Тесты по русскому языку 9 класс к учебнику М. М. Разумовской и др. - Е. Н. Груздева 2015

Сложное предложение
Пунктуация в сложносочиненном предложении

Тест 3

1. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Он замечал ее издали (1) и у него сразу же холодело в груди.

От долгого сидения у него затекли ноги (2) и заболела спина.

Стемнело (3) и крепкий сон овладел мною.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3

3) 2, 3

4) 1

Ответ: 2

2. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

В парке лежит много листвы (1) и деревья стоят почти обнажённые.

Мы свернули (2) и пошли дальше.

Мягкий снег падает на землю (3) и на улице становится светлей.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3

3) 3

4) 2, 3

Ответ: 3

3. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

В этот вечер особенно шумно шел дождь ( ) и особенно нежной была их встреча.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 4

4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Решение Лизы сняло с его сердца камень ( ) и весь дом сразу ожил.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 1

5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

И ерзает руль ( ) и обшивка трещит ( ) и забраны в рифы полотна.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 1

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба ( ) и вдобавок щука оторвала удочку.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 4

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Люди сильно устали ( ) и лошади тоже нуждались в отдыхе.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 1

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

То солнце тусклое блестит ( ) то туча черная висит.

1) Сложносочиненное предложение, перед второй частью разделительного союза ТО ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед второй частью разделительного союза ТО ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед второй частью разделительного союза ТО запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед второй частью разделительного союза ТО запятая не нужна.

Ответ: 1

9. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Старуха долго возилась в сенях, кашляла, чем-то стучала ( ) и не давала нам заснуть.

1) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 3

10. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Они уже не переносят изматывающих хлопот ( ) и не могут приспосабливаться к серьезности.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, есть общий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

4) Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 4

Тест 4

1. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У него было хорошее настроение ( ) и он никому бы не позволил его испортить.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложное, сложносочиненное, есть общий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

4) Предложение простое с однородными членами, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 1

2. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вечером тебя ждет оглушительный успех ( ) и нечего жаловаться и прибедняться.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 1

3. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдалеке были слышны чьи-то голоса ( ) и стук топора.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, есть общий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

4) Предложение простое с однородными членами, поэтому запятая перед союзом И не нужна.

Ответ: 4

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Мария Ивановна варила варенье ( ) и над зелёной липой вкусно пахло кипящим сахаром и малиной.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, есть общий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

4) Предложение простое с однородными членами, поэтому запятая перед союзом И не нужна.

Ответ: 1

5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Иволги кричат ( ) да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом да запятая не нужна.

Ответ: 1

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У Ивана Ильича от усталости гудело все тело ( ) и сидеть на мягком, прихлебывая из кружки, было так приятно.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 1

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Заглянуло солнце в окно ( ) и лучами осветило комнату.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 3

8. На месте каких(ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Из бездны времени дошли до нас радость (1) и страдания людские.

Грачи давно расхаживали по двору (2) и начинали в роще вить гнезда.

В парке играл оркестр (3) и пел хор песенников.

1) 1, 2, 3 

2) 3

3) запятые не нужны.

4) 2, 3

Ответ: 3

9. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Было тихо (1) и только бой часов прерывал иногда эту тишину.

Дом наполнился гостями (2) и Анна была счастлива.

На кустах сверкали капельки дождя (3) и пробивалась чуть заметная зелень.

1) 1, 2, 3

2) 2

3) 3

4) 1, 2

Ответ: 4

10. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Я стал читать (1) и во мне проявилась охота к литературе.

Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.

1) 1, 2, 3

2) 1

3) 1, 3

4) 3

Ответ: 3

Тест 5

1. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Он частенько записывал в дневник свои наблюдения (1) и затем перед сном перечитывал записи.

Вслед за молнией загремел сильный гром (2) и пошел страшный ливень.

Загремел сильный гром (3) и пошел страшный ливень.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 3

4) 1, 3

Ответ: 3

2. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора. Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 3

Ответ: 2

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

На душе у Маши стало спокойнее (1) и вскоре тревога совсем ее покинула.

Ребята любили рассказывать страшные истории (2) и только Сергей ничего не рассказывал.

В доме напротив открыли окно (3) и оттуда понеслись звуки фортепиано.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2

3) 3

4) 1, 3

Ответ: 1

4. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

В саду цвела сирень (1) и пели птицы.

От всего случившегося у нее голова шла кругом (2) и только Николай смог ее немного успокоить.

На террасе еще долго кипел самовар (3) и сидели гости.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 2

4) 1, 2

Ответ: 3

5. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны стоять запятые?

Всюду были слышны голоса ребят (1) и звуки горна.

Ты пойдешь домой (2) или останешься здесь?

По вечерам молодежь собиралась в клубе (3) и начинались танцы.

1) запятые не нужны

2) 1, 2, 3

3) 2, 3 

4) 1, 3

Ответ: 1

6. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Заиграл оркестр (1) и кавалеры стали приглашать дам. Взошел месяц (2) и осветил все село холодным светом. Взошел месяц (3) и все село осветилось холодным светом.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 1, 2

Ответ: 3

7. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Лодку несло вниз по течению (1) и мы не на шутку испугались.

В городе строили новые дома (2) и разбивали скверы. Наступала ночь (3) и нужно было подумать о ночлеге.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 2, 3

4) 1, 3

Ответ: 4

8. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

На улице душно (1) и лишь у речки свежо.

В окна с улицы летела пыль (2) и доносились голоса прохожих.

Дед Архип содержал огород в образцовом порядке (3) и всегда собирал прекрасный урожай.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1

4) 1, 3

Ответ: 3

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и находили старинные захоронения.

2) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.

3) Толпа расступилась, и все залюбовались ее танцем.

4) С утра шел дождь, и гремел гром.

Ответ: 4

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Гости разъехались, и в доме наступила тишина.

2) В доме загорались свечи, и наряжали ёлку.

3) Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.

4) В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.

Ответ: 2

Тест 6

1. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Днем (1) и ночью не затихала в поле работа (2) и наша бригада тоже трудилась (3) не покладая рук.

1) 1, 2, 3 

2) 2

3) 1, 3 

4) 2, 3

Ответ: 2

2. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Прозрачный лес один чернеет (1) и ель сквозь иней зеленеет (2) и речка подо льдом блестит.

То дул теплый южный ветер (3) то набегали тучи.

1) 1, 2, 3 

2) 2

3)1, 3 

4) 2, 3

Ответ: 1

3. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Канонада стала слабее (1) однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще.

Песня над домом смолкла (2) зато над прудом соловей заводил песню.

Цветы кивают мне (3) головки наклоняя (4) и манит куст душистой веткой.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 3

Ответ: 2

4. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Стояли летние дни (1) и молодежь гуляла до рассвета.

В большом зале уже гремел оркестр (2) и начались танцы.

Все проходит (3) да не все забывается.

1) 1, 2, 3

2) 2

3) 1, 3

4) 2, 3

Ответ: 3

5. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая)?

В открытое окно дышала теплая (1) и мягкая ночь (2) и где-то далеко (3) подчеркивая тишину комнаты (4) гармонично стрекотали кузнечики.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 2, 3, 4

4) 2

Ответ: 3

6. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Что-то зашумело (1) и снова все затихло.

Солнце зашло недавно (2) однако было уже темно. То падал туман (3) то припускался косой дождь.

1) 1, 2, 3

2) 2

3) 1, 3

4) 2, 3

Ответ: 1

7. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

С утра лил дождь (1) и было холодно.

Мягко картавя (2) журчал ручеек (3) но все эти звуки не нарушали тишины (4) ине будили застывшего воздуха.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 2, 3

4) 2, 3, 4

Ответ: 3

8. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Обильная роса затопляла травы (1) и листья (2) но зной проникал уже в лес (3) поглощая его все больше и больше.

К вечеру запели соловьи (4) и запахло фиалками.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 2, 4

4) 2, 3

Ответ: 4

9. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире и шире (1) и небо делалось глубже.

Я стал сочинять различные истории (2) и записывать их в тетрадь.

Я стал сочинять различные истории (3) и через пару лет вышла моя первая книга.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 3

Ответ: 4

10. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Конец лета (1) и птиц не слышно.

Залает пес домовой (2) иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы (3) иль птица робко пролетит.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 1, 2

Ответ: 1

Тест 7

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 3

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Уже давно стемнело ( ) и звезды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 1

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Далекие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

2) Предложение сложносочиненное, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Предложение сложносочиненное, запятая перед союзом И не ставится.

Ответ: 3

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Русская правдивая, горячая душа звучала, дышала в песне () и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 3

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая ставится.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Ответ: 1

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Страна наша богата истинными талантами ( ) и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.

Ответ: 1

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде ( ) и стягивали челны с берега крепким канатом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.

Ответ: 3

8. Выберите правильное объяснение пунктуации в данном предложении:

Всем хотелось спать ( ) и теплая, ласковая ночь с мягким шелестом трав располагала к этому.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

2) Предложение простое с однородными членами, поэтому перед союзом И нужна запятая.

3) Части сложносочиненного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна.

Ответ: 1

9. Выберите правильное объяснение пунктуации в данном предложении:

Во дворе посадили деревья ( ) и к вечеру в новый дом уже приехали первые жильцы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 2

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Начинало светать ( ) и разведчики, прячась в густой траве, потащили связанного немца к своим окопам.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая перед союзом И.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому не нужна запятая.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая нужна.

Ответ: 1