Контрольные работы по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными и присоединительными
Работа 1
Вариант 1
1. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным. Напишите номера этих предложений.
1) Она умела объяснять всё так, что это было понятно даже далёким от науки людям.
2) Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин.
3) Ольге нужно было не опоздать в театр, отчего она очень торопилась.
4) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их веткой берёзы.
5) Мы ехали мимо деревни, которая представляла собой унылое зрелище.
Ответ
2. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным места. Напишите его номер.
1) Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано.
2) Мы шли молча и любовались степью, тем более что она стала прекрасна.
3) Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.
4) Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову.
5) Никто не знал, где находится этот таинственный остров.
Ответ
3. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Напишите его номер.
1) Если солнце не потушат, будут зайчики всегда.
2) Как только сойдёт снег, набухают в лесу смолистые почки.
3) Чем проще слово, тем более оно точно.
4) Времени было мало, и мы решили ускорить шаг.
5) Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.
Ответ
4. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия. Напишите его номер.
1) Дядюшка пел так, как поёт простой народ.
2) Когда открылась дверь, появился на пороге отец.
3) Она смеётся так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо.
4) Для того чтобы научиться говорить правду людям, надо говорить её самому себе.
5) Каким образом он хотел это сделать, никто не понимал.
Ответ
5. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным. Напишите их номера.
1) Увидев её, он покраснел так быстро и густо, как умел краснеть только он.
2) Пошёл долгожданный дождь, что, конечно же, всех очень обрадовало.
3) Широкие тени ходят по равнине, как облако по небу.
4) Никто не мог разобраться в этом деле, что и требовалось доказать.
5) Если совесть потеряешь, другой не купишь.
Ответ
6. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите его номер.
1) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
2) В вагоне было шумно и весело, потому что ехало много молодёжи.
3) Надо писать так, чтоб малограмотный понял и безграмотному смог всё точно рассказать.
4) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
5) Наша цель — продвижение вперёд!
Ответ
7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите его номер.
1) Широкие тени ходят по равнине, как облако по небу.
2) Нужно делать всё так, чтобы не приходилось переделывать.
3) Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. Пушкин)
4) Как только выпадет снег, бегут детишки с санками.
5) Чтобы получился пышный пирог, нужно положить в тесто не менее трёх яиц.
Ответ
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую.
1) Если хочешь быть счастливым будь им.
2) Всюду где не было асфальта зазеленела трава.
3) В окно которое было открыто по случаю жаркой погоды доносилось непрестанное чириканье воробьёв.
4) Легенда умалчивает сохранился ли этот замок.
5) Когда отправитесь к нему не забудьте о моём поручении.
Ответ
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить две запятые.
1) Как только занималась заря охотники были на ногах и готовили собак к гону.
2) Он не думал что после его слов наступит глубокое молчание и поразился этому.
3) В степи было тихо и пасмурно несмотря на то что солнце поднялось.
4) Кто-то положил на пяльцы письмо и скрылся прежде чем Марья Кирилловна успела образумиться.
5) Везде где бы Елена Фёдоровна ни учительствовала школу окружал цветник.
Ответ
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Те (1) кто остался в выигрыше (2) ужинали с большим аппетитом.
Чарский с беспокойством ожидал (3) что скажет на это импровизатор.
Он подошёл к окну (4) откуда взглядом мог охватить (5) розовеющий в лучах заката (6) город.
Ответ
11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ему нравились эти пустынные места (1) почему (2) он и приехал сюда снова.
То (3) что он увидел далее (4) было просто невероятно.
Сколько раз (5) оставя тихонько гостиную (6) она уходила плакать в бедной своей комнате (7) где горела тусклая свечка.
Ответ
12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Колорит юмора и радости лежал на всех обитателях нашего дома (1) благодаря тому (2) что наша мама (3) конечно (4) была его счастливой душой.
Он не знал (5) откуда пришёл этот человек.
Как дерево роняет тихо листья (6) так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
Ответ
13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В Тифлисе я узнал (1) что полк его уже выступил в поход (2) и решился просить у графа позволения приехать в армию.
Впереди (3) сквозь скромную зелень садов (4) и виноградников (5) просвечивала полоса небесно-голубого озера (6) в середине которого (7) сидели на волнах чайки.
Он опоздал на поезд (8) чего с ним давно не происходило.
Ответ
14. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лужин старался понять (1) случайно ли отец заговорил о шахматах (2) или подсмотрел что-нибудь.
Только соловей уже не по-вечернему отрывисто (3) и нерешительно (4) а по-ночному спокойно заливался на весь сад (5) где деревья были освещены длинным светом луны.
Несмотря на то (6) что он приехал поздно (7) ему пришлось долго ждать.
Ответ
15. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Большинство людей думает и рассуждает (1) не для того (2) чтобы исследовать явления жизни.
Вероятно (3) несмотря на обиду (4) он меня простил (5) хотя прощение далось ему нелегко.
Если вы услышите над морем глухой шум водопада (6) значит (7) идёт рыба.
Ответ
Вариант 2
1. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным причины. Напишите их номера.
1) В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.
2) В нижнем этаже окна, вероятно, были открыты, потому что отчётливо слышались женские голоса и смех.
3) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
4) Оттого что солнечные дни всё время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно.
5) Стояла та сказочная тишина, которая приходит с морозами.
Ответ
2. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным следствия. Напишите их номера.
1) Друг мне тот, кому могу всё говорить.
2) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
3) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.
4) Путники сильно устали, так что не могли идти дальше.
5) Путники так сильно устали, что не могли идти дальше.
Ответ
3. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным сравнительным. Напишите их номера.
1) Ветер, что разыгрался с обеда, к вечеру усилился.
2) Ветер дул с такой силой, что весь дом поскрипывал.
3) Нужно было встать на рассвете, чтобы засветло дойти до перевала.
4) Для сравнения он дал мне кусочек ткани, которую сделали в институте.
5) Раздался стук, будто кто-то хлопнул дверью.
Ответ
4. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным. Напишите их номера.
1) Несмотря на то что солнце уже поднялось, никто не решился идти дальше.
2) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу.
3) Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было бы рассказывать.
4) Хотя надвигалась ночь, отряд вышел в горы.
5) Мы шли молча, любуясь степью, тем более что она становилась всё привлекательнее.
Ответ
5. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным места. Напишите их номера.
1) Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.
2) Пока не взошло солнце, дышать было легко.
3) Когда управляющий вызывал меня, я умирал от страха.
4) Иди, куда влечёт тебя свободный ум.
5) Я не знаю лучше места на земле, чем моё родное село.
Ответ
6. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите их номера.
1) Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
2) Так как времени оставалось ещё довольно много, я отправился искать место для своей хижины.
3) Я на всё готова, только бы дело уладилось.
4) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
5) Раз уж вы приехали, то заходите, пожалуйста.
Ответ
7. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия. Напишите его номер.
1) Дом строили так, чтобы окна были большие.
2) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.
3) Так как времени оставалось ещё довольно много, я отправился искать место для своей хижины.
4) Высота такая, что дух захватывает.
5) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
Ответ
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую.
1) Чтобы не повредить руки колючим кустарником росшим по всему саду мы надели плотные перчатки.
2) Я не думаю что этот художник будет когда-нибудь забыт.
3) Как только появились звёзды на небосклоне туман рассеялся.
4) Я думал как прекрасна природа и надеялся передать эту красоту в живописи.
5) Поляна откуда мы только что ушли была усыпана цветами.
Ответ
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить две запятые.
1) Хмурый лес качался когда налетали порывы ветра и уныло шумел.
2) Есть мгновения когда ни единого звука нельзя вымолвить.
3) Лишь только опустились на землю сумерки окутавшие её в сиреневый цвет защёлкали во всю мочь соловьи.
4) Они смеялись и радовались вовсе не оттого что была причина их смеху.
5) Звёзды одна за другой гасли по мере того как розовел восток.
Ответ
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он начинал чувствовать (1) что (2) несмотря на долгую совместную жизнь (3) он и Елена оставались чужими друг другу людьми.
Весною (4) когда поднимутся травы (5) мы встретим мир новым и прекрасным.
Когда же на запад умчался туман (6) урочный свой путь совершал караван.
Ответ
11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Только там (1) откуда всходило солнце (2) была видна тонкая полоска света.
Снег быстро растаял (3) лишь только пригрело (4) разгорающееся в прозрачном воздухе (5) солнце.
Я стараюсь представить (6) что будет с этим домом после моего отъезда (7) и не могу.
Ответ
12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Студентка сегодня опоздала на лекцию (1) что было ей несвойственно.
Как солнце зимнее (2) застыло на сером небосклоне (3) так пасмурно у людей в душе.
Она работала денно и нощно (4) потому что иначе нельзя было (5) иначе бы не выжила.
Ответ
13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не знаю (1) решился ли я на такой поступок из гордости (2) или обиды.
Он понимал (3) откуда пошли все эти разговоры.
Ничего не осталось из того (4) что ценилось там (5) за дверями (6) больничной палаты.
Ответ
14. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
До нынешних дней вспоминаю его добрым словом (1) и (2) по совести говоря (3) ещё не знаю (4) кому я больше обязан своими знаниями.
Ему казалось (5) что он недолго лежал (6) припавши лбом к спинке дивана.
Последний свой приезд в деревню я помнил так хорошо (7) будто (8) только сейчас возвращался обратно.
Ответ
15. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возвращаясь лесом (1) я обратил внимание на борьбу двух молодых деревьев (2) далеко заметную (3) благодаря тому (4) что лес ещё был не одет.
В деревянном доме было прохладно (5) несмотря на то (6) что солнце светило в открытые окна.
Я пригласил вас (7) господа (8) с тем (9) чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
Ответ
Работа 2
Вариант 1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы. Определите вид придаточного предложения.
1) Когда хозяин выш..л и унёс с собой свет опять н..ступили п..тёмки.
2) Пр..каз этот н..столько портил всё дело что старший инж..нер умчался в город для об..яснений.
3) Раз никому нет до меня дела останусь и буду жить (с, з)десь.
4) Хотя казаков было мало он почу(?)ствовал сильное в..лнение.
5) Кони так ут..мились что к..тегорически отказ..вались и(д, т)ти дальше.
6) Порой он так пл..сал что штукатурка с п..толка сыпалась.
7) Его (не)было дома почему я и оставил записку.
8) Все встали после чего в зал вош..л г..рой дня.
9) Я пр..ш..л к вам чтобы разобрат(?)ся в случивш..мся.
10) Гости долго (не)раз..е..жались что несколько (не)нравилось бабушк.. .
11) Надо говорить так что(бы) тебя пон..мали.
12) Она знала ж..знь н..столько плохо н..сколько это в..зможно в 20 лет.
Выполните синтаксический разбор предложения 10.
Составьте схемы предложений 2, 4, 6.
Вариант 2
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы. Определите вид придаточного предложения.
1. Лёд под н..гами делался таким сколь(с, з)ким что по нему стало опасно х..дить.
2. Когда-то в глубокой древност.. река была так глубока что зан..мала всю широк..ю д..лину.
3. Когда в т..варищах с..гласья нет на лад их дело (не)пойдёт. (И. Крылов)
4. До чего горяч(?) был конь что мчался вскач(?) (в)переди всех.
5. Если на улице жарко зап..х сена чу(?)ствуется сильнее.
6. Он был так занят р..ботой что (не)слышал как мы п..дошли.
7. Каждый раз когда я пр..ходил Джим облиз..вал меня и д..вал лапу.
8. Дядюшка пел так как поёт пр..стой н..род.
9. Когда затих топот л..шадей мы вышли на т(и, е)(р, рр)асу.
10. Я написала слова что долго ск..зать (не)смела.
11. Как только п..роход подплыл к пристан.. мы подхватив ч..моданы бросились к трапу.
12. Если зацв..тёт ч..рёмуха значит будут х..лода.
Выполните синтаксический разбор предложения 7.
Составьте схемы предложений 2, 5, 9.
Диктанты
Я устал на охоте, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть. Но лес был завален глубоким снегом, почему сесть было некуда. Случайно взгляд мой упал на дерево, вокруг которого расположился гигантский муравейник, засыпанный снегом. Я взбираюсь вверх, сбрасываю снег, разгребаю сверху этот удивительный муравьиный сбор из хвоинок, сучочков, лесных соринок и сажусь в тёплую ямку в муравейнике. Муравьи, конечно, об этом ничего не знают, потому что они спят глубоко внизу.
Несколько повыше муравейника, где в этот раз я отдыхаю, кто-то содрал с дерева кору, и белая древесина покрылась густым слоем смолы.
Видимо, кому-нибудь нужна была кора, чтобы сделать коробочку для сбора ягод.
Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушёл и вернулся случайно к нему, когда муравьи проснулись и поднялись наверх.
Я увидел на светлом пораненном смолистом куске дерева какое-то тёмное пятно и вынул бинокль, чтобы рассмотреть подробней. Оказалось, это были муравьи. Им зачем-то понадобилось пробиться вверх через древесину, покрытую смолой.
(148 слов)
(По М. Пришвину)
Задания
1. Укажите в сложноподчинённых предложениях виды придаточных.
2. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным присоединительным.
XXX
Каждый раз, когда мне приходится бывать в Бутурлиновском районе, я всегда стараюсь завернуть к Ивану Петровичу Бутко.
Его домик приютился на самом берегу тихой речонки Осеред. Он утопает в густых зарослях вишенника и какого-то неведомого мне кустарника. Лохматая собака с лаем бросается навстречу, но, узнав меня, виновато бегает взад-вперёд, пока я иду от калитки к дому. Сам хозяин обычно сидит на завалинке или работает в саду. После приветствия старик идёт в амбар и в алюминиевой чашке приносит ароматные яблоки китайки или мочённые по какому-то особому рецепту янтарные антоновки, что уцелели с прошлого года.
Иван Петрович — страстный садовод. Ещё при первом с ним знакомстве я узнал, что он в шестнадцать лет решил посадить в родном селе столько садов, «чтобы хат не было видно». Свою мечту Иван Петрович сделал целью жизни. Он овладел профессией садовода, боролся с тысячами трудностей, был терпелив, непреклонен — и побеждал. Простой колхозник проделал десятки экспериментов, достойных учёного.
Проходя сейчас по этому удивительному саду, думаешь о том, как много может сделать человек, увлечённый мечтой «увеличить красоту земли».
(168 слов)
(По В. Пескову)
Задания
1. Укажите в сложноподчинённых предложениях виды придаточных.
2. Выпишите по одному словосочетанию на каждый вид связи: примыкание, управление, согласование. Укажите главное и зависимое слово, а также вид связи.