Тренажёр по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Аксенова Л. А. 2020

Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Особенности пунктуации в сложноподчинённых предложениях с однородным соподчинением

Проанализируйте структуру сложноподчинённых предложений и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях 1-3.

1. 1) Даше показалось что цветок тянется к ней что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания. (А. Платонов) 2) Травы скашива­ют рано утром пока они не уронили росы пока они ещё нежатся в её прохла­де. 3) Нельзя было рассмотреть где кончается вода и где начинается небо. 4) А мы споём о Родине с которой столько связано с которой столько прой­дено хорошего и разного. (И. Уткин) 5) Где б я ни был и что б ни делал я ты в памяти и в сердце родная сторона! (Л. Тукай) 6) Нужно верить что Россия не культуроноситель что она смело шагает вперёд по пути усовершенствова­ния что Россия не обречена стать лишь питательной почвой для чужих куль­тур и чужих успехов. (П. Столыпин) 7) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пуш­кин) 8) Ничто так не обескураживает порока как сознание того что он угадан и что по поводу его уже раздаётся смех. (М. Салтыков-Щедрин) 9) И для льва выдаются несчастливые дни когда всё идёт шиворот-навыворот и на каждом шагу подстерегают злоключения.

2. 1) Если сердце свободно и дух уравновешен счастье само придёт к тебе. (X. Цзычэн) 2) За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком постоянно стучать и напоминать что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. (А. Чехов) 3) Живи так как будто ты сейчас должен проститься с жизнью как будто время оставленное тебе есть неожиданный подарок. (Марк Аврелий) 4) Я верю что ничто не про­ходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. (А. Чехов) 5) Нет опаснее человека которому чуждо чело­веческое который равнодушен к судьбам родной страны к судьбам ближнего. (М. Салтыков-Щедрин) 6) Если душа черства и сердце огрубело ни в одном деле не добьёшься успеха. (X. Цзычэн) 7) Только тот человек у которого ум хорош и сердце хорошо вполне хороший и надёжный человек. (Б. Авербах) 8) Чтобы понять себя чтобы осознать главное в жизни и в человеке надо много работать над собой. 9) Я уверен что каждый человек носит в себе задатки ху­дожника и что при условии более внимательного отношения к своим ощуще­ниям и мыслям эти задатки могут быть развиты. (М. Горький)

3. 1) Сам смекай где берег где край. 2) Слова не становятся дурными ког­да за ними кроются добрые помыслы и следуют добрые дела. 3) Где мне слово найти чтобы свет оно людям несло чтоб людские недуги оно исцеляло мгно­венно. (С. Островой) 4) Кто расположен к тебе и кто настроен враждебно это ты сможешь узнать только в серьёзных делах. 5) В стране где я забыл тревоги прежних лет где прах Овидиев пустынный мой сосед где слава для меня пред­мет заботы малой тебя недостаёт душе моей усталой. (А. Пушкин) 6) И слышит стих мой как корни в почве собирают влагу и как восходят над землёю от кор­невищ могучие стволы. 7) Когда склоняется день когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске. (М. Лермонтов) 8) Воспоминания как луч света имеют свойство озарять происшедшее как раз настолько что всё худшее забывается что всё хорошее кажется лучше. 9) А весной когда на деревьях набухали почки и над посиневшими крупчатыми снегами на лесных протали­нах начинали токовать глухари он заколачивал дверь избёнки и с внучонком Васей сиротой уходил на далёкое лесное озеро и пропадал на целые сутки. (Б. Полевой) 10) Пока мы боль чужую чувствуем пока живёт в нас сострадание есть нашей жизни оправдание. (А. Дементьев) 11) Сёмка сидел возле самого костра и ёжась глядел как горят и корчатся в огне сучья как тянется по ветру белый дым и как пенится и шипит в котелке варево. (Н. Телешов)

4. 1) Ты должна знать моя милая были ли написаны завещание и письмо и уничтожены ли они. (Л. Толстой) 2) Чтобы вырвать век из плена чтобы но­вый мир начать узловатых дней колена нужно флейтою связать. (О. Мандель­штам) 3) Пьер думал о том что князь Андрей несчастлив что он заблуждает­ся что он не знает истинного света и что он Пьер должен прийти на помощь ему просветить и поднять его. (Л. Толстой) 4) Я спросил обедал ли он и есть ли ему где ночевать? 5) Когда мне невмочь пересилить беду когда подступа­ет отчаянье я в синий троллейбус сажусь на ходу в последний в случайный. (Б. Окуджава) 6) На вопрос кто друг кто нет в трудный час найдёшь ответ. 7) Бык склонен обвинять напарника быка что тяжело пахать что жизнь его тяжка. 8) Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мама»

ты молод силён и неутомим. 9) Тот кто жизнью живёт настоящей кто к поэзии с детства привык вечно верует в животворящий полный разума русский язык. (Н. Заболоцкий)

5. 1) Для матери каждый из её детей всегда остаётся ребёнком даже если у этого ребёнка есть дети и блестит седина на висках. 2) Восславим женщину- Мать чья любовь не знает преград чьей грудью вскормлен весь мир! (М. Горький) 3) Человек в своём нравственном развитии становится таким какова у него мать какова гармония любви и воли в её духовном мире. (В. Сухомлинский) 4) Старайся чтобы содержание твоё было прежде всего здоровым а не доро­гостоящим и чтобы было в нём более чистоты а не изысканности. 5) И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал. (А. Пушкин) 6) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело всё те же мы. (А. Пушкин) 7) Сколько раз перечитывая Пушкина наталкиваемся мы на сви­детельства того что его мысль жива и современна нам что он и поныне ещё является соучастником нашей идейной жизни. 8) Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать от Марьи Гавриловны каково её здоровье и как она почивала. (А. Пушкин) 9) Кто видел Кремль в час утра золотой когда лежит над городом туман когда меж храмов с гордой простотой как царь белеет башня-великан? (М. Лермонтов)

6. 1) Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наше вре­мя когда Тригорское стало заповедным и его стали изучать и восстанавливать. 2) Для действительного своего образования человек должен выбирать хоро­шие книги которые были написаны хорошими разумными людьми и истин­ными мыслителями которые не повторяя на разные лады сказанное другими имели сказать кое-что и от себя. 3) Почитай родителей своих чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле. 4) У человека должны быть любимые произведения к которым он обращается неоднократно которые зна­ет в деталях и о которых может напомнить в подходящей обстановке окружа­ющим. 5) Я остановился в гостинице где останавливаются все приезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей. (М. Лермонтов) 6) Подобно тому как звёзды в ясные ночи служат украшением неба и цветы весной — украшением зелёных лугов так блёстки остроумия украшают при­ятные беседы. 7) Блажен кто крепко словом правит и держит мысль на при­вязи свою кто в сердце усыпляет или давит мгновенно прошипевшую змею. (А. Пушкин) 8) Лучшими речами считаю такие которые посвящены самым важ­ным предметам которые и оратору дают себя показать и слушателям приносят

наибольшую пользу. 9) Когда беда пройдёт и всё уймётся тотчас пятьсот со­ветчиков найдётся.

7. 1) Приобретая каждый предмет и пользуясь им помни что это — произ­ведение человеческого труда и что тратя уничтожая портя его ты уничтожаешь труд тратишь жизнь человеческую. 2) Кто даст мне стражу к устам моим и пе­чать благоразумия на уста мои чтобы мне не пасть через них и чтобы язык мой не погубил меня! (Изречение мудрецов древности) 3) Когда рассудок под­даётся порыву или гневу и слепая ярость оскорбляет друга действием или сло­вом то позже ни слёзы ни вздохи не в состоянии исправить ошибки. 4) Крат­кость нужна чтобы речь стремилась легко и свободно чтобы в словах не пута­лась мысль и ушей не терзала. (Гораций) 5) Двор Ивана Никифоровича хотя был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень однако ж Иван Иванович пошёл улицею. (Н. Гоголь) 6) Да будет благословенно всё что окружает тебя что прикасается к тебе и к чему прикаса­ешься ты что радует тебя и заставляет задуматься. (К. Паустовский) 7) Мне он рукописи не показал пока мы не перешли в редакцию и машинистка не пере­писала её начисто. 8) Мы замерев слушали как свободно лились итальянские кантилены как отрывисто гремели песни басков и как ликовала вся в звоне труб и пороховом дыму «Марсельеза». (К. Паустовский) 9) В начале весны бывает короткое время когда сливаются вешние воды и зацветает ветла.

8. 1) Не успеешь опомниться как уже блекнет молодость и тускнеют гла­за. 2) Ему показалось что за всю его жизнь ещё не видно было такой затяжной и скучной весны что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет хо­лодным и ненастным. 3) Для рыбной ловли выбирали обрывистые берега за­росшие кустарником тихие омуты где цвели кувшинки и в тёплой воде стаями ходили краснопёрки. 4) Иногда бывает что облака в беспорядке толпятся на горизонте и солнце прячась за них красит их и небо во всевозможные цвета в багровый оранжевый золотой лиловый грязно-розовый. 5) Где бодрый серп гулял и падал колос теперь уж пусто всё. 6) Когда же медленно слабея дождь отшумел и грянул гром ночь переполнила аллеи благоуханьем и теплом. (И. Бунин) 7) Тогда я заметил что ветер несёт на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра. 8) В степях родных лесах где всё нам с детства мило где чистым воздухом приятно так дышать есть в травах и цве­тах целительная сила для всех умеющих их тайну разгадать. (Р. Рождествен­ский) 9) Нельзя было рассмотреть где кончается вода и где начинается небо.

Знаки препинания между двумя рядом стоящими союзами в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением придаточных

1. Исследуйте структуру сложноподчинённых предложений и по­ставьте, где необходимо, знаки препинания. Аргументируйте графически наличие или отсутствие запятой между двумя рядом стоящими союзами.

1. 1) Казалось что если секунду он помедлит будет поздно. 2) У костра остался проводник который пока путешественники охотились приготовил ужин. 3) Декан предупредил Захарова что если он не предоставит нужный до­кумент то его отчислят из института. 4) Иван стал уверять всех что хотя ему будет нелегко обещание своё он сдержит. 5) Она сказала ему что если он бо­лен то надо лечиться. 6) Он знал что если не выполнит данного обещания ему придётся держать ответ на общем собрании. 7) Кажется что если вглядеться в аквамарин то увидишь тихое море с водой цвета звёзд. 8) Со своими воспи­танниками Арина Родионовна обращалась запросто называла их «занавесные Пушкенята» потому что когда они были грудными младенцами им во время кормления как-то особенно завешивали глаза от света. 9) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

2. 1) У Антона Прокофьевича были между прочим одни панталоны тако­го странного цвета что когда он надевал их то всегда собаки кусали его за икры. 2) Огромные в два обхвата тополя стояли на краю этого вокзала у самых вагонов так близко что если вагонная дверь приходилась против тополя то пассажиры не могли выйти наружу. 3) Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение. 4) Мальчуган знал что если он протянет руку в окно с кустов посыплется роса. 5) Аркадий конечно пони­мал что хотя зачёты сданы ему ещё предстоит много потрудиться. 6) Всем из­вестно что если насадить и вырастить лес в чистом поле то непременно начнут родиться в нём грибы свойственные породам разведённого леса. 7) Я уверена что когда мне будет трудно мои друзья будут рядом. 8) Мои спутники знали что если нет проливного дождя то назначенное выступление обычно не отме­няется.

3. 1) Однако ж после некоторого молчания я ему сказал что если отец станет её требовать то надо будет отдать. (М. Лермонтов) 2) Хаджи-Мурат сел и сказал что если только пошлют на лезгинскую линию то он ручается что поднимет весь Дагестан. (Л. Толстой) 3) Таким образом противник сам для себя создаёт обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. 4) Управляй своим настроением ибо если не будешь им управлять то оно будет повеле­вать тобой. 5) Знай что если не контролировать свои уста они могут погубить. 6) Выдающийся психиатр Владимир Михайлович Бехтерев всегда подчёрки­вал важность слова в лечении болезней и недугов указывая что если больному от общения с врачом не становится легче то это не врач. 7) Мне показалось что когда мы расставались от вас веяло холодом. 8) Я хочу чтобы когда наступит лето мы всей семьёй поехали на море.

4. 1) Не думай что если ты молод и полон сил тебе всё по плечу. 2) Мы на­деемся что пока дедушка с нами родители не будут ссориться. 3) Мне каза­лось что если мерин о чём-нибудь и думает то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости. 4) Он объяснил нам что если мы увидим вырытые в земле маленькие ямы то это и есть места где кабаны спят по но­чам. 5) Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже полечу в глубокую холодную и грязную трясину. 6) Он о чём- то всё время думал и так был занят своими мыслями что когда его спраши­вали о чём-нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос. 7) Я знаю что если постоянно работать над собой можно побороть любой порок. 8) Мы были уверены что хотя противник был силён выиграет в этих состязаниях Андрей наш однокурсник. 9) Казалось что если Игорь сию же минуту не повинится то он навсегда потеряет Алёну.

2. В сложноподчинённых предложениях с последовательным под­чинением придаточных объясните графически наличие или от­сутствие запятой между двумя рядом стоящими союзами.

1. 1) Майор рассчитал, что, если разведчики до полудня успеют достичь реки и передать нужные сведения, батальону удастся преодолеть препятствия и выполнить задание. 2) Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, к ней есть верных тридцать. (Н. Гоголь) 3) Командир роты сказал, что, когда первый взвод приблизится к траншеям, второй взвод должен прикрыть его плотным пулемётным огнём. 4) Мне кажется, что, если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной тем­ноты, я тоже полечу в глубокую, холодную и грязную трясину. 5) Иван знал, что когда Катя вернётся, то она непременно придёт на то место, где они впер­вые встретились. 6) Интереснее всего было вечерами, когда, чтобы мы вырос­ли мыслящими людьми, мама собирала нас, детей, всех вместе и читала вслух книги своих любимых классиков.

2. 1) Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разгля­деть, она всё поднималась. 2) Юрий Петрович сказал мне, что, так как я ему с первой же нашей встречи понравилась, он пригласит меня в гости. 3) Я так замечтался, что когда подошёл мой друг, то я его даже не заметил. 4) Каж­дый человек сознаёт, что, куда бы ни забросила его судьба, малая родина всегда будет в его сердце, словно путеводная звезда. 5) Дети, берегите своё здоровье, потому что когда мы болеем, то родители очень страдают. 6) Я был уверен, что если каждый день все два года учёбы в лицее серьёзно заниматься ещё и дополнительно по истории и литературе, то можно прекрасно подгото­вить себя к поступлению в университет.

3. 1) Корчагин знал, что, если он слезет с лошади, принимать участие в маневрах не сможет. 2) Бабушка верила, что если приложить холодный мед­ный пятак к шишке, вздувшейся у меня на лбу, то боль сразу пройдёт. 3) Отец знал, что, пока бабушка жива, братья будут приезжать в их дом каждый год. 4) Помни, что если ты обидишь мать или отца, то судьба отвернётся от тебя. 5) Мы надеялись, что, хотя на небе собирались тучи, наша встреча всё же со­стоится. 6) Мой брат, конечно, понимал, что, хотя зачёты сданы, ему предсто­ит ещё много потрудиться.

4. 1) Все знают, что если человек хотя бы однажды солжёт, то ему уже не будут верить. 2) Помните, что, пока живы родители, мы молоды, сильны и счастливы. 3) Не порывай нить дружбы, ибо если придётся её связать, то останется узел. 4) Низок душою тот, кто, чтобы возвыситься, лукавит и льстит. 5) Для того как раз и обзаводимся мы друзьями и детьми, чтобы, когда, со­старившись, начнём ошибаться, вы, молодые, были бы рядом и поправляли бы неверные наши речи и поступки. 6) Побори зависть в своей душе, ибо если не поборешь её, то она начнёт приносить свои ядовитые плоды, отравляя всё вокруг.

5. 1) Наблюдай за своими устами, ибо если их не контролировать, то они погубят. 2) Мы, дети, очень обрадовались, когда, чтобы сходить с нами в зоопарк, отец отменил встречу со своими приятелями. 3) Наши предки верили, что если долго-долго смотреть на небо, то откроются его высокие тайны. 4) Каж­дый раз мы радовались, когда, чтобы сходить с нами на рыбалку, дедушка оставался у нас ночевать. 5) Кажется, что если вглядываться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звёзд. 6) Это были места, в которых, если нет с собой компаса, можно заблудиться.

6. 1) В записке было сказано, что если он набросает на бумаге свои уст­ные рассказы и передаст их автору этой записки, то рассказы можно будет напечатать в севастопольской газете. 2) Этот беззвучный разговор взглядов так волновал Лизу, что, когда она села за столик в большом зале, её глаза, не отвечая никому, тоже говорили о смущении. 3) Надо постоянно закалять свой дух, чтобы, когда наплывут тучи судьбы, встретить их достойно. 4) За огородом следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены в рас­сыпную и не заключены в правильные улицы, но они показывали довольство обитателей. 5) Мы убеждены, что, сколько бы раз ни меняли своё мнение о че­ловеке, всё равно рано или поздно мы возвратимся к первому впечатлению. 6) Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, всё находится в том же виде, как и десять лет тому назад, точно время здесь остановилось.

7. 1) Сегодня, дети, замесим тесто, чтобы, когда приедет бабушка, мы смогли угостить её вкусными пирожками. 2) Мне казалось, что если бы он за­хотел, то мог бы стать настоящим учёным. 3) Мы с Петькой решили, что, если ночью не будет дождя, завтра утром пойдём на рыбалку. 4) Тюльпан выбро­сил веточку с бутоном и вдруг застыл, чтобы, когда пригреет по-настоящему тёплое солнышко, распуститься во всей своей красоте. 5) Отец часто нам на­поминал, что, какой бы ни была трудной жизнь, надо всегда беречь в себе че­ловека. 6) Боритесь со своими пороками, ибо если вы будете лениться, то они укоренятся и погубят вас.

8. 1) Мы оба молчали, понимая, что, хотя отец простил нас, предстоит ещё трудный разговор с матерью. 2) На луга мы отправились на рассвете, потому что когда взойдёт солнце, то собирать ягоду будет сложнее. 3) Сейте утром щедро, чтобы, когда придёт вечер, собрать богатый урожай. 4) Не верьте лю­дям, которые, чтобы подружиться с вами, усиленно начинают вам льстить. 5) Льстивых друзей не имейте, ибо когда вы оступитесь, то они первые пре­дадут вас. 6) Брат обещал, что когда мне исполнится четырнадцать лет, то он возьмёт меня с собой в поход.

9. 1) Это только сейчас нам всем ясно, что, как ни многочисленна и ни раз­носоставна братия больших, великих, гениальных русских писателей, только за ним одним [М. Ю. Лермонтовым], рядом с Пушкиным, может быть призна­но право именоваться русским национальным поэтом. 2) Известный учёный говорил, что если ему дадут точку опоры, то он перевернёт мир. 3) После де­сяти часов вечера, когда, чтобы потушить свет в коридоре, вошёл Захар, все уже спали крепким сном. 4) Мы внимательно изучили текст рассказа, чтобы, когда учитель будет задавать вопросы, мы смогли без труда на них ответить. 5) Трудитесь, чтобы, когда судьба начнёт испытывать вас, вы смогли дать ей достойный ответ. 6) Дерзайте сегодня, ибо когда наступит завтра, то может быть уже поздно.