Контрольные работы по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Сложные предложения с разными видами связи

Работа 1

Вариант 1

1. Укажите верное(-ые) суждение(-я).

1) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

2) Молодые люди стали двигаться к выходу из зала, и, когда они почти приблизились к дверям, в помещение вошли полицейские. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Я задумался над её словами, и, если она была права, мне предстоял трудный выбор. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.

4) Какая-то девушка стояла на тротуаре, и, когда машина почти поравнялась с ней, девушка бросилась бежать. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

5) Через час явилась возможность опять ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.

Ответ

2. Укажите верное(-ые) суждение(-я).

1) Как ни был он подготовлен к тому, что он увидел, сердце забилось быстрей: всё-таки произошло настоящее событие. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

2) Сторож стал рассказывать, почему он не добрался в срок: кругом всё было залито водой, невозможно было ехать. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.

3) Врач подал родным знак, что больная хочет уснуть, и все потихоньку вышли из палаты. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.

4) Ночь была светлая, лошадь, которая неторопливо щипала траву, стояла прямо за телегой. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

5) Я давно замечал, что место, где вырос человек, откладывает своеобразный отпечаток на его личность, и это проявляется во всём. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

Ответ

3. Укажите верное(-ые) суждение(-я).

1) Я сознавал, что туман скрывает в себе нечто важное, и до боли напрягал глаза, но тщетно: мгла упорно не хотела рассеиваться. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.

2) Упал в пруд камень — вода полетела брызгами, волны побежали кругами, и снова утихла заводь, хотя ещё долго выпрыгивали на поверхность пузыри. Сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.

3) Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорезался красный диск, а по всему ущелью бегут тени. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.

4) Стояло раннее майское утро, когда невидимые птицы пробуют начать свои мелодии, а потом стучит дятел, приглашая всех к вниманию. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

5) Хотя стоял ещё апрель, берёзы и осинки оделись в весенний наряд так, что мне весело было смотреть на них, а прозрачные воды реки отражали их красоту. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

Ответ

4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Вновь сентябрь поджигает сухую листву на осинах (1) рдеет каплями крови на кочках брусника в чаю (2) и (3) считая гусей в небесах (4) по-осеннему синих (5) прислонившись к сосне (6) я с тобой на опушке стою. (Н. Рыленков)

Когда я вошёл (7) все замолчали (8) видно (9) говорили обо мне.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Тишина была такой (1) что (2) если на озере вскрикивала птица (3) то её крик отзывался по лесу (4) ещё не проснувшемуся от ночного дурмана.

По ночам река покрывалась туманом (5) и (6) когда он наползал на берега (7) всё затихало (8) как будто вместе с туманом воцарялась тишина.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Когда Михаил Михайлович появлялся в гостиной (1) он всем кланялся (2) и (3) поэтому у присутствующих сложилось впечатление (4) что он очень воспитанный человек (5) хотя дальнейшие события доказали (6) что это не так.

Машина ехала медленно (7) но (8) когда оставалось всего несколько километров (9) мотор неожиданно стал чихать (10) потому что бензин (11) залитый накануне (12) неожиданно кончился.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Восход окрасил тучи (1) и (2) хотя солнце так и не показалось (3) стало светло (4) но всё же нельзя было разглядеть сопки (5) утопавшие в тумане.

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (6) находились двое (7) и (8) пока тени неуклонно усиливались (9) они смотрели (10) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Я знал (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что (4) если сейчас коснуться веток сирени (5) с кустов посыплется роса.

Резвый ветер с моря надул паруса (6) и (7) когда солнце взошло (8) и городские стены остались за кормою последнего корабля (9) громкая песня (10) прославляющая волю (11) разлилась над просторами реки.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Когда пробьёт последний час природы (1) состав частей разрушится земных (2) всё зримое опять покроют воды (3) и Божий лик изобразится в них! (Ф. Тютчев)

Есть предвзятое представление (4) что город убивает природу (5) но я думаю (6) напротив (7) город воспитывает естественное чувство любви к земле.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

То пространство (1) которое он только что прошёл (2) то есть пространство от дворцовой стены до помоста (3) было пусто (4) но зато впереди себя он площади уже не увидел (5) её съела толпа. (М. Булгаков)

Всё казалось ему (6) что кто-то крадётся к землянке (7) вот-вот откроется дверь (8) войдут чужие люди.

Ответ

Вариант 2

1. Укажите верное(-ые) суждение(-я).

1) Он не искал слов: они сами свободно и послушно приходили к нему на уста, и каждое слово, казалось, так и лилось прямо из души. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.

2) Этот мост, который, хотя и был сделан из дерева, стоял здесь так долго, будто был всегда, и этим поражал всех жителей. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Тревожное чувство усиливалось с приближением грозы, и, когда пришла величественная минута безмолвия, чувство это дошло до такой степени, что сердце замерло от волнения. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

4) Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния, и, пока она светила, я увидел, как мерцает какая-то белая точка на берегу. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

5) Туман таял, и, когда лодка пошла к берегу, видно было, как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах. Сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

Ответ

2. Укажите верное(-ые) суждение(-я).

1) Все ожидали увидеть его на балу — он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню, чтобы встретиться с управляющим. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

2) Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками, и, когда наша встреча состоялась, я спросил у них, скучают ли они по школе. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.

3) Он сам иногда писал красками пейзажи, и в такие моменты ему казалось, что у него много вкуса и что если бы он учился, то из него вышел бы хороший художник. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.

4) Я смотрел на леса на склонах и думал, что, если бы я оказался везучим и мне попалась бы маршрутка, я через полчаса мог бы быть там. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

5) Оттепели всё чаще, но, пока ночи морозны, стеклянная бахрома сосулек не плавится, снег не тает. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.

Ответ

3. Укажите верное(-ые) суждение(-я).

1) Побушевав, река присмирела — немного погодя и в ней кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.

2) Я не знал, сколько времени я бродил по лесам, и, когда я вернулся в дом лесника, оказалось, что меня давно ждут. Сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.

3) На окраине города разбит был чудесный сад с тенистыми аллеями и беседками для отдыха, и, хотя добираться до него было не очень удобно, горожане любили это место. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.

4) В природе всё прекрасно: и облака, что плывут по небу, и берёзка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

5) Он вошёл в парк, и, хотя он понимал, что не всё в его жизни идёт гладко, сегодня ему хотелось улыбаться и думать только о хорошем. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

Ответ

4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

К вечеру полил дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

До рассвета далеко (5) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (6) и (7) когда привыкаешь к ней (8) явственно начинают слышаться каждый шорох и шёпот.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

Она пошла безлюдной площадью (5) и (6) когда каблуки стали тяжело срываться с крутых булыжников (7) она вспомнила (8) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищается небо.

К часам все так привыкли (5) что (6) если бы они пропали как- нибудь чудом со стены (7) грустно было бы (8) словно умер родной голос (9) и ничем пустого места не заткнёшь. (М. Булгаков)

Ответ

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Звёзды безмятежно сияли на бледно-голубом небе (1) и (2) когда я вспомнил (3) что были некогда люди (4) думавшие (5) будто светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли (6) мне стало смешно. (М. Лермонтов)

На севере тучи расходились (7) разгоняемые ветром (8) и между их серыми клочьями то показывались (9) то исчезали горы (10) которые тянулись длинной цепью по всему горизонту.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые между простыми предложениями в составе сложного.

Чувствуется (1) что (2) когда Пушкин собирал материал к истории Пугачёва (3) и (4) когда писал её (5) он оставался прежде всего поэтом.

Его новелла так лаконична (6) образы многомысленны (7) что (8) если бы кто-то вздумал прокомментировать любую (9) комментарии оказались обширнее текста.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

В густой чаще леса издали видна рябина (1) на ветвях которой рдеют её ярко-красные гроздья (2) точно кораллы (3) брошенные чьей-то рукой.

Два мира есть у человека (4) один (5) который нас творил (6) другой (7) который мы от века творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий)

Ответ

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Когда канонада стихла (1) начало светать (2) и я вышел из своего убежища (3) потому что не мог терпеть боли (4) я отморозил ноги. (М. Булгаков)

Напрасно мне кудесники сулят дни долгие (5) дни власти безмятежной (6) ни власть (7) ни жизнь меня не веселят (8) предчувствую небесный гром и горе. (А. Пушкин)

Ответ

Работа 2

Вариант 1

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1. Ещё была з..ма но солнце нач..нало ходить выше и в полдень когда выш..дший рано утром отряд прош..л уже вёрст десять пр..гревало так что ст..новилось жарко.

2. По(?)черк пок..зался ей зн..комым но как настоящ..я женщ..на она сейчас(же) отл..жила записку в сторону чтобы посм..треть на бр..слет.

3. (Не)даром кто(то) ск..зал что разлука для любви то(же) что ветер для огня маленькую любовь она туш..т а большую ра..дува..т ещё сильней.

4. Ветер т..нул с севера но он был ласков весел и оп(?)янё(н, нн)ый солнечным теплом и ветром я быстро пош..л к обрывам что(бы) в..глянуть в последн..й раз на море.

5. Мысли его так были заняты своим пр..дметом что один только сильный удар грома застав..л его очнут(?)ся и по..мотреть вокруг себя всё небо было соверше(н, нн)о обложе(н, нн)о туч..ми и пыльная почтовая д..рога опрыскалась каплями дождя.

6. Татьяна Афанасьевна под..ла брату знак что больная хоч..т уснуть и все вышли пот..хоньку из св..тлицы кроме служанки которая снова села за (само)прялку. (А. Пушкин)

7. Сн..чала принявши косое напр..вление дождь хл..стал в одну сторону кузова к..битки потом в другую потом изм..нивши образ нап..дения и (з, с)делавшись соверше(н, нн)о прямым бар..банил прямо (в)верх его кузова брызги наконец стали дол..тать ему в лицо.

8. За огородами след..вал и кр..стьянские избы которые хотя были выстрое(н, нн)ы вра(с, сс)ыпную и (не)заключены в правильные улицы но показ..вали довольство об..тателей изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым ворота н..где (не)пок..сились.

Составьте схемы предложений 2, 6, 8.

Вариант 2

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1. Через час явилась в..зможность ехать м..тель утихла небо пр..яснилось и мы отправились.

2. Он боялся что (не)смож..т над..вить на гашетку пальцы др..жали и надламыв..лись.

3. Во всю дорогу был он молчалив только похлёст..вал кнутом и (не)обр..щал н..какой поучительной речи к лош..дям хотя чубарому коню конечно хотелось бы выслуш..ть что(нибудь) наст..вительное ибо в это время во(ж, жж)и всегда как(то) л..ниво д..ржались в руках (слово)охотного возницы.

4. Его мамаша любившая образова(н, нн)ых людей и бл..городное общество ум..лила своего брата ехавш..го прод..вать шерсть взять с собою Егорушку и отдать его в г..мназию и теперь мальчик с..дел на облучке рядом с Дениской д..ржался за его локоть чтоб (не)свалит(?)ся.

5. В ст..нах дома вырываясь через открытые форт..чки зазв..нел г..лосистый зв..нок и тот(час) п..реплелись в озорной хор высокие крики школьников кончился урок. (К. Федин)

6. Обед кончился большие пошли в к..бинет пить кофе а мы поб..жали в сад шаркать ногами по д..рожкам покрытым упавш..ми ж..лтыми листьями и ра..товар..вать.

7. Я пон..мал что выручить нас смож..т только случайность или вода вн..запно п..рестанет пр..бывать или мы наткнёмся на этом б..регу на броше(н, нн)ую лодку.

8. В полдень ветер раз..рвал тума(н, нн)ую з..весу выгл..нуло солнце и вдруг всё ожило з..мной мир (з, с)делался пр..красен.

Составьте схемы предложений 1, 4, 5.

Диктанты

XXX

Погода была прекрасная, ещё прекраснее, чем прежде; но жара всё не унималась. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и лёгкие, изменялись с каждым мгновением: они таяли, и от них не падало тени.

Мы долго бродили с Касьяном по сечкам. Молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие пни; круглые губчатые наросты с серыми каймами, из которых вываривают трут, лепились к этим пням; земляника пускала по ним свои розовые усики; грибы тут же тесно сидели семьями. Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем; всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания молодых листьев на деревцах; всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороху, золотые чашечки куриной слепоты. Кое-где возле заброшенных дорожек, на которых следы колёс обозначались полосами красной мелкой травки, возвышались кучки дров, потемневших от ветра и дождя; слабая тень падала от них косыми четвероугольниками. Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал: подует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется.

(176 слов)

(По И. Тургеневу)

Задание

Выпишите одно предложение с бессоюзной и союзной связью, подчеркните в нём главные члены, составьте схему.

XXX

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, которому было тогда лет пятнадцать. Однажды Ваня принёс нам в подарок маленькую выкопанную с корнями берёзу. Мы принесли из сарая ящик, который насыпали доверху землёй, и посадили в него маленькую берёзу. В саду уже поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. Как-то ночью пришёл первый заморозок. В эту ночь

я проснулся от протяжного и приятного звука: пастуший рожок пел в темноте, которая, казалось, покрыла весь мир. Я оделся и вышел в сад; резкий ветер обмыл лицо — сон сразу прошёл. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, листья сыпались с них частым и печальным дождём.

Я вернулся в комнаты и вдруг заметил: почти вся наша берёза за эту ночь пожелтела. Комнатная теплота не спасла её. Через день она облетела вся: не хотела, видно, отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах.

(160 слов)

(По К. Паустовскому)

Задание

Выпишите одно сложное предложение с разными видами связи, подчеркните в нём главные члены, составьте схему.