Контрольные работы по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Обобщение изученного

Работа 1

Вариант 1

1. Найдите неверные суждения. Запишите номера ответов.

1) В одних только его глазах, голубых, навыкате и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, а голос его звучал как-то слишком ровно. Сложносочинённое предложение.

2) Дорога, что вела к станции, лежала через поле. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

3) Последние метры до леса они не ползли, а, пригнувшись, устало бежали. Сложносочинённое предложение.

4) Стемнело, выглянула луна. Простое предложение.

5) В портфеле ничего не было: ни Стёпкиного письма, ни контракта, ни паспорта, ни денег, ни контрамарки. Простое предложение.

Ответ

2. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хотя солнце только что село (1) в чаще деревьев уже стояла тягучая (2) зелёная мгла.

Здесь (3) куда ни взгляни (4) ни тропы (5) ни следа.

Ответ

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Антон прослезился (1) увидя его (2) поклонился ему до земли (3) сказал ему (4) что старый барин ещё жив (5) и побежал запрягать лошадей.

Ответ

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне пришлось задержаться по делам в городе (1) на одной из улиц которого (2) я встретил старого приятеля (3) знакомого мне ещё со школьной скамьи.

В лесу было солнечно (4) и пели соловьи.

На столбике перил стояла сальная свеча (5) и текла от ветра.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дело тут (1) конечно (2) не в чародействе (3) а в тончайшем понимании музыки и музыкальных инструментов (4) в гениальных руках (5) и гениальном взоре (6) от которого ничего не ускользало.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

От жара (1) подымавшегося вместе с дымом кверху (2) качались ветки старой ели (3) у подножия которой мы расположились(4) и то закрывали (5) то открывали тёмное небо (6) усеянное звёздами.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хотя солнце только что село (1) в чаще деревьев уже стояла тягучая (2) зелёная мгла.

Кажется (3) солнце держалось в этот день на небе гораздо дольше (4) чем ему полагалось по календарю (5) но всё же оно село (6) укрылось в далёких (7) и таинственных районах города.

Ответ

8. Запишите номера предложений, в которых двоеточие ставится на основании одного и того же правила.

1) Мама встретила нас с бабушкой слишком помпезно: цветы были во всех углах комнаты и у мамы в руках.

2) И чего только не было на подводах: и одежда, и самовары, и швейные машины, и конская утварь.

3) Анютке весело: гости приехали.

4) Ольга крикнула: «Едут!»

5) В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и говорили о городских новостях.

Ответ

9. Запишите номера предложений, в которых тире ставится на основании одного и того же правила.

1) Птицы — вестники радости.

2) Любишь кататься — люби и саночки возить.

3) «Неужели приедет братец?» — радостно спросила Варенька.

4) Книги, картины на стене, посуда в шкафу — всё говорило о вкусе хозяйки.

5) Начался снегопад — пришлось остаться дома.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должно стоять двоеточие.

Он передал ваше поручение (1) и исполнил его.

Вчера подошёл я к забору (2) и стал прислушиваться (3) услышал чьи-то голоса.

Солнце село (4) тёмные тучи висели над тёмной степью.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оба слишком оживлённо (1) и естественно слушали (2) и говорили (3) и это-то не понравилось Анне Павловне.

На закате дня (4) когда померкла степь (5) в таборах стоял шум и гам.

Ответ

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он знал только (1) что (2) если нагрянут немцы (3) придётся отбиваться (4) пока хватит патронов.

Ответ

13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Этот разговор продолжался около часа (1) и произвёл на всех большое впечатление.

Мачты стройных галер поднялись (2) как леса (3) и (4) как чайки (5) трепещут крылом паруса на зыбях отдалённого порта. (Л. Мей)

Ответ

14. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Девочки внимательно слушали непонятную для них речь (1) пытаясь определить (2) что задумал их гость (3) неожиданно приехавший из- за границы.

Понимал я немцев плохо (4) потому что они говорили на баварском диалекте (5) но запоминал все словечки (6) и осмысливал их.

Ответ

Вариант 2

1. Найдите неверные суждения. Запишите номера ответов.

1) Пользуясь богатством нашего языка, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. Простое предложение.

2) Дом, который стоял на берегу, принадлежал бакенщику. Сложноподчинённое предложение.

3) В доме бабушка пекла пироги и дети наряжали ёлку. Сложносочинённое предложение.

4) Идти было легко: мокрая земля подмёрзла и выдерживала тяжесть ноги человека. Простое предложение с обобщающим словом при однородных членах.

5) Дед обрадовался зайцу, будто родному. Сложноподчинённое предложение.

Ответ

2. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Солнце только что успело скрыться за горизонтом (1) и в то время (2) когда лучи его золотили верхушки гор (3) в долинах появились сумеречные тени.

Во рту у меня пересохло (4) и по всему телу постоянно разливалась какая-то ленивая (5) томная слабость (6) от которой каждую минуту хотелось зевать (7) и тянуться.

Ответ

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стало ясно (1) что к вечеру нам не дойти до водораздела (2) а (3) если бы мы и дошли до него (4) то рисковали заночевать без воды (5) потому что в это время года горные ключи в истоках почти совсем иссякают.

Ответ

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я никогда не видел пёстрых дятлов (1) сидящих на муравьиных кучах (2) но много раз приходилось мне видеть чистые (3) белые стволы берёз (4) кора которых по строгой спирали истыкана крепкими клювами пёстрых дятлов.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Река (1) вдоль которой мы пошли (2) то и дело круто поворачивала (3) то вправо (4) то влево (5) так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали (6) то в заросли ивняка (7) то в песчаный обрыв.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впереди (1) сквозь деревья (2) сверкнула вода (3) и вскоре дорожка привела к большому озеру. Озеро это было (4) можно сказать (5) без берегов.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вот если бы я (1) к примеру (2) должна была готовить уроки только по литературе (3) я бы могла их готовить круглые сутки (4) и отвечала бы всегда на пятёрки (5) потому что я занималась бы любимым делом!

Ответ

8. Запишите номера предложений, в которых двоеточие ставится на основании одного и того же правила.

1) И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка: «У природы нет плохой погоды...».

2) Уткам плохо пришлось в тот год: пора нестись, а земля вся в воде.

3) Повсюду: на крышах домов, заборах, траве — лежал иней.

4) Егор оглянулся: перед ним стояла Нина.

5) Она твёрдо произнесла: «Пойду к нему на разговор».

Ответ

9. Запишите номера предложений, в которых тире ставится на основании одного и того же правила.

1) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору — с глиной и мрамором.

2) «Прошу завтра без опозданий», — предупредил Михаил.

3) Подул ветер — надели плащи.

4) Ни горы, ни снег на вершинах, ни цветы на лугах — ничто не могло отвлечь Ольгу от её мысли.

5) Лес рубят — щепки летят.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должно стоять двоеточие.

Это было добротворное чтение (1) хотя (2) разумеется (3) читать (4) и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте (5) он обладает неиссякаемой щедростью ума (6) живостью наблюдений (7) способностью постоянно влиять на формирование (8) и совершенствование человеческих душ.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она уверяла (1) что ей страстно хочется жить (2) что она ещё молода (3) и была бы красивой (4) если бы не зной и не засуха.

Ответ:

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чем угрюмее были тучи (1) волочившие по земле мокрые (2) обтрёпанные подолы (3) чем холоднее дожди (4) тем свежее становилось на сердце (5) тем легче (6) как бы сами по себе (7) ложились на бумагу слова.

Ответ

13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Громыхнул под колёсами расшатанный мостик (1) внизу холодно блеснула осенняя вода (2) усыпанная палым листом (3) и сразу же на той стороне (4) на взгорье (5) завиднелись избы (6) но уже другого села (7) тоже вставшего из праха.

Ответ

14. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это был какой-то текст (1) по ходу чтения которого её лицо выражало (2) то гнев (3) то смятение и обиду (4) доходящую до слёз (5) до детского бессилия.

Ответ

Работа 2

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1. Однажды зимой на исход.. января ш..л я (мало)натоптанной у(с, з)кой тр..пой и увид..л как л..жит срубле(н, нн)ая ольха поп..рёк желтеющ..го на снегу пенька.

2. Изре(т, д)ка и (не)надолго тучи разрывались и в образовавш..йся пр..свет прогляд..вали зел..новатое небо и бледные звёзды.

3. Спустя несколько врем..ни когда палуба была вымыта Кочнев выв..л пса (на)верх и предл..жил м..тросам оставить его на корвете.

4. Наконец пр..шла та последняя р..шающая м..нута когда большинству из них уже н..льзя было остават(?)ся потому что уже только минуты р..шали успеют ли они сами выск..чить из сж..мающ..го кольца.

5. В деревню пр..несли пятерых волчат пос..дили их в высокий ящ..к из которого малышам самим н.. за что было (Не)выбрат(?)ся и закрыли этот ящ..к вместе с волчатами в рубле(н, нн)ый крепко амбар.

6. Первое что пор..зило Маргариту это та тьма в которую она попала.

7. Там (с)лева от дороги был подёрнутый ряской пруд на б..регах которого стояли маленькие нарядные домики.

8. Время от врем..ни наб..гал в..терок и тогда большое ржа(н, нн)ое поле (с)права от тр..пинки глухо ш..лестело к..лосьями.

9. Подн..мает(?)ся солнце у(з, с)кие дли(н, нн)ые полосы света врываются в л..сную чащу туман отступа..т рождая м..льчайшие капельки росы которые с..ребрят ветви тёмных разлапистых елей тр..ву и листья.

10. Хозяин узнав пр..ехавших (с)начала зам..р от наплыва чувств потом вспл..снул руками и пр..стонал сюртук его взмахнул фалдами спина с..гнулась в дугу.

11. Бобрята изл..вали свою любовь з..бавными способами завидя людей они опрокид..вали свой ящ..к и мчались (на)встречу им.

12. Лиза пошла безлюдной площадью и когда ноги её стали т..жело срыват(?)ся с круглых лысин булыжника она вспомнила как возвр..щалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

Ответ

2. Распределите номера предложений по соответствующим строчкам.

Сложносочинённое предложение: ...

Сложноподчинённое предложение (в том числе с несколькими придаточными): ...

Сложное бессоюзное предложение: ...

Сложное предложение с разными видами связи: ...

3. Выполните синтаксический разбор предложения 6.

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1. Теснят(?)ся там льдины и с хрустом лезут одна на другую и однажды чаще всего в студё(н, нн)ую ноч(?) река останавл..вается.

2. Может быть и в большом смысле добро надо делать равнодушно чтобы (н..)возн..кало тщ(и, е)славия чтобы (н..)ждать (н..)какой благодарности чтобы озлит(?)ся оттого что тебя н..кто (н..)благодарит.

3. Когда гусь на отмел(е, и) подн..мался в полный рост и размах..вал упругими (полутора)метровыми крыльями на воде проб..гала серая ря(п, б)ь и шуршали пр..брежные к(о, а)мыши.

4. Небо всё ниже нависа..т над полем слабо брезж..т синевато(свинцовый) свет уг..сающ..го дня и в тума(н, нн)ой дали уже нач..нают появлят(?)ся те бледные (не)уловимые огоньки которые всегда м..лькают перед напряжё(н, нн)ыми глазами путника в зимние ст(и, е)пные ночи...

5. По небу т..нулись тучи холодный ветер нал..тал порывами на потухший костёр и выхватив кучу золы со свистом р..зносил его по полю.

6. В открытое окно дышала тёплая и мя(х, г)кая ноч(?) и св..тила луна и где(то) д..леко подчёрк..вая т..шину комнаты г..рмонично стр(и, е)котали кузнечики.

7. Я выгл..нул в окно там была тёмная ноч(?) которая зав..локла всё небо и окутала всю землю.

8. Тонкие стволы б..рёз б..лели ре(с, з)ко и отч..тливо а на их ре(д, т)кую л..ству к..залось были наброше(н, нн)ы с..ребристые пр..зрачные газовые п..кровы.

9. Никто (н..)знал куда он уходил и когда возвр..щался обратно.

10. Амур (с, з)десь очень ш..рок до моря осталось только 27 вёрст место величестве(н, нн)ое и кр..сивое но воспом..нания о прошлом этого края ра..сказы спутников о лютой з..ме и о (не)менее лютых мес(?)ных нравах близость кат..рги и самый вид заброше(н, нн)ого вым..рающего города соверше(н, нн)о отн..мают охоту любоват(?)ся пейзаж..м.

11. Тут кончает(?)ся (А, а)зия и можно было бы сказать что в этом месте (А, а)мур впада..т в (В, в)еликий ок..ан если бы поперёк не стоял остров (С, с)ахалин.

12. Солнышко медле(н, нн)о взб..ралось по небу всё выше и выше вдруг ж..вительные лучи его брызнули из(за) гор и разом осв..тили весь лес кусты и траву обильно смоче(н, нн)ые росой.

Ответ

2. Распределите номера предложений по соответствующим строчкам.

Сложносочинённое предложение: ...

Сложноподчинённое предложение (в том числе с несколькими придаточными): ...

Сложное бессоюзное предложение: ...

Сложное предложение с разными видами связи: ...

3. Выполните синтаксический разбор предложения 11.

Диктанты

Путешествие в горах1

Наш отряд снова тронулся в путь, но на этот раз мы попали в бурелом и потому продвигались медленно. Часам к четырём мы подошли к какой-то вершине. Оставив людей и лошадей на месте, я сам пошёл наверх, чтобы ещё раз осмотреться.

То, что я увидел сверху, сразу рассеяло мои сомнения. Куполообразная гора, где мы находились в эту минуту, был тот самый горный узел, который мы искали. От него к западу тянулась высокая гряда, падавшая на север крутыми обрывами. По ту сторону водораздела общее направление долин шло к северо-западу. Вероятно, это были истоки реки.

Спустившись с дерева, я присоединился к отряду. Солнце уже стояло низко над горизонтом, и надо было торопиться разыскать воду, в которой и люди, и лошади очень нуждались. Спуск с горы был сначала пологий, но потом сделался крутым. Присев на задние лапы, медленно спускались лошади. Вьюки лезли вперёд, и, если бы при сёдлах не было шлей, они съехали бы им на голову. Пришлось делать длинные зигзаги, что при буреломе, который валялся здесь во множестве, было делом далеко не лёгким.

(169 слов)

(По В. Арсеньеву)

1 Текст диктанта взят из книги: Политова И. Н. Дидактические материалы. 9 класс. М.: Экзамен.

Задания

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов (по вариантам).

XXX

В феврале, когда зима крепка ещё духом, но уже появилась на небе просинь, вы можете вдруг услышать пенье, которое вас остановит. Звенит бодрый, радостный колокольчик. Поразительно! Кругом снег, ещё морозно и ветрено, ещё пути заметает позёмка, а тут вроде бы и весна наступила.

Кто же так заливается? Если будете осторожны и обратите внимание на заросли кустов, кучи веток, хвороста, то увидите и певца. Он любит непролазные кущи по краю садов и канав, у старых бань и ручьёв, текущих вблизи. Когда певца вы увидите, то будете озадачены: такая кроха, а как голосиста и как хорошо её пенье!

Ваш новый знакомый птичка крапивник — самая маленькая (после королька) из всех пернатых наших соседей. На зиму крошка не улетает и всегда так жизнерадостна, так подвижна и так голосиста, что, слушая её, думаешь: нет на земле ни бед, ни печалей.

Внешность крапивника незаурядная. Цветом он тёмно-бурый с волнистым узором по всему телу, а статью похож на грецкий орех с вздёрнутым кверху коротким хвостом и тоненьким клювом. Когда возбуждён, часто кланяется в вашу сторону и при опасности не полетит, а с проворством мышонка спрячется в зарослях. Проявите терпение — любопытство заставит певца вернуться, глянуть, что его испугало.

(190 слов)

(По В. Пескову)

Задания

1. Составьте схемы выделенных предложений (по вариантам).

2. Выполните морфологический разбор выделенных слов.