Контрольные работы по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021
Бессоюзные сложные предложения
Работа 1
Вариант 1
1. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).
1) Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. Предложения обозначают одновременно происходящие события.
2) Улетели птицы за море, миновало время жатв. (Д. Кедрин) Второе предложение имеет значение пояснения.
3) Совесть потеряешь — другой не купишь. В первом предложении есть значение условия.
4) Я доверяю любящим: они великодушны. Во втором предложении указана причина.
5) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. Второе предложение поясняет первое.
Ответ
2. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).
1) Мир строит — война разрушает. Предложения со значением противопоставления.
2) Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду. Второе предложение имеет значение следствия.
3) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Второе предложение указывает причину.
4) Гвозди бы делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей. (А. Тихонов) Первое предложение имеет значение времени.
5) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше. Второе предложение поясняет первое.
Ответ
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить двоеточие.
1) Тихо шелестит ветер опадают с деревьев последние листья улетают птицы.
2) Улицы пусты Москва затихает жители готовятся ко сну.
3) Я знал удар судьбы меня не обойдёт. (М. Лермонтов)
4) Дунул ветер всё дрогнуло ожило и рассмеялось.
5) Я знал его мы странствовали с ним в горах востока. (М. Лермонтов)
Ответ
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить тире.
1) Не хочешь отвечать я скажу.
2) Теперь одна только забота хватит ли продовольствия?
3) Жизнь идёт земля под солнцем дышит океан колышет корабли. (М. Светлов)
4) Стояла она долго устали спина и ноги.
5) Буря прекратилась отряд двинулся дальше.
Ответ
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить точку с запятой.
1) Роняет лес багряный свой убор сребрит мороз увянувшее поле. (А. Пушкин)
2) Вдруг слышим во всё горло кричат птицы.
3) Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился жестокою бурей гонимый засох и увял он от холода зноя и горя. (М. Лермонтов)
4) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.
5) Солнце село воздух чист и прозрачен как тихая вода в полноводной реке птицы запели призывая ночь.
Ответ
6. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения.
Шуми (1) шуми (2) послушное ветрило (3) волнуйся подо мной (4) угрюмый океан. (А. Пушкин)
Засверкал огонь зарницы (5) на гнезде умолкли птицы (6) тишина леса объемлет (7) не качаясь (8) колос дремлет. (А. Фет)
Ответ
7. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения.
Уже бледнеет день (1) скрываясь за горою (2) шумящие стада толпятся над рекой (3) усталый селянин медлительной стопою идёт (4) задумавшись (5) в шалаш спокойный свой. (В. Жуковский)
Сияет солнце (6) воды блещут (7) на всём улыбка (8) жизнь во всём (9) деревья радостно трепещут (10) купаясь в небе голубом. (Ф. Тютчев)
Ответ
8. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должна стоять точка с запятой.
На дворе декабрь в половине (1) окрестность (2) охваченная неоглядным снежным саваном (3) тихо цепенеет.
Время стоит ещё раннее (4) шестой час в начале (5) золотистый утренний туман над просёлком (6) едва пропуская только что показавшееся солнце (7) трава блестит.
Ответ
9. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должна стоять точка с запятой.
Улыбнись (1) моя краса (2) на мою балладу (3) в ней большие чудеса (4) очень мало складу. (В. Жуковский)
Быстро и глухо мрак осенней ночи заполнил пустую дачу (5) бесшумно выползал он из кустов (6) и вместе с дождём лился с неприветливого неба (7) обещавшего долгую непогоду.
Ответ
10. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять двоеточие.
Взгляни на звёзды (1) много звёзд в безмолвии ночном горит (2) блестит кругом луны на небе голубом. (Е. Баратынский)
Полно спать (3) тебе две розы я принёс с рассветом дня (4) сквозь серебряные слёзы (5) ярче нега их огня. (А. Фет)
Ответ
11. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять двоеточие.
Полночный свет (1) ты тот же день (2) белей лишь блеск (3) чернее тень (4) лишь тоньше запах сочных трав. (А. Фет)
Искусство выполняет работу памяти (5) оно выбирает из потока времени наиболее яркое (6) волнующее (7) значительное и запечатлевает его в кристаллах книг.
Ответ
12. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять двоеточие.
В осеннюю пору хорошо в лесу (1) воздух особенно свеж (2) повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли.
Посмотрю на юг (3) нивы зрелые (4) что камыш густой (5) тихо движутся. (И. Никитин)
Ответ
13. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять тире.
Прислушаешься (1) птицы поют (2) приглядишься (3) сонные капли росы на траве и цветах.
Я не бродила по туристским тропам над морем в ослепительном краю (4) в семнадцать лет (5) кочуя по окопам (6) я увидала Родину свою. (Ю. Друнина)
Ответ
14. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять тире.
Цветут сначала ландыши (1) потом шиповники (2) всему своё время.
Дунет ветер (3) взметнётся листва (4) с нежным шёпотом дрогнет рябина (5) даже глазу глядеть нестерпимо. (С. Куняев)
Ответ
15. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять тире.
Край родной (1) любимая сторонка (2) всё сказать (3) не хватит нежных слов. (Н. Рыленков)
Ласточки летают то вверх (4) то вниз (5) жди бури.
Ответ
Вариант 2
1. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).
1) Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта. Второе предложение имеет значение пояснения.
2) Кукушка станет куковать — мороза больше не видать. Второе предложение имеет значение следствия.
3) Всё было ясно: они спутали направление. Во втором предложении указана причина.
4) Перед домом голая равнина; постепенно понижаясь, уходит она вдаль. Второе предложение имеет значение изъяснения.
5) Завтра уже не увидимся: я уезжаю до зари. Предложения обозначают одновременно происходящие события.
Ответ
2. Укажите неверное(-ые) суждение(-я).
1) Письма больше чем воспоминания: на них запеклась кровь событий. Второе предложение имеет значение изъяснения.
2) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (А. Пушкин) Предложения обозначают одновременно происходящие события.
3) Зайдёшь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. Второе предложение указывает причину.
4) Он обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось. Первое предложение имеет значение времени.
5) Старик сразу понял: стоит хорошая погода. Второе предложение имеет значение изъяснения.
Ответ
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить двоеточие.
1) Иногда слышался плеск взлетали брызги это в холодных струях играла рыба.
2) Раздался крик все высыпали во двор.
3) Взгляни безропотно текут речные воды. (Е. Баратынский)
4) С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая.
5) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. (А. Пушкин)
Ответ
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить тире.
1) Я огляделась за окном уже рассветало.
2) Лопаются серёжки у берёзки время сеять хлеб.
3) Наука даром не даётся наука трудом берётся.
4) Вода в водоёме рябила над ней поднимались небольшие волны.
5) Выйдет солнце из-за облака чувствуешь на лице горячую ласку света.
Ответ
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых надо поставить точку с запятой.
1) Из расселины бил родничок его струйка походила на ниточку она дрожала в воздухе и рассыпалась каплями едва коснувшись гранитной плиты.
2) Он отвернул кран вода не шла.
3) Смелые побеждают трусливые погибают.
4) Лошади остановились близ реки подле загородных садов и огородов вдали привольно раскинулись луга.
5) В этом бою он знал одно не отступать.
Ответ
6. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения.
Под окном и в саду зашумели птицы (1) туман ушёл из сада (2) всё кругом озарилось весенним цветом (3) точно улыбкой.
Заря прощается с землёю (4) ложится пар на дне долин (5) смотрю на лес (6) покрытый мглою (7) и на огни его вершин. (А. Фет)
Ответ
7. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения.
Кот поёт (1) глаза прищуря (2) мальчик дремлет на ковре (3) на дворе играет буря (4) ветер свищет на дворе. (А. Фет)
Солнце скрылось (5) ночные тени (6) окружившие нас со всех сторон (7) надвигались всё ближе.
Ответ
8. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должна стоять точка с запятой.
Бледно-серое небо светлело (1) холодело (2) синело (3) звёзды то мигали (4) слабея (5) то исчезали (6) отсырела земля (7) запотели листья.
Дубровский объезжал однажды малое своё владение (8) приближаясь к берёзовой роще (9) услышал он удары топора и треск повалившегося дерева. (А. Пушкин)
Ответ
9. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должна стоять точка с запятой.
Рыба лежала на дне (1) завернув хвост (2) её чешуя отливала золотом (3) плавники были ярко-красного цвета. Наступали длинные зимние сумерки (4) снег (5) медленно падающий на землю (6) начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю.
Ответ
10. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять двоеточие.
Ёлочка стала выживать (1) ольха слева нарочно уронила толстую сухую ветку прямо на вершину (2) ольха справа сунула в серёдку (3) в грудь ёлочке (4) сук (5) острый (6) как штык.
Он перестал работать (7) оглянулся (8) позади него сидел на ветке ворон.
Ответ
11. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять двоеточие.
В трубном призыве журавлей звучит радость (1) они возвращаются в родные места (2) возвращаются на гнездование.
Тихие шелесты ветер доносит (3) радость даря ненасытным глазам (4) жёлтые листья роняет осень (5) красные листья метёт по полям. (С. Щипачёв)
Ответ
12. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять двоеточие.
Я говорю (1) нас (2) граждан Ленинграда (3) не поколеблет грохот канонад. (О. Берггольц)
Тут открылась картина довольно занимательная (4) широкая сакля (5) крыша которой опиралась на два закопчённых столба (6) была полна народа.
Ответ
13. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять тире.
Есть в осени первоначальной короткая (1) но дивная пора (2) весь лес стоит как бы хрустальный (3) и лучезарны вечера... (Ф. Тютчев)
Не было никакой возможности уйти незаметно (4) он вышел открыто (5) будто идёт на двор.
Ответ
14. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять тире.
В чистом поле идёшь (1) ветерок встречает (2) забегает вперёд (3) стёжки заметает. (И. Никитин)
В лесах (4) степях (5) горах разные ценные животные (6) будем охранять наши леса (7) степи (8) горы. (М. Пришвин)
Ответ
15. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр должно стоять тире.
Исчезнут леса (1) погибнут почва и растительность (2) останутся бесплодные степи и пустыни.
В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы (3) ветры (4) деревья (5) в них оживает домашний мир вещей и игрушек. (К. Паустовский)
Ответ
Работа 2
Вариант 1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите смысловые значения между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений.
1. В саду на деревьях с..дели сн..гири в б..седке под крышей поселились ласточки.
2. Утром было холодно к вечеру н..ступила жара.
3. Я слышал ёж..к мышей ловит.
4. Лето пр..пасает зима поедает.
5. Всю дорогу до хутора молчали говорить м..шала тряская езда.
6. Ра..пустились д..ревья запели птиц.. ра..цвела мать-и-мачеха.
7. Однажды пр..снулся он и вид..т против его норы стоит рак.
8. Пр..дметы т..ряли свою форму всё сл..валось (с)начала в серую потом в тёмную ма(с, сс)у.
9. Выпал снег — все пошли катат(?)ся на лыжах.
10. Я взглянул в окно на безоблачном небе ра..г..релись звёзды.
11. Парк построе(н, нн)ый ещё до войны горожане очень любили по выходным к..зал ось там гуляли все жители.
12. Стоявшее на окраин.. города (с, з)дание пр..влекало своей красотой мы р..шили зайти (в)нутрь и осм..треть комнаты пока (не)стало совсем темно.
Вариант 2
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
Определите смысловые значения между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений.
1. Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птиц.. .
2. М..росили дожди волжская вода п..мутнела.
3. Огромный барский дом утопающ..й в зелен.. деревьев и дикого винограда стоял на холме он был виден (ото)всюду.
4. Напролом идут волос (не)ж..леют.
5. Я п..глядел кругом торжестве(н, нн)о и царстве(н, нн)о стояла ноч( ?).
6. Ехал сюда рожь нач..нала ж..лтеть.
7. Меня грызёт сомнение может быть и в самом деле надо было п..реждать до вечера?
8. На дворе п..лил зной в доме было пр..хладно.
9. Посмотрит рублём под..рит.
10. Подул ветер поднялась пыль пол..тели листья с деревьев.
11. Ра..пахнули окна запах сос..н вступил на в..ранду.
12. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой ло(д, т)ке с..дела мельничиха и ра..говаривала с моим охотником.
Диктанты
XXX
Пришли тучи — стало быстро темнеть. Грянул первый гром. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.
После проливного, тёплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.
Там, на берегу около сетей, стояло десять маленьких берёзок, веточки их ещё были голые, без листочков.
Солнце садилось, и, когда село, запели все соловьи и все лягушки заорали. Но так часто на свете бывает, что когда всем хорошо, то бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не даёт ему радоваться.
Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди. Это, наверное, воры.
В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди. Это за ночь берёзы оделись в зелень и стоят, похожие на людей.
(157 слов)
(По М. Пришвину)
Задания
1. Выпишите из текста любое бессоюзное сложное предложение, выполните его синтаксический разбор.
2. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, подчеркните в нём грамматические основы.
XXX
Каштанка проснулась и удивилась: на улице уже светло и шумно. В комнате не было ни души. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате; она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. Подумав, Каштанка поцарапала её обеими лапами, отворила и увидела: на кровати спал вчерашний незнакомец.
Она понюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью. Из спальни вела куда-то ещё одна дверь.
Каштанка налегла лапами на дверь — дверь отворилась. Собака тотчас же почувствовала странный, очень подозрительный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное: пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел.
(161 слово)
(По А. Чехову)
Задания
1. Составьте схемы выделенных предложений. Укажите смысловые отношения между предложениями, входящими в состав этих предложений.
2. Подчеркните главные члены в последнем предложении.