Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Итоговое повторение к экзамену

Задание 1. Для настоящих сыщиков

У доктора Ватсона и Шерлока Холмса выдалась свободная минутка, и они решили сыграть в такую игру: один составляет слова из букв задуманного слова, а другой — из звуков. Когда время вышло и игроки стали подводить итоги, кто придумал больше слов и выиграл, разгорелся спор, потому что каждый доказывал, что победитель он. Проверьте правильность составленных слов и определите победителя.

Вертолёт

Слова из букв слова «вертолёт», составленные Шерлоком Холмсом

Слова из звуков слова «вертолёт», составленные доктором Ватсоном

Отлёт

Рот

Вол

Ров

Лето

Тело

Ветр

Тол

Вор

Торт

Рёв

Отлёт

Рот

Вол

Торт

Роль

Тролль

Лёд

Вира

Ралли

Литр

Титр

Ответ:

Каждый из игроков придумал по 11 слов. Все слова Холмса подходят. А вот слова доктора Ватсона не все правильные. Транскрипция слова «вертолёт» — [в'иртал'от]. Как видим, Ватсон не мог составить слово «вол», потому что [в’] — мягкий согласный; не подходит и слово «отлёт», потому что среди звуков только один гласный [о]; тоже с «титром»: Ватсону понадобился бы первый звук [т’] мягкий, но в слове вертолёт оба звука [т] — твёрдые. Так что победа, несомненно, за Шерлоком.

Задание 2. Турнир знатоков

В век технического прогресса почти каждый день появляется новое слово — неологизм. Определите, из лексики людей каких профессий помещённые ниже слова. Распределите их в таблице.

Слова для работы:

Букридер, пилинг, тюнинг, боулинг, мейк-ап, фривей, рафтинг, бренд, аккаунт, блогер, сейл, айпад, визаж, баннер, караванинг, бильдеринг, постер, стикер, спа-салон, паркинг, роллеркей, билборд, вай-фай, джакузи, спойлер, дайвинг, прайс-лист, браузер, скраб, хот-род, зорбинг, вебсайт, лифтинг, типтроник, дартс, геймер, липосакция, тест-драйв, кёрлинг, логотип.

Компьютерщик

Косметолог

Автомобилист

Спортсмен

Менеджер по рекламе





















Ответ:

Компьютерщик

Косметолог

Автомобилист

Спортсмен

Менеджер по рекламе

Букридер

Пилинг

Тюнинг

Боулинг

Баннер

Айпад

Мейк-ап

Фривей

Рафтинг

Бренд

Аккаунт

Скраб

Хот-род

Зорбинг

Стикер

Блогер

Визаж

Караванинг

Бильдеринг

Постер

Браузер

Спа-салон

Паркинг

Роллеркей

Билборд

Вай-фай

Джакузи

Спойлер

Дайвинг

Прайс-лист

Веб-сайт

Лифтинг

Типтроник

Дартс

Сейл

Геймер

Липосакция

Тест-драйв

Кёрлинг

Логотип

Задание 3. Проверочный тест по теме «Лексика»

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый» ?

а) порядочный     в) преданный

б) гуманный    г) добрый

2. Какое слово из перечисленных не многозначное?

а) письмо     в) корабль

б) колокольчик     г) генезис

3. В каком предложении выделенное слово не является омонимом?

а) После вчерашней ссоры на душе — неприятный осадок.

б) У индейцев в знак дружбы было принято выкуривать трубку мира.

в) Их союз оказался непрочным.

г) Часы бегут, и дорого мне время.

4. В каком варианте синонимы к заимствованным словам подобраны неправильно?

а) авангардный — передовой в) имитация — подражание

б) ресурсы — запасы   г) декрет — запрет

5. Какое из слов противоположно по значению (антоним) слову «дружелюбие»?

а) искренность     в) фальшь

б) противоречивость   г) агрессивность

6. Найдите предложение, в котором не использованы архаизмы.

а) Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать.

б) Словом, десять молодых чародеек, одарив так дитя наперерыв, удалились; в свой черёд и последняя идёт...

в) Веретёнце, не ленись; пряжа тонкая, не рвись; скоро будет в добрый час гостья жданная у нас.

г) Молод цвет её ланит, меж ресницами блестит пламя сонное очей... (В. Жуковский)

7. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы. (А. Фет)

а) летний     в) бледно-красен

б) дремлют     г) блестят

8. Какое из слов-синонимов к слову «прекрасный» относится к общеупотребительной лексике?

а) клёвый     в) крутой

б) классный    г) отличный

9. Какое слово не относится к книжной лексике?

а) абсолют    в) учительница

б) конференция    г)  перпендикуляр

10. В каком предложении фразеологизм употреблён неверно?

а) Руководители школ не имеют права закрывать глаза на проблему посещаемости учащимися учебных занятий.

б) Герой романа играл большое значение для развития сюжета.

в) Зарывать талант в землю — губить свои творческие силы и способности.

г) Воспитанный человек никогда не будет совать нос в чужие дела.

11. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово надеть?

а) Осень одела леса в багряницу, пурпур и золота блеск.

б) Мама, выглянув в окно, решила одеть детей потеплее.

в) После дождя лужи стояли по щиколотку, так что пришлось одеть сапоги.

г) Юных артистов одели в национальные костюмы.

12. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одарённый биолог, в нём есть божья искра.

б) На лбу у него не написано, что он сын головы.

в) Наша команда принимала участие в соревнованиях и сумела одержать победу.

г) Он так упрям, что, сколько я ни билась, найти с ним общий язык так и не сумела.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

г

г

г

г

а

б

г

в

б

в

в

Задание 4. Орфографическая задача

Повторим морфемику, словообразование и орфографию?

В каждой строке найдите и зачеркните лишнее слово или словосочетание.

A) Телосл..жение, накл..нился, оз..рились, пл..вец

Б) Непр..метный, пр..крытие, пр..рекаться, пр..творяться (больным)

B) Нач..щённый, (некоторые) ч..стности, коч..вать, уч..щённое (сердцебиение)

Г) Пь..д..стал, п..ртьера, расст..лить, фл..минго, тр..вога

Д) Зач..рованный, см..ртельный, скл..нение, бл..стящий

Е) Вес..ник, четырёхмес..ная, гиган..ский, доблес..ный, древес..ный

Ё) Съес..ной , искус..ный, ровес..ник, словес..ность

Ж) Депрес..ия, грам..отный, грам..атика, килограм..овый, бал..ада

3) Ал..юминий, кал..играфия, драм..атургия, пьес..а, водеви..ль

И) Бе..жалостен, ра..бежался, бе..церемонный, бе..денежье, самово..гораемая

Й) Не..гораемый, не..добная (булка), не..дешний (человек), бе..почвенный, бе..толочь

К) Под..ехать, об..егорить, с..естные (запасы), сэкономить, с..язвить

Л) Маш..нька, кресл..це, текуч..сть, ситц..вый, гуттаперч..вый

М) Сообщение о метел.., свидетельство о рождени.., отправиться к Анастаси.., окна в ине..

Н) Думать о вчерашн..м событии, гордиться могуч..м богатырём, мечтать о хорош..м друге, вспоминать о син..м море

O) Недюжин..ая (сила), серебря..ный, стеклян..ый, клюквен..ый, постоперацио..ый

П) Багрян..ый, свин..ой, гуси..ый, беспричин..ый, муравьин..ый

P) Матро..кая служба, калмы..кие песни, тка..кий станок, рыба..кие снасти

C) Ве..кие доказательства, ни..кое давление, ре..кие порывы ветра, дер..кие выпады

Т) Груз..ик, смаз..ик, развед..ик, перебеж..ик, стеколь..ик

У) К полуторастам, к полутораста, к полтораста, из полтораста, из полутораста

Ф) Семеро цыплят, шестеро малышей, пятеро друзей, четверо подруг

X) Кле..л авиамодель, та..т снег, он кол..т дрова, она расстел..т скатерь

Ц) Пр..вратить, пр..обрести, пр..льнуть, пр..ветствовать, пр..выкать

4) Смотр..шь, кол..шь, ненавид..м, увид..тся, выгон..те

Ш) Раз..скивать, под..грать, с..скать, воз..меть, вз..мать

Щ) Преломлять, прикатить, приклеить, пригнуть, преобразовать, прилечь

Ю) Дать отпор, произвести впечатление, долгосрочный кредит, потерпеть победу

Я) Парикмахерская, булочная, мороженое, дежурный, заплыв, ординаторская

Ответ:

A) озарились

Б) пререкаться

B) кочевать (только в этом слове пропущена буква в суффиксе)

Г) расстелить (корень с чередованием)

Д) зачарованный (нет чередования)

Е) древесный

Ё) съестной

Ж) грамотный

3) каллиграфия

И) бесцеремонный

Й) нездешний (человек)

К) сэкономить

Л) креслице

М) окна в инее

Н) гордиться могучим богатырём

O) серебряный

П) беспричинный

P) матросская служба

С) веские доказательства

Т) стекольщик

У) к полуторастам

Ф) четверо подруг

X) клеил авиамодель

Ц) превратить

Ч) колешь

Ш) взимать

Щ) преломлять (несовершенный вид)

Ю) потерпеть победу (неверное сочетание)

Я) Заплыв (способ образования не переход из одной части речи в другую, а бессуффиксный)

Задание 5. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки:

1. Мария Михайлова рассказала автобиографию своего знаменитого дедушки.

2. До того, как барыня забрала Герасима в город, он жил в деревне, где рубил дрова, косил сено, пахал землю.

3. Слушая рассказ учителя о молодогвардейцах, мне стало очень грустно и жаль наших погибших сверсников.

Ответ:

1. Мария Михайлова рассказала биографию своего знаменитого дедушки.

2. До того, как барыня забрала Герасима в город, он жил в деревне, где рубил дрова, косил траву, пахал землю.

3. Когда я слушал рассказ учителя о молодогвардейцах, то загрустил, так как мне стало жаль наших погибших сверстников. (Исправлено неправильное употребление деепричастного оборота.)

Задание 6. Демонстративный опыт

Помогите повару составить праздничное меню из предложенных ниже блюд.

Закуски: ...

Горячие блюда: ...

Десерт: ...

Блюда:

Смета..ик; кольца кальмара, жаре..ые в кляре; мясо, шпигова..ое болгарским перцем; печёночный тортик с жаре..ым луком и туш..ыми овощами; утка, фарширова..ая яблоками; трубочки со сгущё..ым молоком; маринова..ые шампиньоны; тёплая закуска из печё..ых баклажанов; пря..ые пирожные со взбитыми сливками; кебабы индюши..ые с запечё..ым картофелем; вяле..ый кури..ый рулет; рубле..ые биточки; лимо..ое желе; салат из кваше..ой капусты; мусс из копчё..ого лосося; сви..ые медальоны под кисло-сладким соусом; слоё..ые корзиночки со свежемороже..ыми ягодами; бли..ый пирог с рыбной начинкой; персиковый торт со вкусом мороже..ого.

Ответ:

Закуски: кольца кальмара, жаренные в кляре; печёночный тортик с жареным луком и тушёными овощами; маринованные шампиньоны; тёплая закуска из печёных баклажанов; вяленый куриный рулет; салат из квашеной капусты; мусс из копчёного лосося; блинный пирог с рыбной начинкой;

Горячие блюда: мясо, шпигованное болгарским перцем; утка, фаршированная яблоками; кебабы индюшиные с запечённым картофелем; рубленые биточки; свиные медальоны под кисло- сладким соусом;

Десерт: сметанник; трубочки со сгущённым молоком; пряные пирожные со взбитыми сливками; лимонное желе; слоёные корзиночки со свежеморожеными ягодами; персиковый торт со вкусом мороженого.

Если вы ошиблись с каким-то блюдом (это закуска, а вы его вписали в горячее, допустим), то это не беда. Главное, чтобы все Н и НН были вписаны верно.

Задание 7. Распределительная задача

Вставьте пропущенные буквы. Распределите номера слов с Н и НН в зависимости от их написания.

НН в существительных

НН в прилагательных

НН в причастиях

Н в существительных

Н в прилагательных

Н в причастиях



















1. Украше..ый зал. 2. Сорва..ый цветок. 3. Слома..ая ветка. 4. Краше..ый вчера пол. 5. Выкраше..ая яхта. 6. Решё..ый вопрос. 7. Вяза..ые варежки. 8. Тушё..ое мясо. 9. Вкусный смета..ик. 10. Уютная гости..ая. 11. Экскурсия по сава..не. 12. Частная гостин..ица. 13. Пока жаре..ый петух не клюнет (фразеологизм). 14. Хорошо прожаре..ое мясо. 15. Кова..ая решётка. 16. Плетё..ная корзинка. 17. Топлё..ое масло. 18. Масля..ая краска. 19. Кваше..ая капуста. 20. Активный юн..ат. 21. Медле..ым шагом. 22. Свяще..ый долг. 23. Стекля..ая утварь. 24. Невида..ый успех. 25. Нежда..ые гости. 26. Неслыха..ая дерзость. 27. Овощи выраще..ы. 28. Наращё..ые ногти. 29. Сушё..ая мята. 30. Домотка..ые дорожки. 31. Свежеглаже..ое бельё. 32. Свежевыглаже..ые рубашки. 33. Фрукты высуше..ы. 34. Отреза..ый ломоть хлеба. 35. Деревя..ая ступка. 36. Исти..ое спасение. 37. Недюжи..ые способности. 38. Рассея..ый взгляд. 39. Потеря..ые вещи. 40. Найде..ый зонт. 41. Несдержа..ый характер. 42. Потрясло увиде..ое. 43. Газирова..ая вода. 44. Тушё..ый в сметане карась. 45. Перочи..ый ножик. 46. Карма..ные часы. 47. Асфальтирова.. ая дорожка. 48. Чугу..ая оградка. 49. Пристанцио..ый сквер. 50. Маринова..ые огурчики. 51. Вовлечё..ый в игру. 52. Углублё..ое изучение предмета. 53. Занавеше..ые окна. 54. Дети были избалова..ы бабушкой. 55. Гости..ица. 56. Конопля..ик. 57. Копчё..ости. 58. Торфя..ик. 59. Масле..ица. 60. Варе..ик.

Ответ:

НН в существительных: 9, 11, 20.

НН в прилагательных: 21, 22, 23, 24, 25, 26, 35, 36, 37, 38, 41, 45, 46, 48, 49.

НН в причастиях: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 14, 28, 32, 34, 39, 40, 42, 43, 44, 47, 50, 51, 52, 53.

Н в существительных: 10, 12, 55, 56, 57, 58, 59, 60.

Н в прилагательных: 7, 8, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 29, 30, 31.

Н в причастиях: 27, 33, 54.

Задание 8. Проверочный тест по теме «Причастие»

1. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква А.

а) Грохоч..щие волны

б) Колебл..щаяся поверхность

в) Хлещ..щие волны

г) Дыш..щий полной грудью

2. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я.

а) Стел..щееся растение

б) Бор..щиеся солдаты

в) Дежур..щий врач

г) Сража..щийся на баррикадах

3. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Ю.

а) Люб..щий поговорить

б) Зре..щий овощ

в) Гон..щий овец

г) Калеч..щий деревья

4. В каком причастии пишется суффикс -Е-?

а) Возненавид..вший лень

б) Встрет..вший подругу

в) Вылеч..вший суставы

г) Обнаруж..вший ошибку

5. В каком причастии пишется суффикс -И-?

а) Намет..вший перспективу

б) Свид..вшийся с родственниками

в) Вылет..вший вовремя

г) Выгор..вшие леса

6. В каком причастии пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

а) Постро..вший график

б) Приукрас..вший историю

в) Приб..вший гвоздём

г) Успоко..нный завыванием ветра

7. В каком причастии пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

а) Законч..вшийся спектакль

б) Не расслыш..вший ответа

в) Расплав..вшийся в огне

г) Сосредоточ..вший внимание

8. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие настоящего времени:

а) Глянул подслеповатый месяц, из тьмы шагнули бледные кусты, поникшие в росе.

б) В двух шагах от мальчика зашумели ветви, раздвигаемые руками.

в) Грэй лёг у костра, смотря на отражавшую огонь воду.

г) Ароматная, тающая во рту земляника не утолила, а обострила ощущение голода.

9. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени:

а) Морозная дымка веяла в остывшем воздухе, поднималась в колокольне.

б) Осторожно ступая по разбитому тут и там деревянному полу, Миша перебрался из конюшни в сарай.

в) Тусклый фонарь едва-едва освещал наружную лестницу, дрожащую под навесом.

г) Невидимое, поднималось за домами великолепное утреннее солнце.

10. Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие:

а) В комнате Константина было жарко натоплено.

б) Ромашов вытащил шашку из ножен и сконфуженно поправил рукой очки.

в) Сквозь зашторенное окно отдалённо, слабо донёсся шум и звон трамвая.

г) Профессор взволнованно шагал по террасе, Наталья Сергеевна плакала.

11. Выберите верный вариант расстановки знаков препинания.

Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

а) 1, 2, 3, 4     6) 2, 3

в) 1, 2, 3     г) 2, 3, 4

12. Выберите верный вариант расстановки знаков препинания.

Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

а) 1, 2, 3, 4, 5    6) 4

в) 2, 3      г) 2, 3, 4

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

г

в

б

а

а

г

б

г

б

а

б

б

Задание 9. Работа с текстом

Прочтите текст и выполните задания к нему.

(1)Коля шёл лесом, околдованный необычайной тишиной и светом. (2)Этот свет излучали ярко-жёлтые клёны, которые росли вдоль просеки вперемешку с вековыми соснами и дубами. (3)Солнечные зайчики, как живые светлячки, вспыхивали, разгорались и ярко блестели на их широких и крупных листьях. (4)На голубом фоне неба вырисовывались лёгкие нежно-розовые облака, сужаясь и снижаясь к горизонту в виде чередующихся с лазурью полос; а там, вдали, уже угадывались свинцовые тяжёлые тучи, наполненные дождевыми массами.

(5)Но вот что-то дивное почудилось в воздухе, запахло поздними хризантемами. (6)Откуда им тут взяться? (7)Последние лучи нежаркого солнца пронизывают заросли полуобнажённых кустарников и остаются на опавшей листве. (8)Да нет же, это не солнечные лучи, это поздние рыжики! (9)Так вот откуда запах хризантем — так пахнут в лесу прелые листья и грибницы. (10)Неожиданная находка приятно удивила Колю, и он стал собирать грибы — последний щедрый дар уходящего лета.

1. Укажите, какой заголовок наиболее точно подходит к содержанию текста.

а) Перед дождём.

б) Осень.

в) В предвкушении чуда.

г) Удивительные открытия.

Ответ: г

2. Из предложений 2 — 4 выпишите слова с безударными чередующимися гласными в корне.

Ответ: росли, разгорались, блестели

3. Из предложений 2 — 4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от звонкости/глухости следующей за приставкой буквы.

Ответ: излучали, вспыхивали, разгорались

4. Из предложений 4 — 7 выпишите причастие, в котором правописание суффикса определяется спряжением глагола, от которого это причастие образовано.

Ответ: чередующихся

5. Из предложений 5 — 6 выпишите словосочетание с подчинительной связью «примыкание».

Ответ: откуда взяться, взяться тут

6. Выпишите сказуемое(-ые) из предложения 10. Укажите его(их) вид.

Ответ:

(Находка) удивила — простое глагольное сказуемое, (он) стал собирать — составное глагольное сказуемое

7. Из предложения 9 выпишите словосочетание с несогласованным определением, замените его на словосочетание с согласованным определением.

Ответ: запах хризантем - хризантемный запах

8. Из предложения 10 выпишите словосочетание(-я) с прямым дополнением.

Ответ: удивила Колю, собирать грибы

9. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Коля отправился в лес ни свет ни заря.

б) В лесу было не только светло и радостно но и очень тихо.

в) Раздавались только редкие трели птиц да осторожные шаги лесных обитателей.

г) Коля бродил по лесу весь день и почти полвечера и остановился для отдыха уже в кромешной темноте.

Ответ: б

10. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) есть пунктуационные ошибки.

а) На самой середине поляны стоит пенёк, и поворачивая голову в разные стороны на нём сидит сорока.

б) Всё ей любопытно: и кто это в лес пришёл, и почему вырядился так, и что ищет под кустами да пнями.

в) Коля обошёл стороной сороку, боясь спугнуть её: уважение к природе ему было привито с детства.

г) Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдалённые берёзы, вспыхивающие одна за другой.

Ответ: а