Контрольные работы по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Работа 1

Вариант 1

1. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Нужно с горечью признаться, что реальная личность художника, артиста редко совпадает с тем представлением, какое мы составляем по их произведениям. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

2) Мирон хохотал и говорил, что, когда родится у него сын, никаким календарям он доверяться не станет, а назовёт Сергеем. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

3) Как только занималась заря и как только птицы заводили свой немолчный концерт, лес оживал и радовался, качая своими вершинами в такт. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

4) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

5) Деревья так теснятся друг к другу, что если умрёт вековая сосна, то некуда ей упасть. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Ответ

2. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

2) В воскресенье она пошла за город, чтобы нарвать мяты, а когда вернулась, то только ахнула. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

3) На этот раз командир лодки поймал себя на том, что смотрит на циферблат глубомера и пытается догадаться, сколько же сейчас времени. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

4) Смотрел, как в высоте холмов блестят огни сторожевые и как вокруг них казаки глядят на мутный ток реки, склоняясь на копья боевые. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

5) Почти каждый день художник приходил к ней, чтобы посмотреть, какие она сделала успехи. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Ответ

3. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Он ничего не говорил и только молча указывал направление, которого следовало держаться, и тот валежник, который следовало убрать с дороги. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

2) Он охотно поведал им, что случилось в тех местах, откуда он прибыл. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

3) Она рассказала, как она встречала друзей и как они весело провели время вместе. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

4) Мы не могли знать, попадёт ли отец на станцию и приедет ли вовремя поезд. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

5) Сергей увидел пароход и, когда пассажиры сошли, стал наблюдать, как пустеет набережная. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Ответ

4. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Отец сам занимался садом и, чтобы немного облегчить себе труд, просил брата приезжать, когда у того есть время. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

2) Как бы мы ни экономили, продуктов не хватало, несмотря на то что рацион каждого был сильно урезан. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

3) Мягкие сумерки, которые все так любят и которые приносят столько радости, разливались над полем. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

4) Студент учился в университете и, хотя он был ограничен в средствах, находил возможности, чтобы покупать себе книги. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

5) Вся роща внезапно озарилась, когда на неё упали первые лучи солнца и заиграли на траве сияющие капли росы. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Ответ

5. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) В продолжение всего лета мой товарищ часто приезжал ко мне, чтобы составить мне компанию и чтобы поудить рыбу. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

2) Вода обрушилась так страшно, что, когда матросы бежали вниз, им вдогонку уже летели бушующие потоки. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

3) Как только она расслышала, что её догоняют, Аночка бросила сумку и побежала что было сил. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

4) Если рожь зацвела, значит, по пальцам можно подсчитать, когда её будут жать. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

5) Когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябины. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вздохнув (1) он замечает (2) что (3) если ещё несколько дней не будет дождя (4) то и картофель (5) и цикорий погибнут.

Андрей попал в город впервые (6) и (7) хотя по рассказам многое знал (8) к удивлению своему (9) поражался тому (10) что видел.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда прозвенел звонок (1) мы вошли (2) торопясь (3) в зал (4) и (5) чтобы не пропустить начало спектакля (6) заняли свои места.

Утренняя тишина была такой (7) что (8) если на озере сонно вскрикивала птица (9) то её крик гулким эхом отзывался по всему (10) ещё не проснувшемуся лесу.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Видно (1) как птичка (2) широко разевая клюв (3) поёт на сучке (4) и каждое пёрышко дрожит у неё от усилия.

Мои соперники знали (5) что (6) если нет проливного дождя (7) то назначенное выступление (8) обыкновенно (9) не отменяется.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И наконец (1) пришла та последняя решающая минута (2) когда большинству из них уже нельзя было оставаться (3) потому что только минуты решали (4) успеют ли они сами выскочить из (5) быстро сжимающегося (6) кольца врагов.

Люди не могут утешиться (7) когда их обманут враги (8) или изменят друзья (9) но (10) когда они обманывают сами себя (11) то они бывают порой довольны.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мать всегда с беспокойством смотрела (1) как Андрюша исчезал из дома на полдня (2) и (3) если бы не положительное запрещение отца не мешать ему (4) держала бы его возле себя.

На озере (5) что оставалось позади нас (6) цвели кувшинки и лилии (7) над которыми склонялись плакучие ивы (8) доставая до чёрной воды своими гибкими ветвями.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Егорушка оглядывался и не понимал (1) откуда эта странная песня (2) но (3) когда он прислушался (4) понял (5) что это (6) жалуясь на зной и засуху (7) поёт трава.

Я невольно подумал (8) что ночью слышал тот же голос (9) и на берегу была та же девушка.

Ответ

12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Туман поднимался к ночному небу (1) и (2) когда последний просвет исчез (3) исчезла и луна (4) освещавшая село.

Я смотрю сейчас на это выдающееся произведение искусства (5) на эту картину (6) историю которой я поведал (7) и думаю (8) что многим она была небезынтересна.

Ответ

13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Полюбовавшись несколько времени на голубое небо (1) усеянное разорванными облачками (2) на дальний берег Крыма (3) который тянется лиловой полосой (4) и кончается утёсом (5) на вершине коего белеет маячная башня (6) я отправился в крепость (7) чтобы узнать от коменданта о часе моего отъезда.

Пока ночью ещё морозно (8) уже пахнет весной (9) хотя (10) блестящий на солнце (11) снег не тает под его лучами.

Ответ

14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Я мог хорошо видеть с утёса всё (1) что внизу делалось (2) и не очень удивился (3) а почти обрадовался (4) узнав мою русалку (5) которая выжимала мокрые волосы.

Я подумал (6) что (7) если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика (8) то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

Ответ

15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день (1) говорила о том (2) что она знает (3) как будет несчастлив отец (4) ежели Андрей уедет (5) не помирившись с ним.

Пойми (6) что (7) если бы ты писал так рассказы (8) как пишешь письма (9) то давно бы уже был великим человеком.

Ответ

Вариант 2

1. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Я не знаю, как очутился на мосту в такой поздний час, так как огни в лавчонках на набережной были погашены. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

2) Приближалась огромная туча, за которой тянулась пелена дождя, что затянула всё небо плотной завесой. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

3) Я должен был нанять быков, чтобы втащить тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

4) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

5) В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что ничего нельзя разобрать. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Ответ

2. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Под окном и в саду зашумели птицы, когда туман ушёл из сада и всё озарилось весенним светом. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

2) Когда наступили сумерки, она ещё сидела в гостиной, хотя свечи были погашены. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

3) Вода в озере была прозрачная, потому что вся ряска, которая плавала на поверхности, опустилась к зиме на дно. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

4) Без книги я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

5) Капитан тотчас занёс в корабельный журнал, что произошло, но не стал подходить к острову, вокруг которого находились острые скалы. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Ответ

3. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Старинный пруд, в тёмной глубине которого прятались огромные карпы, давно привлекал наше внимание ещё и тем, что был очень живописен. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

2) У рябины, которая служит украшением любого сада, гроздья плодов могут висеть всю зиму, потому что она является зимостойким растением. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

3) Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

4) Мне всё ещё не верилось, что это был наш родной степной певун, что слышалось пенье жаворонка. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

5) День такой яркий, что с отмели видно, как за версту сверкает серебряными искрами рыбья чешуя. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Ответ

4. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

2) Офицер знал, что в лесу опасно, что враги всегда скрываются в этих местах. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

3) Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто- то толкнул ногой. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

4) Товарищ сказал, что если будет свободное время, то он зайдёт ко мне вечером. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

5) Уже начало светать, когда мы поднялись, чтобы идти на рыбалку. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Ответ

5. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).

1) Едва ли кто из восхвалителей чеховской деликатности осознал до конца, что часто наряду с его природными качествами сказывалось то,

что он сам называл «дрессировкой». Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

2) Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё... (Ф. Тютчев) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

3) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она... Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

4) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

5) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо унёс отец. Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы (1) так как боялись отца (2) который (3) со своей стороны (4) был тоже несколько смущён (5) хотя старался этого не показать.

Когда бричка была уже на конце деревни (6) Чичиков подозвал к себе первого мужика (7) который (8) поднявши где-то на дороге претолстое бревно (9) тащил его на плече (10) подобно неутомимому муравью (11) к себе в избу.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Взглянешь на бледно-зелёное (1) усыпанное звёздами (2) небо (3) на котором нет ни облачка (4) ни пятна (5) и поймёшь (6) почему летний тёплый воздух недвижим (7) почему природа настороже.

Я узнал (8) что этот залив похож на огромный конденсатор соли (9) и (10) что вся местность вокруг него не исследована.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Она вдруг поняла (1) что где-то сошла с тропы (2) и повернула туда (3) где (4) показалось (5) проходила тропа.

Дерсу сказал (6) что это не тучи (7) а туман (8) и (9) что завтра день будет солнечный и даже жаркий.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как бы ни устал (1) как бы ни намок в лесу под дождём (2) как бы ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть (3) всё же (4) приятнее сначала разобрать корзину.

Когда качнётся дымный берег (5) и чайки вдруг поднимут крик (6) хочу в неведомое верить (7) и думать вновь (8) что мир велик.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сейчас мне странно думать (1) что было время (2) когда я не сразу запомнил это слово (3) и даже записал (4) чтобы не забыть (5) и (6) чтобы при случае произнести правильно.

Мы сразу поняли (7) что дети дома не ночевали (8) и (9) что они (10) скорее всего (11) заблудились в лесу.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда наступило утро (1) мы отправились в путь по дороге (2) которая манила нас неизвестностью (3) и (4) которая впоследствии принесла много новых впечатлений.

В грустные минуты я утешал себя тем (5) что поэт не умирает (6) и (7) что Пушкин мой всегда жив для тех (8) кто (9) как я (10) его любил.

Ответ

12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Из моего мимолётного знакомства с Чеховым я вынес то впечатление (1) что (2) если бы судьба не наделила его художественным талантом (3) Чехов приобрёл бы известность (4) как учёный и врач.

Всё (5) что лучшего в сердце есть (6) я за то (7) товарищ (8) отдам (9) чтоб садам во всю силу цвесть (10) золотым поспевать плодам.

Ответ

13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Воздух так ясен и прозрачен (1) что (2) если взобраться на голубятню или колокольню (3) то (4) кажется (5) увидишь всю вселенную от края и до края.

Я более всего весну люблю (6) люблю разлив стремительным потоком (7) где каждой щепке (8) словно кораблю (9) такой поток (10) что не окинешь оком.

Ответ

14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В этой роще берёзовой (1) вдалеке от страданий и бед (2) где колышется розовый (3) немигающий утренний свет (4) где прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей (5) спой мне (6) иволга (7) песню пустынную (8) песню жизни моей.

Земля набухала от дождевой влаги (9) и (10) когда ветер раздвигал облака (11) млела под ярким солнцем (12) которое не жалело своих лучей.

Ответ

15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Есть такие глухие озёра (1) где такая стоит тишина (2) что до них доберётся нескоро (3) предзакатного ветра (4) волна.

И хотелось бы думать (5) что этот русский человек (6) человек несгибаемой воли (7) выдюжит (8) и около отцовского плеча вырастет тот (9) который (10) повзрослев (11) сможет всё вытерпеть (12) всё преодолеть (13) если к этому позовёт его Родина.

Ответ

Работа 2

Вариант 1

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1. Игорь з..крыл глаза и подумал вдруг что если бы он остался дома то всё в его жизн.. было бы (по)другому.

2. Часто г..ворили что она к..лдунья что может пр..вораживать и что с ней лучше не (с, сс)ориться.

3. Слышно было как в саду оркестр начал р..п..тировать вальс который соб..рался и..полнить веч..ром.

4. У него выдался очень т..жёлый день и когда он наконец лёг спать то почти сразу з..снул.

5. Мне к..залось что если Кузьму Ивановича вызвать на открове(н, нн)ость то он мог ра(с, сс)казать что(то) печальное и зн..чительное.

6. Когда мы подошли к дому то увид..ли раскрытые окна которые (по)видимому ра..пахнулись от сильного ветра.

7. Даша заметила что когда в столовой по..вился Рощин Катя сразу (не)п..ворачивала голову к нему а м..нуточку медлила.

8. Большинство людей любит чтобы хорошее было н..преме(н, нн)о хорошим а дурное дурным и слышать (не)хоч..т чтоб один и тот же пр..дмет вм..щал в себя и хорошее и дурное.

9. С ним всегда было так что когда первые выстрелы были неудачны он гор..чился досад..вал и стр..лял целый день дурно.

10. Школьный музей в котором было собрано всё что относилось к истории края создавался годами.

11. Когда певец закончил своё выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.

12. Из того дома где я рос где прошло всё моё детство нам пришлось уехать.

Составьте схемы предложений 5, 8, 11, 12, укажите, к какому виду сложных предложений с несколькими придаточными относится каждое из указанных предложений, определите вид придаточных.

Вариант 2

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1. Как н.. пр..красна была эта ноч(?) как н.. величестве(н, нн)ы были явления св..тящихся н..секомых и падающ..го метеора но долго остават(?)ся на улице было нельзя.

2. Когда Алексей см..трел на часы на балкон.. соседей он был так ра..тревожен и занят своими мыслями что вид..л стрелки на ц..ферблат.. но (не)мог понять который час.

3. По (не)скольку раз в день он запис..вал в т..традку откуда и с какой стороны ду..т вет..р.

4. Когда Таврило пришёл доложить Марь.. Дмитриевн.. что пр..ходившие люди уб..жали она зал..жив назад руки долго х..дила по комнатам обдумывая что ей делать.

5. С вёс..л кап..ли голубые капли и когда они падали в море то на месте их падения (не)надолго в..пыхивало голубое пятнышко.

6. (Не)смотря на то что князь Василий (не)охотно и почти (не)учтиво слушал пож..лую даму она ласково и трогательно улыбалась ему и чтоб он не уш..л взяла его за руку.

7. Тигр держит(?)ся там где гуще зар..сли и где достаточно корма.

8. День такой яркий что даже с отм..ли видно как за в..рсту св..ркает серебря(н, нн)ыми искрами рыбья ч..шуя.

9. Дерсу ск..зал что это не тучи а туман и что завтра будет солнечный и даже жаркий день.

10. Но всю ночь Василиса Егоровна (не)могла заснуть и н..как (не)могла догадат(?)ся что(бы) такое было в голове её мужа о чём бы ей нельзя было знать.

11. Когда солнце спрят..лось когда н..ступил веч..р особе(н, нн)о явстве(н, нн)о пр..ступила т..шина.

12. Отец с жаром и подробно ра..сказал мне сколько водит(?)ся птицы рыбы и сколько родит(?)ся всяких ягод сколько озёр какие ч..десные р..стут л..са.

Составьте схемы предложений 5, 8, 11, 12, укажите, к какому виду сложных предложений с несколькими придаточными относится каждое из указанных предложений, определите вид придаточных.

Диктанты

XXX

К полудню, когда тени под деревьями стали чёрными, а солнце заглянуло через вершины на просеку дороги, Алексей сумел сделать всего около тысячи пятисот шагов и устал так, что каждое новое движение доставалось ему напряжением воли. Его качало. Земля выскальзывала из-под ног.

Он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться. С тоской огляделся он кругом. Рядом на обочине дороги стояла курчавая молоденькая сосенка.

Он тут же упал на колени, срубил кинжалом деревце, отрезал ветки, обмотал рогатину носовым платком, бинтами и тотчас же попробовал двинуться в дорогу. И, считая шаги, пошёл, устанавливая себе новые нормы передвижения.

Вероятно, со стороны было бы странно видеть человека, который бредёт таким непонятным способом в глухом лесу и который двигается по глубоким сугробам со скоростью гусеницы. За ним наблюдали только сороки, которые убедились за эти дни в безобидности этого странного трёхногого существа. При его приближении они не улетали, а только неохотно соскакивали с дороги.

(165 слов)

(По Б. Полевому)

Задания

Выпишите из текста любое предложение с несколькими придаточными. Подчеркните в нём грамматические основы, составьте его схему, укажите, к какому виду сложных предложений с несколькими придаточными относится это предложение, определите вид придаточных.

XXX

Несмотря на раннее утро, Петя уже проснулся и был поражён, когда увидел себя в городской квартире.

Хлопали то парадная, то кухонная двери, и Петя вдруг узнавал по звуку, которая из них хлопнула.

Сухой луч солнца, что пробился в щель, пересекал комнату, вследствие этого пыльный воздух был будто косо распилен сверху донизу.

Ярко освещённые пылинки образовали полупрозрачную стену, пролетая через которую осенняя муха вдруг вспыхнула и тотчас же погасла.

В течение некоторого времени не слышалось ни кряканья уток, ни истеричного крика курицы, которая несла за домом яйцо, ни глупой болтовни индюков, ни свежего чириканья воробья, что качался чуть ли не в самом окне на тоненькой веточке, согнутой под ним в дугу. И сколько Петя ни вслушивался, он не мог услышать ни одного деревенского звука, которые ещё так недавно наполняли его слух.

Совсем же другие звуки слышались снаружи и внутри квартиры. А из какой-то комнаты в связи с тем, что окно было открыто настежь, во дворе, не прекращаясь ни на минуту, слышалось пение разносчиков. Они появлялись один за другим, эти дворовые гастролёры, и каждый исполнял свою короткую арию.

(176 слов)

(По В. Катаеву)

Задания

Выпишите из текста любое предложение с несколькими придаточными. Подчеркните в нём грамматические основы, составьте его схему, укажите, к какому виду сложных предложений с несколькими придаточными относится это предложение, определите вид придаточных.