Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Повторение изученного в 8 классе
Словосочетание

Задание 1. Теоретическая задача

Определите, верны ли суждения. Рядом с каждым утверждением напишите «Да» или «Нет».

1. В предложении «Кто-то из нас пойдёт учиться в колледж» пять словосочетаний

2. Главное слово в словосочетании «кто-то из нас» — нас

3. Сказуемое в этом предложении — «учиться»

4. Подлежащее в этом предложении — «кто-то»

5. Тип подчинительной связи в словосочетании «светлое будущее» — примыкание

6. Тип подчинительной связи в словосочетании «в девятом классе» — согласование

7. Тип подчинительной связи в словосочетании «тетрадь в клетку» — управление

8. В словосочетании «опираться на фактах» есть ошибка в построении словосочетания с типом

связи управление

9. Словосочетание «в лучах солнца» с несогласованным определением синонимично словосочетанию «в солнечных лучах» с согласованным определением

10. Словосочетание «кружевной воротничок» может быть заменено двумя вариантами словосочетания с управлением: «воротничок с кружевами» и «воротничок из кружева»

Посчитайте количество отрицательных и положительных ответов. Сколько их получилось?

Ответ:

положительных — 6-10 = «Да»;

и отрицательных — 1-5 = «Нет».

Задание 2. Комбинирование

Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные и причастия, согласуйте их с существительным в роде, числе и падеже (используйте слова для справок).

Напротив ... парка.

Из-под ... шапки

Из-за ... криков

В течение ... замыкания

Сквозь ... шипение

Благодаря ... директору

С ... свечой

... пёрышком.

Через ...перевал

У ... корта.

К ... испанцу.

Слова для справок:

Горн.., восков.., троллейбусы.., теннисн.., медвеж.., гусин.., змеин.., душераздирающ.., коротк.., известн.., премилейш...

Ответ:

Напротив троллейбусного парка, из-под медвежьей шапки, из-за душераздирающих криков, в течение короткого замыкания, сквозь змеиное шипение, благодаря премилейшему директору, с восковой свечой, гусиным пёрышком, через горный перевал, у теннисного корта, к известному испанцу

Задание 3. Орфографическая задача

Распределите данные словосочетания в соответствии с профессиональной сферой деятельности нижеуказанных людей. Какое правило иллюстрируют пропущенные в данных словосочетаниях буквы?

Графически объясните условия выбора орфограмм (корни, суффиксы или ударения).

Словосочетания:

Выр..стить рожь, соб..рать тетради, молодая пор..сль, нар..стающий ветер, обл..жной дождь, отм..рание ткани, бл..стательные результаты, предпол..жить осадки, перел..жить больного, зар..сли сорняков, обг..ревшие участки кожи, сл..жение с выч..танием, пол..жить аттестаты в несг..раемый шкаф, изл..жить условия задачи, слабый р..сточек, ср..щение кости, прик..саться к ране, держать шприц под накл..ном, решить ур..внение, р..внение в строю, лекарственные р..стения, восход з..ри, предпол..гаемый урожай, подр..стковый период, ск..чет атмосферное давление, нат..рание от ушибов, пром..кнуть кровь, рассч..тать влажность, зан..маться метеосводкой, соб..рать помидоры, неун..мающийся ветер, подсч..т урожайности.

Ответ:

Хирург

Учитель

Метеоролог

Агроном

Отмирание ткани

Собирать тетради

Нарастающий ветер

Вырастить рожь

переложить больного

блистательные результаты

обложной дождь

молодая поросль

обгоревшие участки кожи

сложение и вычитание

предположить осадки

заросли сорняков

сращение кости

положить аттестаты в несгораемый шкаф

восход зари

слабый росточек

прикасаться к ране

изложить условия задачи

скачет атмосферное давление

лекарственные растения

держать шприц под наклоном

решить уравнение

рассчитать влажность

предполагаемый урожай

натирание от ушибов

равнение в строю

заниматься метеосводкой

собирать помидоры

промокнуть кровь

подростковый период

неунимающийся ветер

подсчёт урожайности

Задание 4. Работа с паронимами

Восстановите словосочетания — на месте пропуска впишите подходящие по смыслу слова из предложенных ниже (см.: слова для работы).

Латвийский ... — латышский ...;

лирические ... — лиричный ...;

личный ... — личностные ...;

логичный ... — логический ...;

мелкие ... — мелочные ...;

нестерпимая ... — нетерпимая ...;

ничейный ... — ничей ...;

обеих ... — обоих ...;

объёмный ... — объёмистый ...;

отборные ... — отборочные ...;

подпись ... — роспись ...;

последний ... — крайний ...;

поступок ... — проступок ...;

предоставить ... — представить ...;

специальность ... — профессия ...;

рекомендованное ... — рекомендательное ...;

сборочный ... — сборный ...;

скрытный ... — скрытый ...;

сытный ... — сытый ...;

терпеливо ... — терпимо ...;

туристский ... — туристический ...;

фактор ... — факт ...;

цветные ... — цветовые ...;

экономный ... — экономические ...;

эффектная ... — эффективная ...;

молчаливо ... — молча ...;

надеть ... — одеть ...;

нарочито ... — нарочно ...;

обосновать ... — основать ...;

ознакомить ... — познакомить ... .

Слова для работы:

Язык, сыр, герои, интерес, тон, отношения, шаг, довод, деньги, инциденты, согласиться, наблюдать, мальчиков, шляпу, сына, вежлив, не придумаешь, счёт, ребёнок, ложь, боль, девочек, фирму, материал, портфель, предложение, с планами, с коллегой, яблоки, соревнования, композиции, карандаши, поставить свою, храма, в очереди мужчина, в ряду стул, лёгкий, честный, слово, к ордену, электроника, инженер, письмо, пособие, пункт, агрегат, характер, дефект, завтрак, ребёнок, ждать, подход, лагерь, маршрут, участия, времени, образ жизни, реформы, внешность, мера.

• Запомните слова, с которыми вы составляли словосочетания, — это паронимы. Знание паронимов необходимо для выполнения одного из заданий ЕГЭ!

Ответ:

Латвийский сыр — латышский язык;

лирические герои — лиричный тон;

личный интерес — личностные подход;

логичный шаг — логический довод;

мелкие деньги — мелочные инциденты;

нестерпимая боль — нетерпимая ложь;

ничейный счёт — ничей ребёнок;

обеих девочек — обоих мальчиков;

объёмный материал — объёмистый портфель;

отборные яблоки — отборочные соревнования;

поставить свою подпись — роспись храма;

последний в очереди мужчина — крайний в ряду стул;

лёгкий поступок — честный, поступок;

предоставить слово — представить к ордену;

специальность электроника — профессия инженер;

рекомендованное пособие — рекомендательное письмо;

сборочный пункт — сборный агрегат;

скрытный характер — скрытый дефект;

сытный завтрак — сытый ребёнок;

терпеливо ждать — относиться терпимо;

туристский лагерь — туристический маршрут;

фактор времени — факт участия;

цветные карандаши — цветовые композиции;

экономный образ жизни — экономические реформы;

эффектная внешность — эффективная мера;

молчаливо согласиться — молча наблюдать;

надеть шляпу — одеть сына;

нарочито вежлив — нарочно не придумаешь;

обосновать предложение — основать фирму;

ознакомить с планами — познакомить с коллегой.

Задание 5. Распределительная задача

Распределите данные ниже словосочетания по типу подчинительной связи:

Согласование

Управление

Примыкание

Не словосочетания

















Словосочетания для работы:

Гусиное перо, ожерелье из золота, сказать общо, ни то ни сё, волчья стая, рубить сплеча, победа хоккеистов, встать затемно, мало-помалу, искусственный интеллект, принимать участие, искусно вышивать, искусство и наука, интеллигентный человек, кувшин с водой, зачёт по астрономии, внимательно слушать, учащиеся активны, карманные часы, пассивный от природы, более аккуратен, смотреть искоса, читальный зал, упорно сопротивляться, невзирая на сложности, позолоченный канделябр, будоражить воображение, задание на завтра, вопреки предсказаниям, золочёное блюдо, препятствовать движению, выгодно отличаться, улицы освещены, морское путешествие, решётка сада, благодаря добродетели, его портфель, написанный тушью, желание рисовать, Слон и Моська.

* Подчеркните известные вам орфограммы в словах.

Ответ:

Согласование

Управление

Примыкание

Не словосочетания

Гусиное перо

Ожерелье из золота

Сказать общо

Ни то ни сё

волчья стая

победа хоккеистов

рубить сплеча

мало-помалу

искусственный интеллект

принимать участие

встать затемно

искусство и наука

интеллигентный человек

кувшин с водой

искусно вышивать

учащиеся активны

карманные часы

зачёт по астрономии

внимательно слушать

более аккуратен

читальный зал

пассивный от природы

смотреть искоса

невзирая на сложности

позолоченный канделябр

будоражить воображение

упорно сопротивляться

вопреки предсказаниям

золочёное блюдо

препятствовать движению

задание на завтра

улицы освещены

морское путешествие

решётка сада

выгодно отличаться

благодаря добродетели

его портфель

написанный тушью

желание рисовать

Слон и Моська

Задание 6. Магический квадрат

Определите тип подчинительной связи в словосочетании и напишите в соответствующую клеточку букву:

У — если это управление;

С — если это согласование;

П — если это примыкание.

Слова для работы:

1) глиняным кувшином, 2) серебряных ложек, 3) кухонная утварь, 4) обеденного перерыва, 5) задача по арифметике, 6) желторотый цыплёнок, 7) веселиться до упаду, 8) читал увлечённо, 9) решить сгоряча, 10) заботы по хозяйству, 11) жёлтая пресса, 12) читать вслух, 13) действовать согласно приказу, 14) быть начеку, 15) извещение с почты, 16) клетчатый пиджак, 17) юбка клёш, 18) пиджак в клетку, 19) по-летнему жарко, 20) дом в девять этажей, 21) искусный кузнец, 22) писаная красавица, 23) пляжный сезон, 24) расклешённая юбка, 25) юбка в полоску.

* Подчеркните известные вам орфограммы в словах.

Ответ:

Задание 7. «Третий лишний»

Найдите в каждой строке «лишнее» сочетание слов, зачеркните его.

1. Трое волчат; тридцать четыре; третья пара.

2. То дождь, то снег; снег и дождь; мокрый снег.

3. Шёл в течение апреля; изменения в течении реки; допрашивали в течение часа.

4. Пусть поёт; давайте петь; петь вполголоса.

5. Водить смычком; водить на экскурсию; водить за нос.

6. Светлые волосы; светлее всех; светиться от счастья.

Ответ:

1. Тридцать четыре — не словосочетание.

2. Мокрый снег — словосочетание.

3. Изменения в течении реки; течении — сущ., в остальных случаях в течение — предлог.

4. Петь вполголоса — словосочетание.

5. Водить за нос — фразеологизм.

6. Светлее всех — не словосочетание.

Задание 8. Теоретическая задача

Восстановите предложения в пошаговой инструкции составления синонимичных словосочетаний с разными видами подчинения.

Слова для справок:

Согласование, управление, примыкание, рассуждать уверенно, берестяная грамота, цветастый, платок в цветах, на бересте, с уверенностью.

I. Чтобы преобразовать словосочетание со связью... в словосочетание со связью ..., нужно сделать следующие операции:

1) найти в исходном словосочетании (...) главное слово — ... .

2) задать от этого главного слова к зависимому вопрос несогласованного определения: ...?

3) заменить существительное с предлогом ... на прилагательное ...: ... .

II. Чтобы преобразовать словосочетание со связью ... в словосочетание со связью..., следует произвести следующие операции:

1) найти в исходном словосочетании (...) главное слово — (что?) ...;

2) зависимое слово (прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение), здесь ... заменить несогласованным определением (существительным или существительным с предлогом), здесь ... и получить синонимичное словосочетание ... .

III. Чтобы преобразовать словосочетание со связью... в словосочетание со связью ..., следует сделать следующие шаги:

1) найти в исходном словосочетании (...) главное слово — ...;

2) зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) ... следует преобразовать в имя существительное: ... .

Полученное словосочетание: ... .

Ответ:

I. Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, нужно произвести следующие операции:

1) найти в исходном словосочетании (платок в цветах) главное слово — платок;

2) задать от этого главного слова к зависимому не падежный вопрос, а вопрос несогласованного определения: какой?

3) заменить существительное с предлогом в цветах на прилагательное цветастый.

Аналогично:

II. берестяная грамота — грамота на бересте.

III. рассуждать (как?) уверенно — рассуждать с уверенностью.

Задание 9. Для настоящих сыщиков

— Вы знаете, Ватсон, что не все словосочетания в русском языке можно заменить на синонимичные с другим типом связи, как к примеру: перила из дерева (управление) — деревянные перила (согласование).

— Ну, не знаю... Не встречал... Почему это нельзя?

— А вот посмотрите на эти словосочетания, все ли их можно заменить на синонимичные словосочетания с другим видом подчинительной связи?

Шуба из песца, бассейн для плавания, дорога через рощу, ответ друга, письмо в прокуратуру, журнал с иллюстрациями, опоры из бетона, сталь из Дамаска, гость из Одессы, говорить с надрывом, петь с вдохновением.

Думается, Ватсон вряд ли справится с этим заданием самостоятельно. Не могли бы вы ему помочь? Выпишите словосочетания, в которых возможна замена (сделайте замену). Подчеркните те, где это не удалось сделать.

Ответ:

Дорога через рощу, ответ друга, письмо в прокуратуру, гость из Одессы.

Задание 10. Поиск закономерностей

Вставьте на месте пропусков буквы, а затем выпишите их парами. Зачеркните одинаковые буквосочетания. Какие буквосочетания у вас остались без пары?

Громким ш..потом, вскипячё..ое молоко, пр..сутствовать на мит..нге, льняная рубаш..нка, взлохмаче..ый медвеж..нок, ра..казывать об арми.., идти по алле.., преда..ость делу, об..лиск из гранита, подл..нное бе..трашие, рыболовный крюч..к, вынужде..ая ноч..вка, клюкве..ый кисель, исти..ая храбрость, хорошая девч..ночка.

Ответ:

Громким шёпотом, вскипячённое молоко, присутствовать на митинге, льняная рубашонка, взлохмаченный медвежонок, рассказывать об армии, идти по аллее, преданность делу, обелиск из гранита, подлинное бесстрашие, рыболовный крючок, вынужденная ночёвка, клюквенный кисель, истинная храбрость, хорошая девчоночка.

Ё-Ё, НН-НН, И-И, О-О, СС-СС, И-И, Е-Е, НН-НН, О-О, НН-НН. Все по парам.

Задание 11. Исключаем лишнее

Исключите (зачеркните) лишнее слово, т. е. устраните плеоназм и тавтологию.

Заявленная вакансия, свободная вакансия, чистый бланк, запасной бланк, ареал обитания, ответная реакция, незамедлительная реакция, арсенал оружия, склад оружия, бесполезно пропадает, всё равно пропадает, перспектива на будущее, обратная перспектива, взаимный диалог, взаимное решение, героический подвиг, героический поступок, впервые познакомились, впервые увиделись, главный лейтмотив, главная мысль, путеводная нить Ариадны, путеводная звезда, саммит на высшем уровне, встреча глав государств, истинная правда, сущая правда.

Ответ:

Свободная, чистый, обитания, ответная, (арсенал) оружия, бесполезно, на будущее, взаимный, героический (подвиг), впервые, главный, путеводная (нить), на высшем уровне, истинная.

Задание 12. Для настоящих сыщиков

Доктор Ватсон по телефону спросил Шерлока Холмса, как пишется «(тяжело) ране..ый», и великий сыщик дал такой ответ:

— Это будет зависеть от того, одно это слово или словосочетание.

Доктор Ватсон не удовлетворился таким ответом и решил, что Холмс просто не знал, как писать, поэтому и придумал на ходу такой ответ.

Кто же из них прав?

Ответ:

Тяжелораненый — с одной буквой Н, так как это одно слово с двумя корнями; тяжело раненный — с двумя буквами НН, так это два слова: причастие с зависимым словом — наречием (тяжело).

Задание 13. Комбинирование

Из данных словосочетаний составьте предложение, удалив лишнее слово.

Не изменим знамени, не изменим никогда, не изменим в дыму, не изменим в пламени, священное знамя, пороховой дым.

Ответ:

В пороховом дыму и пламени никогда не изменим священному знамени.

Задание 14. Работа с текстом

Перед тем, как приступить к итоговому тесту, не сделать ли нам задание в формате ОГЭ? Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Солнце скрылось за вершинами гор. (2) Его последние розоватые лучи окрасили небо в кровавый цвет. (3) На этом фоне горы стали казаться чёрными. (4) Только верхняя их линия обозначилась с чёткостью и ясностью. (5) Вскоре небесный пурпур растворился в сумраке и наступила ночь. (6) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть. (7) Наступила торжественная тишина.

1. Сколько словосочетаний со связью согласование есть в предложениях 1 — 3? Ответ запишите цифрой.

Ответ: 3

2. Сколько словосочетаний в предложении 5? Ответ запишите цифрой.

Ответ: 3

3. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью управление.

Ответ: 3 (его лучи, окрасили небо, в цвет окрасили)

4. Из предложений 4 — 5 выпишите словосочетания со связью согласование.

Ответ: 2 (верхняя линия, небесный пурпур)

5. Из предложений 6 — 7 выпишите словосочетание со связью примыкание.

Ответ: 1 (давно взошедший)

Задание 15. Исправляем ошибки

Спасительным для сладкоежек является горький шоколад. Он имеет не только противовоспалительный эффект, но и способен продлить жизнь. Учёные говорят, что это настоящая кладезь витаминов.

Запишите исправленные вами слова и словосочетания без ошибок.

Ответ:

1. Солнышко, я тебя обожаю. 2. Мой любимый сынулечка, мама очень тебя любит! 3. Любимому папулечке. 4. ... настоящий кладезь витаминов.

Задание 16. Синонимичная замена

Наверное, вы знаете, что одно из заданий ОГЭ — это замена словосочетания с одним типом подчинения на синонимичный с другим типом подчинения. Потренируемся?

1. Замените словосочетание «глядел с умилением», построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: глядел умилённо

2. Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: домик из брёвен

3. Замените словосочетание «гудок паровоза», построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: паровозный гудок

4. Замените словосочетание «говорить шутя», построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: говорить с шутками

5. Замените словосочетание «Петровский замок», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: замок Петра

6. Замените словосочетание «берег у моря», построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: приморской берег

7. Замените словосочетание «ударить сильно», построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ударить с силой

8. Замените словосочетание «переписывал с терпением», построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: переписывал терпеливо.

Задание 17. Итоговый тест

1. В какой строке даны только словосочетания?

а) серебряные часы, деревянные ложки, согласно рецепту;

б) козёл отпущения, ни рыба ни мясо, лисьи повадки;

в) трамвай уехал, последний электропоезд, подземное течение;

г) шёл вперёд, победил благодаря настойчивости, школьная олимпиада.

2. В какой строке даны только словосочетания?

а) вопреки прогнозам, стеклянную дверь, оловянный солдатик;

б) выть на луну, как кот наплакал, ни свет ни заря;

в) дом напротив, в последнюю осень, бабье лето;

г) мы с Тамарой, Ворона и Лисица, басня Крылова.

3. Найдите ошибку в определении вида подчинительной связи слов в словосочетании:

а) взявший у него — согласование;

б) работающий на дому — примыкание;

в) сообщи дежурному — управление;

г) на торжественной встрече — согласование.

4. Найдите ошибку в определении вида подчинительной связи слов в словосочетании:

а) из-за синего шарфа — согласование;

б) штаны клёш — примыкание;

в) думать о будущем — управление;

г) красный от натуги — согласование.

5. Исключите «лишнее» словосочетание (по типу подчинительной связи):

а) аптека напротив;

б) брякнуть наугад;

в) цвет хаки;

г) ешь на здоровье.

6. Исключите «лишнее» словосочетание (по типу подчинительной связи):

а) асфальтированная дорога;

б) поймать на лету;

в) дети индиго;

г) находится близко.

7. В каком словосочетании не наблюдается плеоназм (излишний в смысловом отношении компонент)?

а) бестселлер продаж;

б) возвращаться обратно;

в) взаимный диалог;

г) открыт всем ветрам.

8. В каком словосочетании наблюдается плеоназм (излишний в смысловом отношении компонент)?

а) автоматический рефлекс;

б) взаимная симпатия;

в) пожилой человек;

г) в отличном состоянии.

9. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?

а) под мягким одеялом;

б) звонче петь;

в) поддержать друга;

г) оплатить за экскурсию.

10. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?

а) благодаря хорошей погоде;

б) стать более лучшим;

в) отметка за прилежание;

г) надевать шапку.

11. Найдите ряд, в котором нет нарушения лексической сочетаемости в словосочетаниях.

а) букет цветов, ароматные духи, водная акватория;

б) дух времени, прибыл согласно расписанию, встретились по прибытии поезда;

в) взаимоотношения между супругами, молодой юноша, союз молодёжи;

г) форсирует ускоренными темпами, меню блюд, местный абориген.

12. Найдите ряд, в котором нет нарушения лексической сочетаемости в словосочетаниях.

а) маршрут движения, финальный конец, хронометраж времени;

б) заученное правило, выученный урок, домашнее задание;

в) международный интернационализм, атмосферный воздух, бестселлер продаж;

г) международный аэропорт, биография жизни, бывший экс-чемпион.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

г

в

а

г

г

а

г

а

г

б

б

б