Тесты по русскому языку 9 класс к учебнику М. М. Разумовской и др. - Е. Н. Груздева 2015

Повторение изученного в 5 — 8 классах

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 11.

(1)Нет точных указаний, когда Пушкин приступил к работе над «Борисом Годуновым». (2)Вероятно, поздней осенью 1824 года. (3)К осени 1825 года трагедия была закончена.

(4)Это была историческая работа, которую поэт вел вдали от библиотек и архивов, вдали от общения с людьми, изучавшими прошлое России. (5)Он был один: «Общество мое состоит только из старой няни да из трагедии», — писал он приятелю...

(6)В «Годунове» Пушкин коснулся вопросов политических, еще недавно бурно волновавших его. (7)Поэт взял переходный отрезок русской истории, в центре поставил царя — узурпатора и реформатора, на нем проверил те политические пристрастия, теории, увлечения, чувства, среди которых сам рос.

(8)К каждому из своих героев поэт испытывал определенное личное чувство. (9)Но его личное отношение к своим героям уживалось с мудрой снисходительностью и беспристрастием. (10)Это особенно сказывается в обрисовке Бориса Годунова.

(11)Вяземский, чуткий, строгий критик, писал: «В трагедии есть красоты удивительные, трезвость и спокойствие. (12)Автора почти нигде не видно».

(13)С сыновней нежностью Пушкин рисует образ благочестивого старца Пимена. (14)Он любит в нем не только свое создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.

(15)«Характер Пимена, — говорит Пушкин в одной из заметок, — не есть мое изобретение. (16)В нем я собрал прекрасные черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое усердие, набожность к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия...

(17)Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца, что трогательное добродушие древних летописцев украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателей».

(По А. Тырковой-Вильямс)

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово узурпатора (предложение 7):

1) злой человек

2) преобразователь в какой-нибудь области

3) лицо, незаконно захватившее власть

4) богатый покровитель наук и искусств

Ответ: 3

2. Укажите неверное суждение:

1) В слове поздней буква Д не обозначает звука.

2) В слове отношение первый звук — [а].

3) В слове умилительная мягкость второго согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове трагедия одинаковое количество звуков и букв.

Ответ: 4

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1) характер

2) коснулся

3) простота

4) отношение

Ответ: 2

4. В каком слове правописание приставки определяется её значением, сходным со значением слова «очень»?

1) приступил

2) переходный

3) пристрастия

4) прекрасные

Ответ: 4

5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса пишутся две буквы Н»?

1) особенно

2) совершенный

3) данные

4) вещественный

Ответ: 4

6. Подберите к устаревшему слову сей (предложение 19) современный синоним. Напишите этот синоним.

Ответ: этот

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании благочестивого старца.

Ответ: согласование

8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Ответ: трагедия была закончена

9. Среди предложений 1 — 6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

Это была историческая работа,1 которую поэт вёл вдали от библиотек и архивов,2 вдали от общения с людьми,3 изучавшими прошлое России.

Ответ: 3

11. Среди предложений 11 — 19 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 17

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 11.

(1)Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

(2)Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

(3)Отец приехал из глухой усадьбы, занесенной сугробами, и остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. (4)Отец — человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.

(5)А Саше всего десять лет. (6)На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! (7)И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

(8)Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. (9)Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. (10)Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! (11)С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

(12)Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьёт чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. (13)Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. (14)Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, присаживается на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

(15)Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. (16)Он счастлив, и свеж, и чист, как ангел. (17)Он набирает целых пять кусочков сахару, съедает целый калач и опять шаркает ножкой:

— Мерси, папочка!

(18)А в понедельник все это сразу кончается. (19)Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

— (20) До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

(И. А. Бунин)

1. Укажите, что обозначает выражение становиться во фронт (предложение 15)

1) учтиво раскланяться

2) воинский строй шеренгой

3) встать, вытянуться

4) отдать честь

Ответ: 3

2. Укажите неверное суждение:

1) В слове уездный буква Д не обозначает звука.

2) В слове отец первый звук -[о].

3) В слове понедельник мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове оттепель 8 букв и 6 звуков.

Ответ: 2

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1) гимназистик

2) городишке

3) угарный

4) надвигается

Ответ: 3

4. В каком слове правописание приставки определяется её значением «неполнота действия»?

1) присаживается

2) приехал

3) приходит

4) принимает

Ответ: 1

5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н при помощи суффикса -Н-»?

1) занесённой

2) смиренный

3) длинная

4) запряжённых

Ответ: 3

6. Что обозначает слово картуз (предложение 6)?

Ответ: головной убор

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании степного города.

Ответ: согласование

8. Выпишите грамматическую основу предложения 13.

Ответ: отец будит, стаскивает

9. Среди предложений 14 — 19 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 16

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

Отец приехал из глухой усадьбы,1 занесенной сугробами,2 и остановился на Елецком подворье,3 в грязных и угарных номерах.

Ответ: 1, 2

11. Среди предложений 11 — 18 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 12