Тесты по русскому языку 9 класс к учебнику М. М. Разумовской и др. - Е. Н. Груздева 2015

Сложное предложение
Итоговый тест по теме Сложноподчиненное предложение

Вариант 1

Часть А

А1. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Я не знаю (1) откуда он пришел (2) и (3) кто его прислал.

1) 1

2) 1, 3

3) 1, 2, 3

4) 1, 2

Ответ: 1

А2. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Видно было (1) что она расстроена (2) и (3) что чуть не плачет.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3

3) 1

4) 1, 2

Ответ: 3

А3. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Когда наступила ночь (1) и все разъехались (2) мне стало как-то не по себе.

Пойди туда сразу же (3) как только узнаешь (4) где они расположились.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 2, 4

4) 1, 4

Ответ: 2

А4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Часто я думал о том (1) как же все удачно сложилось (2) и как хорошо в этой деревне (3) и как завтра я увижу Ольгу (4) которую не видел целую вечность.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 4

4) 2, 3, 4

Ответ: 1

А5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Я пробирался туда (1) где гуще зелень (2) и где смолистее деревья (3) и куда почти не заглядывает солнце.

1) 1

2) 1, 2, 3

3) 2, 3

4) 1, 3

Ответ: 2

А6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Маленькая девочка (1) которая хотела (2) чтобы её заметили (3) всё время крутилась возле нас.

1) 1, 3

2) 2, 3

3) 1, 2

4) 1, 2, 3

Ответ: 4

А7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Дача, которая стояла на вершине горы, была построена известным архитектором.

2) Путешественников ждали неизведанные края, о которых они так давно мечтали.

3) На мысе стоял старый маяк, который служил морякам уже лет сто.

4) Маленькая девочка, которая жила по соседству, часто заходила к нам в гости.

Ответ: 2

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 — В6.

(1)Всю ночь 23 июня 1941 года в Брестской крепости ждали подхода наших войск.

(2)Когда же наступило утро, тогда все услышали, что гул окрестной канонады, который вчера раздавался так мощно в стороне города, сегодня едва слышался где-то далеко на востоке и к концу дня затих совсем. (3)Люди поняли, что противник потеснил советские войска, что фронт отдалился от крепости, и впервые подумали о том, что, быть может, им придется драться во вражеском кольце еще не один день. (4)И каждый внутренне приготовился ко всем тяжким испытаниям, которые предстояло вынести в этой неравной борьбе.

(5)Впрочем, долго думать об этом было некогда, ибо с утра все началось снова с удвоенной силой. (6)С первыми проблесками рассвета артиллерия противника, что была расставлена по всему кольцу осады, стала засыпать крепость снарядами и пикировщики закружились над головами бойцов. (7)Снова все вокруг заволокло дымом, опять здесь и там вспыхнули пожары, и вдоль всей линии обороны затрещали пулеметы, автоматы и винтовки. (8)Штурм крепости возобновился. (9)Враг наседал все сильнее, и бойцы стреляли так, чтобы каждая пуля попала в цель. (10)И когда кто-то из бойцов в присутствии комиссара Фомина сказал, что он последний патрон оставит для себя, комиссар тотчас же возразил ему, ответив, что последний патрон надо тоже посылать во врага.

(По С. Сергееву)

B1. Среди предложений 1 — 4 найдите сложное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

В2. Среди предложений 3 — 6 найдите сложное предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 5

В3. Среди предложений 6 — 9 найдите сложное предложение с придаточным образа действия. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 9

В4. Среди предложений 1 — 4 найдите сложное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

В5. Среди предложений 5 — 10 найдите сложное предложение с последовательным подчинением и параллельным (неоднородным) соподчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 10

В6. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), выделяющую(-ие) придаточное предложение.

Какой-то глухой1, протяжный шум послышался внутри казарменного здания2; двери3, что вели во двор4, рывком распахнулись5, и с оглушительным, яростным «ура!» в самую середину наступающего немецкого отряда потоком хлынули вооруженные советские бойцы6, с ходу ударившие в штыки.

Ответ: 3, 4

Вариант 2

Часть А

А1. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Я не видел (1) что он нёс (2) и (3) куда отнёс.

1) 1

2) 1, 3

3) 1, 2, 3

4) 1, 2

Ответ: 1

А2. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Мы знали (1) что она навещала отца (2) и (3) что у них был длинный разговор.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3

3) 1

4) 1, 2

Ответ: 3

А3. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Когда наступило утро (1) и все собрались на поляне (2) Николай выступил с речью.

Говорить было трудно (3) но он рассказал (4) как все это случилось.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 2, 4

4) 1, 4

Ответ: 2

А4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Часто мне казалось (1) что этого не могло быть (2) и что это сон (3) и что завтра я увижу брата (4) которого не видел долгих два года.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 4

4) 2, 3, 4

Ответ: 1

А5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Мы пошли туда (1) куда ещё не ступала нога человека (2) и где нас могла поджидать смертельная опасность (3) и куда почти не заглядывает солнце.

1) 1

2) 1, 2, 3

3) 2, 3

4) 1, 3

Ответ: 2

А6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Девушка вышивала небольшие картины (1) которые (2) чтобы кормиться (3) носила на базар.

1) 1, 3

2) 2, 3

3) 1, 2

4) 1, 2, 3

Ответ: 4

А7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Пруд, который заполнялся водой после сильного дождя, служил нам для полива сада.

2) Бабушка ждала письмо от сына, который служил на границе.

3) На песке дети построили замок, рядом с которым потом проводили много времени.

4) Старый художник, который рисовал море, когда-то плавал матросом на судне.

Ответ: 3

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 — В6.

(1)Было лето 1915 года, второго года Первой Мировой войны; русские войска спешно отступали.

(2)В Брестской крепости был большой склад в глубоких подземных казематах, где хранились обильные запасы продовольствия, солдатского обмундирования и белья.

(3)Складом этим ведал некий полковник, и, получив приказ взорвать казематы с запасами, он заявил командованию, что этого не следует делать. (4)Офицер объяснил, что окрестное население ничего не знает о существовании склада и достаточно будет лишь взорвать вход в подземелье, чтобы скрыть от противника местонахождение этого богатства. (5)Если же русские войска снова отвоюют Брест, вход в склад легко будет раскопать и запасы удастся использовать.

(6)Вскоре саперы поспешно заложили динамит, потому что предложение полковника было принято, и взрыв надежно завалил вход в подземелье...

(7)А затем началась долгая и жестокая Гражданская война.

(8)В этой борьбе полковник, о котором шла речь, оказался в рядах белогвардейских войск, страдавших от голода. (9)Он вспомнил, что владеет тайной взорванного в Бресте склада. (10)Полковник оказался памятливым человеком: вскоре солдаты наткнулись на каменный свод подземного тоннеля. (11)Когда была пробита широкая дыра, в темноту склада спустился с факелом унтер-офицер.

(12)И тогда произошло нечто невероятное.

(13)Едва он успел сделать несколько шагов, откуда-то из темной глубины тоннеля гулко прогремел твердый и грозный окрик:

(14)— Стой! (15)Кто идет?

(16)В наглухо засыпанном подземном складе, куда в течение девяти долгих лет не ступала нога человека, охраняя его, стоял на посту часовой.

(17)Унтер остолбенел, потому что мысль о том, что в этом заброшенном подземелье может быть живой человек, казалась совершенно невозможной, и он решил, что имеет дело с чертовщиной. (18) Перепуганный, он поспешил выбраться наверх, к ожидавшим его товарищам, где получил должную взбучку от офицера за трусость и дурацкие выдумки. (19)Приказав унтеру следовать за ним, офицер сам спустился в подземелье.

(20)И снова, едва лишь они двинулись по тоннелю, откуда-то из непроницаемо-черной мглы так же грозно и требовательно прозвучал окрик часового:

(21)— Стой! (22)Кто идет?

(23)Вслед за тем в наступившей тишине явственно лязгнул затвор винтовки. (24)Часовой стоял на посту и нес свою службу в строгом соответствии с воинским уставом, так что всё было закономерно.

(25)Подумав и справедливо рассудив, что нечистая сила вряд ли стала бы вооружаться винтовкой, офицер окликнул невидимого солдата и объяснил, кто он и зачем пришел. (26)Часовой же заявил, что его поставили сюда охранять склад и он не может допустить никого в подземелье, пока его не сменят на посту. (27)Тогда ошеломленный офицер спросил, знает ли часовой, сколько времени он пробыл здесь, под землей.

(28)— Да, знаю, — последовал ответ. (29)— Я заступил на пост девять лет назад, в августе тысяча девятьсот пятнадцатого года.

(30)Часовой, исправно неся службу, терпеливо ожидал смены, стоя, как положено, с винтовкой к ноге в сырой полутьме каземата.

(По С. Сергееву)

В1. Среди предложений 1 — 4 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Укажите номер этого предложения.

Ответ: 2

В2. Среди предложений 2 — 5 найдите сложное предложение с придаточным цели. Укажите номер этого предложения.

Ответ: 4

В3. Среди предложений 4 — 7 найдите сложное предложение с придаточным причины. Укажите номер этого предложения.

Ответ: 6

В4. Среди предложений 5 — 11 найдите сложное предложение с придаточным времени. Укажите номер этого предложения.

Ответ: 11

В5. Среди предложений 11 — 17 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 17

В6. Среди предложений 26 — 29 найдите сложное предложение с однородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 26