Тренажёр по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Аксенова Л. А. 2020

Сложноподчинённое предложение
Обобщение по теме Сложноподчинённое предложение

Проанализируйте структуру сложноподчинённых предложений и расставьте, где необходимо, знаки препинания; вставьте про­пущенные буквы, раскройте скобки.

1. 1) Добр та это язык на котором немые могут гов_рить и который глухие могут слушать. 2) Одна из главных обяз_ нностей человека состоит в том чтобы заставить св_тить во всю силу то светлое начало разума кото­рое мы получаем от неба. 3) В этом мире б_гатыми нас делает не то что мы получаем а то что мы отдаём. 4) Чти тех кто пытается сов_ ршить великое даже если им это не уд_лось. 5) У всякого человека должно быть то что он мог бы любить во что он мог бы верить и что осмысливало бы его жизнь. 6) Мудрый человек находит себе помощ_ во всём потому что дар его состо­ит в том чтобы извл_кать добро из всего. 7) Хиж_на где смеются богаче дворца где скучают. 8) Он пон_мал что когда придёт с работы отец нужно будет собравшись с духом расск_зать ему всё. 9) Наперёд (не) знаешь где найдёшь и где пот_ряешь.

2. 1) Бывали годы когда уже в середине мая кол_силась рожь и цвёл клев_р. 2) Пока я дружу с врем_нами года я не предст_вляю чтобы жизнь могла стать мне в тягость. 3) Рыба то и дело всплёскивалась там и сям по реке ловя комаров и мошек которые ища сырости и (не) находя её (в) вер­ху кучами толклись над водою предсказ_вая что и завтра будет такая же прекрасная погода. 4) В степях родных лесах где всё нам с детства мило где чистым воздухом пр_ятно так дышать есть в травах и цветах ц _лительная сила для всех умеющих их тайну разг_дать. (Р. Рождественский) 5) Ищи­те людей разг_вор с которыми стоил бы хорош_й книги и книг чтение которых стоило бы разговора с философом. 6) (Не) порывай нить дружбы ибо если придётся её св_зать то останется узел. 7) Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское сер_це чу_ствуя что сын или дочь равн_душны бе_сердечны что они пренебр_гают советами кото­рые им д_вала мать. 8) Знай что если ты выст_вляешь напоказ своё сча­стье и благополучие не всегда это дост_вляет радость твоему ближнему. 9) Когда же медле(н,нн)о слабея дождь отшумел и замер гром ночь перепол­нила а(л,лл)еи бл_гоуханьем и теплом. (И. Бунин)

3. 1) Крещё(н,нн)ый не водою а любовью живу чтобы любить и твёрдо верю что нет иного дела на земле. (Ю. Марцинкявичюс) 2) Сп_сибо скром­ный русский огонёк за то что ты в предчу_ствии тр_вожном горишь для тех кто в поле бездорожном от всех друзей отчая(н,нн)о д_лёк. (Н. Рубцов) 3) Так всё и идёт пока первый мороз не схват_т не выпадет первая п_роша и не уст_новится первопуток. 4) Я знал что этот куст был посажен Антоном Павловичем и боялся прик_снуться к нему хотя мне и х_телось сорвать на память хоть самую ничтожную веточку. 5) Приходил я обычно в поз_ние сумерки когда бледные звёзды предв_щали холодную ночь и зап_х дыма к_зался лучшим зап_хом в мире. 6) Если писатель работая не вид_т за словами того о чём он пишет то и читатель (ни) чего (не) увид_т за ними. 7) Трудно прим_риться с мыслью что (в) нутри камня откуда льются сия­ющие лучи нет собственного источника света. 8) Я понимаю конечно что ни­чего таинстве(н,нн)ого в их блеске нет и что любой физик легко об_яснит это явление законами оптики. 9) Вечер был настолько светлый что фонари г_ревшие в листве лип были зажже(н,нн)ы очевидно только для того чтобы пр_дать нарядность концерту.

4. 1) Я узнал что осень см шала все чистые краски какие существуют на земле и нанесла их как на холст на д_лёкие пространства земли и неба. 2) Каждый раз когда мы проходили мимо согна(н,нн)ых в ночное лошадей Ру­вим спрашивал меня о чём думают лошади ночью. (К. Паустовский) 3) В сво­бодные м нуты лесничий Михаил Михайлович Анюта и другие сотрудни­ки лесничества любили немного пос_деть на этой скамейке посм_треть как толчётся над водой мошкара и как заходящ_е солнце дог_рает на обл_ках похожих на парусные корабли. (К. Паустовский) 4) Кажется что если вглядет_ся в аквамарин то увид_шь тихое море с водой цвета звёзд. 5) Прошло это лето в гуле сосновых лесов журавлиных криках в белых гр_мадах кучевых обл_ков игре ночного неба в непролазных п_хучих зар_слях таволги в воинственных петуш_ных воплях и песнях девушек среди веч_реющих лугов когда закат золотит девичьи глаза и первый туман ост_рожно курится над омутами. 6) Каждый раз когда я поп_даю в мел­колесье мне кажется что именно в этих местах художник Нестеров наш_л черты своего пейзажа. 7) Когда ешь побеги б_мбука вспомни человека ко­торый выращ_вает их. 8) Ростову было так неловко и неприятно с Борисом что когда после ужина Борис загл_нул к нему то он притв_рился спящим и на другой день рано утром ст_раясь (не) видеть его ушёл из дома. (Л. Тол­стой) 9) Вложив в сердца людей прекрасное единодушие ты дал им высокое свойство дружбы чтобы с ранних лет когда душа его чужда зла и податлива вместе с ней выр_стали мужали и ст_новились совершенными добрые чувства к другим.

5. 1) Что бы ни делал человек его дела даже самые выд_ющиеся ничего (не) стоят если он (не) выполнит своего долга перед родителями. 2) Для того как раз и обз_водимся мы друзьями и детьми чтобы когда состарившись начнём ошибат_ся вы молодые были бы рядом и попр_вляли бы (не) вер­ные наши речи и поступки. 3) Не та с_бака кусает что лает а та что молчит да хвостом в_ляет. 4) Дети его любили и глубоко ув_жали потому что когда они были ещё маленькими он был прекрасным образцом любящ_го и за­ботливого мужа и отца. 5) В такие летние сум_рки хорошо выйти в сухие сени в низкие комнаты с только что вымытыми полами где уже г_рят лампы и за открытыми окнами шумит от пад_ющих капель и дико пахнет заброше(н,нн)ый сад. 6) Под скромной внешностью Дмитрия Сергеевича кото­рый в шутку говоря отл_чался только тем что в нём (не) было (н_) чего прим_чательного скрывался (не) утомимый искатель нового в своём деле требовательный к себе и к окружающим гуманист. 7) Если к вам приш_л одинокий отдайте ему всю любовь сер_ца чтобы уходя он понял что у него есть друг. 8) Для того чтобы увидеть что (нибудь) (по) настоящему надо убе­дить себя что ты вид_шь это впервые в жизни. 9) Но если приглядет_ся то можно было увидеть как из глубины оконца всё время подымает_ся тихая струя и в ней верт_тся сухие листики брусники и ж_лтые сосновые иглы.

6. 1) И я понял вн_запно что если я сейчас её (не) ост_новлю она уйдёт навсегда. 2) По моему расч_ту не тот богат который отсчитывает день­ги чтоб прятать их в сундук а тот который отсчитывает у себя лишнее чтоб помоч_ тому у кого нет нужного. (Д. Фонвизин) 3) Д_вным-д_вно извес_но что от частого употребления слова т_ряют свою свежесть силу и образность которую они должны нести в себе. 4) Достаточно прочесть не­сколько слов о матери чтобы понять что Бунин наш_л для всего о чём он хотел сказать единственно нужное и единственно возможное выр_жение. 5) Если бы мне иметь сто жизней они не насытили бы всей жажды позна­ния которая сж_гает меня. 6) И вот как раз в то время когда Чук ш_л дост_вать из укромного места свою драгоценную коробочку а Гек в комна­те пел песни вош_л почтальон и передал Чуку телегра(м,мм)у для матери. (А. Гайдар) 7) Родители вер_ли что если младшие дети вдруг где (то) осла­бев оступятся то старшие всегда придут на помощь. 8) За высокими стенами кр_совался иной мир о котором он слыхал только по ра(с,сс)казам старого Булата и который представился ему воочию. 9) Тот кто бывал в Кижах вид_л вероятно как вдоль всего острова тян_тся точно хребет гиган_ского жи­вотного каменная гряда.

7. 1) У Плюшкина для всей дворни сколько ни было её в доме были одни только с_поги которые должны были всегда находит_ся в сенях. (Н. Го­голь) 2) Я отменил все поездки на ближайший месяц чтобы если вам будет нужна помощь быть рядом. 3) Но хуже всего было поз_ней осенью в но­ябре когда снег раскисший от дождя лежал на дорогах и с ч_рного неба бил в лицо и лед_нил всё тело порывистый ветер. 4) Потом Дагни наконец услыш_ла как поёт ранним утром п_стуший рожок и в ответ ему сотня­ми голосов чуть вздрогнув откликается струнный оркестр. (К. Паустовский) 5) Я не пойду завтра на рыбалку так как если пр_едет бабушка мне надо будет её встретить. 6) Мы знаем что будущее к которому мы стр_мимся ро­дилось из (не) победимого человеческого свойства умения мечтать и любить. 7) Мой попутчик художник расск_зал что едет под город Тихвин где у него пр_ятель-лесник будет жить на кордоне и писать осень. (К. Паустовский) 8) И сладко мне стр_миться из потёмок чтоб взяв меня в ладонь ты дальний мой потомок доделал то что я (не) довершил. (Н. Заболоцкий) 9) Пригл_девшись можно было по теням и разным оттенкам цвета дог даться где сквозь леса проходят просеки и просёлочные дороги а где скрывается бездонный провал.

8. 1) Глядя в глаза Наполеону князь Андрей думал о ничтожности величия о ничтожности жизни которой (н_)кто(не)мог понять значения и о ещё большем ничтожестве смерти смысл которой (н_) кто (не) мог понять и об_яснить из живущих. (Л. Толстой) 2) Музыка звала за собой в ту страну где (н_) какие горести (не) могли охл_дить любви где (н_) кто (не) отнимет друг у друга счастья и где солнце горит как корона в волосах сказочной доброй волшебницы. (К. Паустовский) 3) Мне к _залось что (не) может быть в жиз­ни большего счастья чем опять увидеть эти места и пройти по ним забыв обо всех заботах и тр_вогах слушая как легко стучит в груди сердце. 4) Я прочёл это сразу и пон л что полосы цветов выр_стали именно там где весной прон_силась полая вода ост_вляя после себя плодородный ил. 5) При­рода будет действовать на нас со всей силой только тогда когда мы вн_сём в ощ_щение её своё человеческое начало когда наше душевное сост_яние наша любовь наша радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отд лить свежесть утра от света любимых глаз и мирный шум леса от размышлений о прож_той жизни. 6) Интереснее всего было ве­черами когда чтобы лучше подготовит_ся к выступлению брат брал гитару и переб_рая струны нап_вал любимые мелодии. 7) Я был уверен что если каждый день все два года уч_бы в лицее серьёзно заниматься ещё и допол­нительно по истории и л_тературе то можно прекрасно подг_товить себя к поступлению в ун_верситет. 8) Ему было так неприятно это общество что когда после обеда все пошли в залу танцевать он посп_шил уехать из этого дома сославшись на важные дела. 9) Самое уд _вительное в том что писа­тель-мастер умеет взяв обычные всем извес _ные слова пок_зать сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях чувствах.

9. 1) Тогда я замет л что ветер несёт на меня опилки и они тут же ложат­_ся дорожкой в напр_влении ветра. 2) Всем извес_но что если трудиться по 17 часов в сутки все семь дней в неделю то любой человек будет успешным. 3) М _хнатые ветви перепл_тались между собой обр_зуя над головой охотника непроница_мый тёмный свод сквозь который только (кое) где ве­село глян_т солнечный луч и золотым пятном обожж_т желтоватый мох или ш_рокий лист папоротника. 4) Если человек утратит любовь к чес_ности он быстро вовл_чётся в такое множество дурных поступков что пр об­ретёт привычку к бесчес_ным правилам жизни и как следствие погубит свою душу. 5) Сотни вещей и изделий которыми мы пользуемся в повседневной жиз­ни и которые укр_шают быт обл_гчают труд сдела(н,нн)ы из дерева или продуктов его переработки. 6) Побори зависть в своей душе ибо если не по­бор_шь её то она начнёт пр _носить свои ядовитые плоды отр_вляя всё вокруг. 7) Усманка ок_залась почти единственной речкой в нашей стране где к двадцатым годам нашего века сохр_нились бобры и где расположен Воронежский заповедник. 8) Каждому из нас надо помнить что если мы (не) почтительно относимся к матери то наши дети тоже будут к нам (не) почти­тельны. 9) Когда люди указывают нам на (не) достатки и пороки они разуме­ется не только (не) прич_няют нам зло ибо ничуть (не) повинны в этих (не) достатках но напротив дел_ют добро пом_гают исцелиться от недуга состоящ_го в неведении своих несовершенств.

10. 1) Помышляя о том что вы хотите пр_обрести задумайтесь о том что можете пот_рять. 2) Где б я ни был и что б ни делал я ты в памяти и в сер_це родная сторона! (Г. Тукай) 3) Необыкновенно высокий треугольник ели освещ_нный луной только с одной стороны (по) прежнему возн_сился своим зубчатым остриём в прозрачное ночное небо где теплилось несколько редких звёзд мирных и настолько бесконечно д_лёких и дивных что хоте­лось долго см_треть на них и восхищаться. 4) Знай что если ты (не) будешь бороться со своими пороками то они осм_лев побор_т тебя. 5) То что есть в человеке несомненно важнее того что есть у человека. 6) Приятно слы­шать как злится в_юга как стон_т тайга и во_т ветер по старым дуплам. 7) В декабре когда уже выпал хороший снег и кругом всё пр_выкло к зиме вдруг нач_лась обманная погода. 8) Это были места в которых если нет с собой компаса можно з_блудиться. 9) Когда в_новный признаёт свою вину он сп_сает единственное что стоит сп_сать свою честь. 10) Благо д_руемое нам иску(с,сс)твом не в том чему мы от него научимся а в том ка­кими мы бл_годаря ему ст_новимся. 11) Он постоянно трудится над своей душой так что когда наступит осень ж_зни то ему будет легче перен_сить её непогоды. 12) Была та пора когда по оголённым лесам св_стят рябчики зам_рают в еловых лапах сонные вздохи ветра тихая мгла б_леет на всех г_ризонтах и нач_нается царственный отдых осенней земли.

11. 1) Ты знаешь край где всё обильем дышит и реки льются чище серебра где ветерок степной ковыль к_лышет в вишнёвых рощах тонут хутора среди садов деревья гнутся долу и до земли в_сит их плод тяж_лый? (А. Тол­стой) 2) Счастье так мало завис_т от м_териальных вещей что тот для кого эти вещи (с,з)делались безразличны пожалуй ближе всего к тайне сча­стья. 3) Для того чтобы рассудок достиг полной ясности и создал ту чистоту сердца которая вс_ляет в нас способность любить добродетель ради неё са­мой он должен упр_жняться в пост_жении духовных предметов. 4) И потом я хочу сказать что если ты не умеешь уд_вляться если ты р_внодушен скучно тебе будет жить на свете. 5) Нужно чтобы человек понял что он тво­рец и х_зяин мира что на нём ответственность за все несчастья земли и что ему же прин_длежит слава за всё хорошее что есть в жизни. 6) Когда какая (нибудь) вещь среди творений Бога кажется нам достойной пор_цания мы должны заключить что она недостаточно нами понята и что мудрец который постиг её решил бы что невозможно даже желать чего (либо) лучшего.

12. 1) Пока в пространстве кружится пл_нета на ней залитой солнцем (ни) когда (не) будет дня чтоб (не) было рассвета (не) будет дня чтоб (не) было труда. (Р. Рождественский) 2) Когда ночная роса и горный воздух осв_жили мою г_рящую голову и мысли пришли в обычный порядок я по­нял что гнаться за погибшим счастьем бе(з,с)полезно и безрассудно. (М. Лер­монтов) 3) Если не бегаешь пока зд_ ров пр_дётся побегать когда забо­леешь. 4) И всякий кто встр_чал этот ровный и светлый взгляд невольно веселел и нач_нал думать что чес_ное слово не такой уж он плохой чело­век и на свете жить безусловно стоит. 5) Хорошо и сп _койно бывает на душе у человека только тогда когда он находит_ся между тем кто дал ему жизнь и между тем которому он сам дал жизнь. 6) Мысль о том чтобы собрать слова имеющ_е отн_шение к природе пришла мне в голову в тот день когда на луговом озерце я услышал как хрипловатая девочка переч_сляла разные травы и цветы. (К. Паустовский)

13. 1) Когда солнце раст пило зернистый снег и в воздух подн_лась кутерьма зап_хов в которой самым сильным был сырой и сладкий зап_х весенней земли во двор вышел Геня Пираплётчиков. (Л. Улицкая) 2) Как только он узнал что русская армия находится в таком безн_дёжном пол_жении ему пришло в голову что ему-то именно предн_значено вывести русскую ар­мию из этого пол_жения что вот он тот Тулон который выведет его из рядов неизвес_ных оф_ церов и откроет ему первый путь к славе! (Л. Толстой) 3) И я понял вн_запно как понял Шашкин музыку как мила наша земля и как мало у нас слов чтобы выр_зить её прелесть. (К. Паустовский) 4) Хотя он и предпол_гал что история его уже извес_на в Москве и что дамы окру­жающие его отца всегда недоброж_лательные к нему воспользуются этим случаем чтобы раздр_жить графа он всё-таки в день приезда пошёл на по­ловину отца. (Л. Толстой) 5) Каждый раз когда прибл_жалась осень начинались разговоры о том что многое в природе устрое(н,нн)о не так как нам бы хотелось. (К. Паустовский) 6) Особенно богато представле(н,нн)ы в русском словаре реки с их плёсами бочагами п ромами и перекатами где в межень с трудом проходят п_роходы и чтобы не сесть на мель надо держать только по «главной струе». (К. Паустовский)

14. Язык духовное б_гатство народа. Сколько я знаю языков столько раз я человек говорит народная мудрость. Но б_гатство воплощ (н,нн)ое в с_кровищах языков других народов ост_ётся для человека нед_ступным если он (не) овл_дел родной речью и (не) почу_ствовал её кр_соту. Чем глубже человек позн_ёт тонкости родного языка тем активнее восприн_мает сердце кр_соту слова.

(По В. Сухомлинскому)

15. Мы так увл_клись рыбалкой что (не) замет_ли дождя мелкими шажками по кравш_гося к нам из-за леса. Он густел ра_ходился... Вскоре на протоке (с,з)делалось тесно от пузырьков которые (не) успев наро­дит_ся лопались и ра _ходились кружками. Дождь был так густ что ветер (не) мог пробрат_ся сквозь него и сконфуже(н,нн)о залёг в лесу.

Мы затор_пились и поплыли к островку где был хвойный лес окруж (н,нн)ый со всех сторон покосами...

А дождь пр_бавлял прыти. Огромная ч_рная туча наползла на реку и в одну минуту стало темно.

(По В. Астафьеву)

16. Март любимая пора Бориса Викторовича Шергина писателя редкост­ного сам_бытного т_ланта. Он гов_рил В марте и вечер бе печален.

И пусть на дворе серенький слякотный денёк Шергин и для него наш_л бы ласковое слово. Он бы отыскал в этом сером небе оттенок речного жемч_га и восх_тился бы безукоризне(н,нн)ой ровностью обл_чной пелены. Он бы и за слякотью увид_л как плач_т снег и как в слезах ст_ят на ветру деревья важно к чая ветвями будто благосл_вляя нас.

(По Д. Шеварову)

17. Мы люб_м полноводные реки и тихие озёра р_дного края бе_крайние леса и бе_брежные морские пр_сторы высокие горы и кр_сивые д_лины. Мы стр_мимся сюда чтобы побыть (на) едине с природой послушать шел_ст листьев плеск волн тишину полей. Куда бы (н_) вела полевая тр_пинка и как бы пр_чудливо (н_) изв_валась вдоль опушек и по склонам холмов она пр _кладывает путь к пониманию Родины.

Но мало только любоват_ся Родиной. Нужно пр_ложить все силы что­бы она была ещё краше чтобы она была ещё богаче, на радость нам и буду­щим пок_лениям.

(Из журнала «Юный натуралист»)

18. Лучшие произв_дения л_тературы прод_лжают участвовать в жизни человечества. Писатели прошлого поскольку их прод_лжают чи­тать и они прод_лжают своё воздействие наши современники. И надо что­бы этих хороших наших современников было побольше. В произв_дениях гум_нистических человечных в высшем смысле этого слова культура не зна­ет старения...

В наше время изучение (древне) русской литературы ст _новится всё бо­лее и более необходимым. Мы (по) немногу начинаем осозн_вать что реше­ние многих проблем истории русской л_тературы её классического периода невозможно без пр_влечения истории древней русской л_тературы...

Развитие русской л_тературы от X века и до наших дней предст_вляет собой единое целое какие бы повороты ни встр_чались на пути этого разви­тия. Понять и оценить зн_чение л_тературы наших дней мы можем только в масштабах всего тысяч_летнего развития русской л_тературы.

(Д. Лихачёв)

19.

* * *

Да (с,з)будется любовь

Прониза(н,нн)ая светом

Звенящ_я над веком!

Да здра_ствует любовь

Которой всё да(н,нн)о

И муки и г_ренья

Которая д_вно перешагнула время.

    (Р. Рождественский)

20. Пристрастившись к чтению я приш_л к пониманию в _личия на­шей художестве(н,нн)ой литературы. Она высоко эмоц_ональна. Она обог_щает ум сохр_няет в памяти добрые чу_ства о людях которым хоч_тся подр_жать и вызывает отвр_щение к Хлестаковым собакевичам кабанихам иудушкам Головлёвым и другим недоброй памяти людям кото­рых мы нет-нет да и встрет_м в жизни.

(По А. Горбатову)

21. Если поля перед нашим взором расст_лаются ш_роко вид их (не) забуд_тся. Если добро которое мы ост_вляем после себя распростр_няется д_леко память о нём (не) оскуде_т. Друзьям оставь втрое больше чем себе. Для себя сохр_ни хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца.

(Древнекитайская мудрость)

22. Ув_жение почитание старших закон нашей жизни. Ув _жать стар­ших надо потому что они мудрее духовно б_гаче тебя.

В каждую минуту своего общения со старшими умей учит_ся у них. (Не) будь самоувере(н,нн)ым и самонадея(н,нн)ым. (Не) думай что если ты мо­лод и полон сил тебе всё по плечу. Есть вещи которые посильны только старо­сти потому что в ней — мудрость многих пок_лений. Воля и слово старших закон для всех.

(В. Сухомлинский)

23. Его язык уд_вителен. Я помню что когда я первый раз нач_л чи­тать Чехова то сначал_ он пок_зался мне каким (то) стра(н,нн)ым как бы (не) складным. Но как только я вчитался так этот язык и захв_тил меня.

(Л. Толстой)

24.

Весной

С земли ещё (не) сош_л снег а в душу уже просится весна. Земля хол_дна грязь со снегом хлюпа т под ногами но как кругом всё вес_ло ласково пр_ветливо! Воздух так ясен и прозрачен что если взобрат_ся на голубятню или на кол _кольню то кажется увид_шь всю вселенную от края до края. Со_нце свет_т ярко и лучи его играя и улыбаясь купают_ся в лужах вместе с воробьями. Речка надувает_ся и т_мнеет; она уже про­снулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы но уже ж_вут дыш_т.

(По А. Чехову)

25. Человек должен жить так чтобы от него лились эманации мира и отды­ха каждому кто его встр_чает.

Обл_скайте каждого кто войдёт к вам. Если к вам пр_шёл одино­кий отдайте ему всю любовь сер_ца чтобы уходя он понял что у него есть друг. Если пр_дёт скорбный осв_тите ему жизнь вашей радостью. Если пр_дёт слабый пом_гите ему знанием того нового смысла жизни который вам открылся.

(Духовные Учители Индии)

26. Для матери каждый из её детей всегда ост_ётся ребёнком даже если у этого ребёнка также есть дети и бл_ стит седина на висках.

Благосл_венна та мать которая умеет вовремя отпустить руку ребёнка и (не) выказать страха когда он делает первые шаги на своих ещё (не) окреп­ших ногах.

Когда дети выр_стают и ст_новятся самостоятельными они (не) идут по проторё(н,нн)ым отцами дорогам они ищут свои новые и всегда неожида(н,нн)ые для матери.

Но в этих поисках мудрые дети щ_дят бер_гут мать потому что знают пока жива мать и человеку есть кому ск_зать это нежное слово «мама» он молод силён и неутомим.

27. Есть у Н. М. Ромадина одна к_ртина — над озером или речным зато­ном с тихой тёмной водой цв_тёт одинокая ветла. Она отр_жается в воде усыпа(н,нн)ая серебря(н,нн)ыми барашками мягкими на ощупь и тёплыми по­хожими на птенцов крошечной птицы.

Трудно избавит_ся от ощ_щения что эти барашки — живые существа такие тёплые будто их в_рсистая шубка вобрала всё тепло весе(н,нн)его дня хоть день пасмурный и солнце лишь изредк_ проглядывает белым размы­тым пятном на сером пологе неба.

В такие дни нас иногда охватывает от весе(н,нн)его пара сырой теплоты и тишины какое (то) оцепенение. Тогда можно часами с_деть на бер_гу у такой вот ветлы и следить как тянут высоко над Россией с юга на север по­званивающие косяки журавлей.

В такие минуты предст_ёт перед внутре(н,нн)им взором вся неохватная страна с её постоя(н,нн)ой загадкой и зовом синеющих далей. Каждая такая минута приб_вляет ещё одну крупицу к нашей любви и укр_пляет созна­ние что мы кровь от крови этой уд_вительной страны и что наша жизнь вне её и без неё — невозможна бессмысле(н,нн)а и ничтожна.

(К. Паустовский)