На грядках растаял снег и появились первые росточки.

2) Левитан писал картины, в которых был ощутим воздух.

3) Взошло солнце, но земля ещё не прогрелась.

4) Его поражала световая дымка, придававшая громаде собора невесомость.

5) Я не знал, что мне делать.

Ответ

2. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Напишите их номера.

1) Надо, чтобы мы все собрались вечером у памятника Достоевскому.

2) Ночь, хотя на улице ещё светло.

3) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое.

4) Дай мне, пожалуйста, шаль, которую ты вчера носила.

5) Я считаю её своим учителем, потому что она много для меня сделала.

Ответ

3. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите их номера.

1) Дорога, что вела к станции, лежала через поле.

2) Я думаю, что всё будет хорошо.

3) Чтобы успеть к поезду, мы наняли экипаж.

4) Поляна, где мы остановились, была усыпана земляникой.

5) Я не знаю, получится ли это сделать.

Ответ

4. Найдите предложения с неверной характеристикой. Напишите номера этих предложений.

1) Мне показалось, что мимо пролетела летучая мышь. Сложносочинённое предложение с придаточным изъяснительным.

2) Сосна, что росла перед нашим домом, доставала ветками окна мансарды. Сложносочинённое предложение с придаточным изъяснительным.

3) Человек, который к нам вчера заходил, оказался новым директором завода. Сложносочинённое предложение с придаточным определительным.

4) Отец потребовал, чтобы я ехала с ним. Сложносочинённое предложение с придаточным изъяснительным.

5) Когда туман рассеялся, все увидели вершину горы. Сложносочинённое предложение с придаточным определительным.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Вдруг мне показалось как будто в комнатах жалобно зазвенела струна.

2) В том ручье который протекал через нашу деревню водилось много рыбы.

3) Луг который был прямо за домом покрылся одуванчиками.

4) На горе куда нам предстояло подняться из-за деревьев выглядывала маковка церквушки.

5) Я понял почему эта странная девочка меня привлекает.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые.

1) Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем.

2) Там где река сердито громоздила льдины остаётся нагромождение торосов.

3) Они свернули на дорогу по которой шли вчера.

4) Я узнал что они долго жили в деревне.

5) Вершины деревьев которые уже пожелтели ярко освещало солнце.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Слышно было (1) как кто-то осторожно шёл по чаще.

Хорошо известно (2) что соловьи поют неодинаково.

Тех чудесных дней (3) какие были на даче в детстве (4) уже (5) к сожалению (6) не вернёшь.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разрешите я скажу вам (1) то (2) что (3) наверное (4) не решился бы сказать никому.

Мы сели на камни (5) и с наслаждением стали смотреть (6) как бьются о берег волны.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вера вернулась домой поздно вечером (1) и была рада (2) что не застала никого дома.

В доме все проснулись (3) и были удивлены звуками (4) которые доносились с улицы.

Он принимал всех (5) кто к нему обращался за помощью.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кто знает (1) что такое логарифмы?

Мне показалось (2) будто солнце выглянуло из-за туч.

По всем признакам было видно (3) что зима заканчивается и начинается весна.

Скажите (4) пожалуйста (5) зачем вы остались в тот день дома?

Ответ

11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Многие не знали (1) откуда эти люди.

Особенно мне нравилось (2) то (3) что сегодня пришли почти все одноклассники.

Каждый (4) кто бывал в этом доме (5) не мог не заметить прекрасные (6) старинные гравюры на стене.

Ответ

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которо(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Буду ли я дома (1) не могу сказать.

Сергей (2) шедший впереди дедушки (3) остановился и ждал (4) пока старик не поравнялся с ним.

Слышно было (5) как где-то неподалёку от нас (6) с шумом опустилась в воду стая уток.

Ответ

13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Игорь стоял в стороне (1) понимая (2) что ему придётся за всё отвечать.

Можно целыми часами смотреть (3) как бьётся вода о берег. Все (4) кто смог выйти на улицу (5) включились в работу.

Ответ

14. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую(-ые), отделяющую(-ие) главное предложение от придаточного.

А бывают случаи, (1) когда книга, (2) мирно лежащая у вас на полке, (3) постепенно и незаметно теряет своё обаяние.

Ответ

15. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую(-ые), отделяющую(-ие) главное предложение от придаточного.

Он рассчитывал, (1) что Юлия Сергеевна, (2) возвращаясь от всенощной, (3) будет, (4) быть может, (5) проходить мимо.

Ответ

Вариант 2

1. Найдите сложноподчинённые предложения. Напишите их номера.

1) Жизнь глохнет там, где насилие стремится стереть её своеобразие и особенности.

2) Она несколько раз коротко вздохнула, не то всхлипывая, не то задыхаясь.

3) Мне кажется, что цвет моря стал другим.

4) Они тронулись в путь, как только стаял снег.

5) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Ответ

2. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Напишите их номера.

1) Варвара запела вполголоса, точно ручеёк зазвенел среди тающего снега, и пошла дальше.

2) Земля, по которой мы едем, мягко опускается вниз.

3) В конце концов он решил, что все эти новые порядки — одно баловство.

4) Могучий дубовый лес стоит по берегам озера, закрывая его от ветров, и оно всегда спокойно и безмятежно.

5) Мы попали в такой дом, где каждый предмет навевал мысли об историческом прошлом.

Ответ

3. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите их номера.

1) Надо учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово имело значимость.

2) Мы вскоре подошли к тому дому, что стал на долгое время нашим пристанищем.

3) Ему показалось, что свет в настольной лампе гаснет.

4) Студенты могли только предполагать, прочитает ли им профессор лекцию.

5) Альпийские горы, где можно найти легендарный цветок эдельвейс, прекрасны в любое время года.

Ответ

4. Найдите предложения с неверной характеристикой. Напишите номера этих предложений.

1) На востоке лежала долина, которая отличалась сложным рельефом. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

2) Он считал, что играет в шахматы очень недурно. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

3) Песню, что сложил народ, не забудут в веках. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

4) Эвкалипты, которые являются вечнозелёными растениями, во время засухи имеют безжизненный вид. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

5) Эти места, которые были ещё совсем дикими, привлекали исследователей. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Полуоткровенная беседа в которой министр считал себя мастером внезапно оборвалась.

2) Над крышей где был установлен флаг пролетел самолёт.

3) Лектор стал говорить о том что интересовало всех собравшихся.

4) Мысль что я не сплю по милости праздных гуляк приводила меня в ярость.

5) Хмурый лес в котором от ветра стонали сосны наводил страх.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые.

1) Речка на берегу которой мы расположились заросла травой.

2) Инженер был уверен что эту плотину построить будет нелегко.

3) Он рассказал нам как найти его убежище и предложил остановиться у него в доме.

4) Мы посетили то место где были в прошлом году.

5) Дом который уже рассохся от старости манил своей таинственностью.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На рассвете слышно было (1) как капли падали на листики берёзы.

Вот сижу на пне (2) и вижу (3) что голубой колокольчик (4) к удивлению моему (5) ещё не засыпан сухими листьями.

Цветы (6) которые распустились на кусте (7) казались восковыми.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне казалось (1) будто солнечные лучи (2) влетая в тёмный лес (3) тихонько звенят (4) как колокольчики.

Я сегодня увидел в чаще (5) то (6) чего ещё никогда в жизни не видел.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Солнце прячется за тучу (1) и сразу же исчезает из наших глаз (2) которые на мгновение слепнут.

Минуя мокрый луг (3) легко шагаешь к дому (4) который стоит на пригорке.

Ветер крепчал над морем (6) тёмный цвет (7) которого предвещал шторм.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не было никакой надежды (1) что дождь сегодня перестанет.

Тот (3) кто боится других (4) и не обладает полной уверенностью в себе (5) совершает ошибку за ошибкой.

Спасибо (6) скромный русский огонёк (7) за то (8) что ты в предчувствии тревожном горишь ... (Н. Рубцов)

Слышишь (10) как жалобно кричит чайка над взволнованным морем?

Ответ

11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы заметили (1) что горы уже не в силах заслонить (2) взошедшее солнце.

За поворотом (3) где дорога проходила под серой (4) нависшей скалой (5) показалась плотина.

Ответ

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В большой (1) светлой комнате (2) куда мы вошли (3) вдоль стен стояли шкафы с книгами.

В этом взгляде была одновременно тревога из-за того (4) что произошло нечто (5) нарушившее наши планы.

Я воспользовалась случаем (6) и рассмотрелаь портрет (7) который висел на стене.

Ответ

13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Взгляд охотника (1) который сразу определял место (2) был направлен вперёд.

Будет ли экзамен проведён вовремя (3) трудно сказать.

Все обрадовались (4) услышав шум подков (5) которые зазвякали (6) высекая искры (7) из камней.

Ответ

14. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую(-ые), отделяющую(-ие) главное предложение от придаточного.

Она увидела, (1) что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, (2) и стала оказывать молодому учителю, (3) справившемуся с медведем, (4) особое уважение.

Ответ

15. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую(-ые), отделяющую(-ие) главное предложение от придаточного.

В тёмных волнах, (1) напоминающих густо заваренный чай, (2) отражаются дубы-великаны, (3) которые, (4) вероятно, (5) помнят повозки кочевников и топот татарских коней.

Ответ

Работа 2

Вариант 1

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите вид придаточного предложения.

1. Он дождался той минуты когда по ж..лезному мосту медле(н, нн)о прок..тил шедший с севера экспре(с, сс).

2. Комн..та в которую вступил Иван Иванович была соверше(н, нн)о пуста.

3. Коту нечего было и думать о том чтобы л..ниво терет(?)ся мордой о кос..ки ра(з, с)сохшихся дв..рей.

4. Трудно было понять чем это так пр..влекла его вн..мание эта маленькая д..р..вушка.

5. В сложной б..ографии Андерсена (не)легко установить то время когда он начал писать свои первые пр..лестные ска..зки.

6. Все как будто ждали не будет ли он ещё петь.

7. Никто (не)мог знать какой дом был у Трумова.

8. 3..брались в такие зар..сли где одни волки в..дились.

9. Я мысле(н, нн)о пр..дставляю себе как п..крывают(?)ся асфальтом и б..тоном улиц.. моего городка.

10. Смотри как роща зелене..т палящ..м солнцем облита. (Ф. Тютчев)_______

11. Он с большой в..сёлостью опис..вал мне семейство к..менданта его общество и край куда зав..ла меня судьба.

12. Человек десять поб..жали в ту сторону где от площади нач..нались три узенькие улочки.

Выполните синтаксический разбор предложения 3.

Составьте схему предложений 2 и 6.

Вариант 2

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите вид придаточного предложения.

1. Он думал только о том когда снов.. увид..т Ольгу.

2. Дом который стоял у леса пр..надл..жал пр..дседателю.

3. Он и не заметил как приехал на станцию.

4. Того что было (не)вернёш.. . (О. Мандельштам)

5. Нелегко узнать когда началась вся эта история.

6. Все верили в то что Осип выйд..т поб..дителем в этом поединк.. .

7. Дай мне пожалуйста ту книгу что ты читал вчера.

8. Ольга не понимала насколько эта поездка была опасна для Алексея.

9. Я долго думал и никак (не)мог п..нять как же это всё пр..изошло быстр.. и (не)ожида(н, нн).. .

10. Настала минута когда все поняли цену этих слов.

11. Я тот чей взор надежду губит. (М. Лермонтов)

12. В огромной библиотеке моего деда было много старинных книг одна из которых датирована 1776 годом.

Выполните синтаксический разбор предложения 9.

Составьте схему предложений 2 и 6.

Диктанты

Чик-Чирик

Никто не знает, какое имя дала этому воробью его мама. Ребята же звали его Чик-Чирик, потому что он любил сидеть на подоконнике и чирикать. В тот день, с которого начинается наш рассказ, воробью не чирикалось. Может быть, виною тому было низкое, затянутое серыми облаками небо. Воробей, прыгая по дороге, склёвывал зёрна, просыпавшиеся из какого-то дырявого мешка. Вдруг он заметил ястреба. Молодой воробей хорошо знал, что от этой птицы с крапчатым опереньем добра не жди.

Не успел он опомниться, как ястреб схватил его и взмыл вверх. Воробью сначала показалось, что он летит. Через некоторое время ему стало очень страшно. Но вдруг прямо перед собой он увидел сороку, которая подлетела совсем близко к ястребу. Сороке было интересно посмотреть, что это такое несёт ястреб. Покрутившись вокруг ястреба и смекнув, что его когти заняты, стала нападать на хищника. Какое-то время ястреб терпел её выходки, но вскоре это ему надоело. Он выпустил воробья и бросился на сороку. Она ловко увернулась и кинулась следом за воробьём, который камнем падал на землю.

Как раз в это самое время Миша заметил падающего воробья. Мальчик осторожно поднял птаху с земли и отнёс домой.

(По В. Ванюшеву)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам). Укажите тип придаточного предложения.

2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов (по вариантам).

XXX

На другой день погода была пасмурная, по небу медленно ползли тяжёлые дождевые тучи, воздух казался потемневшим. Горы, которые ещё вчера были так живописно красивы, теперь имели угрюмый вид.

Мои спутники знали, что даже из-за проливного дождя назначенное выступление обыкновенно не отменяется. Только что-нибудь особенное могло задержать нас на биваке. Утром, расплатившись, мы выступили в путь по уже знакомой нам тропе, которая была проложена местными жителями по долине реки.

В природе чувствовалась какая-то тоска. Неподвижный и отяжелевший от сырости воздух, казалось, навалился на землю, и от этого всё кругом притаилось. Хмурое небо, мокрая растительность, грязная тропа, лужи стоячей воды и в особенности царившая кругом тишина — всё свидетельствовало о ненастье, которое сделало передышку. Передышка эта нужна была для того, чтобы снова вот-вот разразиться дождём с ещё большей силой.

К полудню мы дошли до верховьев реки и сделали привал. В то время, когда мы сидели у костра и пили чай, из-за горы вдруг показался орлан белохвостый. Описав большой круг, он ловко с налёта уселся на сухоствольной лиственнице и стал приглядываться.

(По В. Арсеньеву)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам). Укажите тип придаточного предложения.

2. Выполните морфемный разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Выполните фонетический разбор слова ещё.