Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Повторение изученного в 8 классе
Простое предложение и его грамматическая основа

Задание 1. Акрозадание

Из каждого ряда выберите предложение, оговорённое условием учебной задачи, и запишите его в колонку «Ответ».

Предложения

Условия учебной задачи

Ответ

Подмораживало. Небо темнело. Диск солнца обагрился.

Безличное предложение


Речь шла о субботнике. Обсуждали объём работы. Спорили долго.

Двусоставное предложение.


Осень! Спросите каждого о ней. Всякий ответит, что ему весна милей.

Назывное предложение.


Далее выступление Коли. Из ленточек — цветы, из цветов — праздничный салют. Фокус удался.

Двусоставное полное предложение.


Весь вечер Маша произносила вслух слова, заучивала орфограммы. Безусловно, диктант был написан без ошибок. Если очень постараться, то всё обязательно получится.

Сложное предложение.


Сорок ребят по лавкам сидят. Один в поле не воин. Оля с книжкой сидела у окна.

Предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.


Рамка с сотами была осторожно вынута из улья. Опасности нет. «Смотри и учись!» — сказал дед.

Односоставное, определённо-личное предложение.


Смеркается. Тихо становится вокруг. И вдруг закричали.

Односоставное, неопределённо-личное.


О(?)красном вечере задумалась дорога. (С. Есенин). Эх (?) поля мои родные, хороши вы до поры! (С. Есенин) А(?) это ты пришёл?

Предложение, в котором нет междометия.


Нас рассадили. Тоскливо. Однако надежда на прощение есть.

Односоставное, неопределённо-личное.


Сколько раз, вспоминай, ты сдавал зачёт по синтаксису? Кажется, три. А помнишь, Петя, как раньше было?

Простое, двусоставное, осложнённое обращением.


Литературой надо заниматься. Да, это не алгебра. Но без неё не будет ни грамотности, ни кругозора.

Односоставное, безличное, неосложнённое.


А теперь из первых букв выписанных вами предложений составьте слово.

... Думается, вы можете этим гордиться.

Ответ:

Предложения

Условия учебной задачи

Ответ

Подмораживало. Небо темнело. Диск солнца обагрился.

Безличное предложение

Подмораживало.

Речь шла о субботнике. Обсуждали объём работы. Спорили долго.

Двусоставное предложение.

Речь шла о субботнике.

Осень! Спросите каждого о ней. Всякий ответит, что ему весна милей.

Назывное предложение.

Осень!

Далее выступление Коли. Из ленточек — цветы, из цветов — праздничный салют. Фокус удался.

Двусоставное полное предложение.

Фокус удался.

Весь вечер Маша произносила вслух слова, заучивала орфограммы. Безусловно, диктант был написан без ошибок. Если очень постараться, то всё обязательно получится.

Сложное предложение.

Если очень постараться, то всё обязательно получится.

Сорок ребят по лавкам сидят. Один в поле не воин. Оля с книжкой сидела у окна.

Предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

Сорок ребят по лавкам сидят.

Рамка с сотами была осторожно вынута из улья. Опасности нет. «Смотри и учись!» — сказал дед.

Односоставное, определённо-личное предложение.

Смотри и учись!

Смеркается. Тихо становится вокруг. И вдруг закричали.

Односоставное, неопределённо-личное.

И вдруг закричали.

О(?)красном вечере задумалась дорога. (С. Есенин). Эх (?) поля мои родные, хороши вы до поры! (С. Есенин) А(?) это ты пришёл?

Предложение, в котором нет междометия.

О красном вечере задумалась дорога.

Нас рассадили. Тоскливо. Однако надежда на прощение есть.

Односоставное, неопределённо-личное.

Нас рассадили.

Сколько раз, вспоминай, ты сдавал зачёт по синтаксису? Кажется, три. А помнишь, Петя, как раньше было?

Простое, двусоставное, осложнённое обращением.

А помнишь, Петя, как раньше было?

Литературой надо заниматься. Да, это не алгебра. Но без неё не будет ни грамотности, ни кругозора.

Односоставное, безличное, неосложнённое.

Литературой надо заниматься.

Читай по первым буквам — профессионал.

Задание 2. Практическая задача

Дополните таблицу примерами, взятыми из «Предложений для работы».

Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

Условие

Пример

1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже при наличии нулевой связки.


2. Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит.


3. Между подлежащим и сказуемым, выраженными инфинитивами.


4. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а второй — именем существительным в именительном падеже.


5. Между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже.


6. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен количественным числительным, а другой — именем существительным в именительном падеже.


Предложения для работы:

А) Два в квадрате — четыре. Б) Объяснять собственные именования людей: личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы — удел антропонимики. В) Мощность первого парового двигателя — одна лошадиная сила. Г) Ономастика — раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и изменения. Д) Топонимика — это раздел ономастики, изучающий топонимы, т. е. собственные имена географических объектов. Е) Жить — Родине служить.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

Условие

Пример

1. Связка не нулевая, чаще всего выражена словами, указывающими на время или пояснение.


2. Если перед сказуемым имеются сравнительные союзы как, словно, будто.


3. Если перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ.


4. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово или частица.


5. Если между подлежащим и сказуемым стоит несогласованный второстепенный член предложения.


6. Если сказуемое предшествует подлежащему.


7. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже.


8. Слово «это» употреблено в качестве подлежащего.


Материал для работы:

А) Иванов был настоящим другом. Б) Август, бесспорно, сезон овощей и фруктов. В) Яркие гроздья на рябине как коралловые бусы на русской красавице. Г) «Хэллоу» по-английски значит «здравствуйте». Д) Мы граждане страны великой! Е) Нарядная птица павлин. Ж) Сердце моё не камень. 3) Это дороговато для нас.

Ответ:

Тире ставится

1

2

3

4

5

6

Г

Д

Е

Б

А

В

Тире не ставится

1

2

3

4

5

6

7

8

А

В

Ж

Б

Г

Е

Д

З

Задание 3. Мозговой штурм

Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: О чём рассказывает учитель классу? На какие особенности словосочетаний в первой колонке он хочет обратить внимание? Чем они отличаются от словосочетаний второй колонки?

Ответ:

В первой колонке — связные словосочетания (они будут в предложении одним членом предложения), во второй — свободные.

Найдите в помещённых ниже предложениях несвободные словосочетания, подчеркните их как члены предложения.

1. Мы живём на территории Российской Федерации. 2. Анализ работы проводили два эксперта. 3. Кто-то из пассажиров забыл зонт. 4. В Ирландии много коренных жителей с рыжими волосами. 5. Один из преподавателей уехал на стажировку в Японию. 6. Петя и Стёпа жили как кошка с собакой. 7. Чем теперь лить крокодильи слёзы, лучше бы избежать этой ситуации вообще. 8. Не слушайте Игната, он пускает всем нам пыль в глаза. 9. Когда же ты реально будешь смотреть на мир, а не сквозь розовые очки? 10. Лучший из ответов приравнен к зачёту по всей теме.

Ответ:

1. Мы живём на территории Российской Федерации. 2. Анализ работы проводили два эксперта. 3. Кто-то из пассажиров забыл зонт. 4. В Ирландии много коренных жителей с рыжими волосами. 5. Один из преподавателей уехал на стажировку в Японию. 6. Петя и Стёпа жили как кошка с собакой. 7. Чем теперь лить крокодильи слёзы, лучше бы избежать этой ситуации вообще. 8. Не слушайте Игната, он пускает всем нам пыль в глаза. 9. Когда же ты реально будешь смотреть на мир, а не сквозь розовые очки? 10. Лучший из ответов приравнен к зачёту по всей теме.

Задание 4. Синтаксическая задача

Выделите в предложениях подлежащие. Напишите, чем они выражены.

1. Большинство детей в нашей стране читают русские народные сказки с самого раннего детства.

2. Николенька получил в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок не только русских, но и зарубежных писателей.

3. Приятно, что так много детей в мире всё ещё любят волшебные сказки.

4. Около трёхсот героев описано Джоан Роулинг в знаменитой серии книг про Гарри Поттера.

5. «Как хорошо уметь читать!» — говорят все юные читатели после того, как прочли все части Поттерианы.

Ответ:

1. Большинство детей в нашей стране читают русские народные сказки с самого раннего детства.

2. Николенька получил в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок не только русских, но и зарубежных писателей.

3. Приятно, что так много детей в мире всё ещё любят волшебные сказки.

4. Около трёхсот героев описано Джоан Роулинг в знаменитой серии книг про Гарри Поттера.

5. «Как хорошо уметь читать!» — говорят все юные читатели после того, как прочли все части Поттерианы.

Задание 5. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки.

Запишите эти предложения правильно. Подчеркните в них грамматическую основу, напишите, чем выражены подлежащие и сказуемые.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

Часть русской пословицы стала фразеологизмом: мокрая курица... Каково её продолжение?

Найдите и исправьте ошибку.

Каким по цели высказывания является предложение с ошибкой?

Закончите пословицу.

Вспомните и запишите фразеологизм.

Ответ:

1. Потерять можно только жизнь! Всё остальное можно найти и исправить.

2. Детка! Ты просто космос.

3. Даже за той чертой я буду любить тебя.

4. Любовь — это когда сливаются вместе два сердца.

5. Уметь наслаждаться жизнью — значит жить дважды.

6. Ты не такой, как все.

7. Главное — верить в себя.

8. Ты особенная!

9. Каково её продолжение? Вопросительное.

Мокрая курица, а тоже петушится. Фразеологизм — мокрая курица.

Задание 6. Итоговый тест

Прочтите текст и выполните задания 1 — 3.

(1) Выглядываю в кусочек окна не зарисованный морозным узором и не узнаю двора. (2) Какое вокруг великолепие и спокойствие! (3) Первый снег. (4) Такое радостное состояние у меня бывает только с приходом красавицы зимы.

1. Укажите ошибку в характеристике предложений.

а) Предложение (1) односоставное, распространённое, определённо-личное.

б) Предложение (2) односоставное, назывное, восклицательное.

в) Предложение (3) односоставное, назывное, повествовательное.

г) Предложение (4) односоставное, безличное, вопросительное.

2. В каком из предложений пропущена(-ы) запятая(-ые)?

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

3. В каком из словосочетаний неправильно указан способ подчинительной связи?

а) Кусочек окна — управление;

б) Не зарисованный узором — управление;

в) Не узнаю леса — управление;

г) Великолепие вокруг — управление.

4. Какое предложение побудительное?

а) Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов. (Интернационал)

б) Кипит наш разум возмущённый и в смертный бой вести готов. (Интернационал)

в) Для нас всё так же Солнце станет сиять огнём своих лучей! (Интернационал)

г) С Интернационалом воспрянет род людской! (Интернационал)

5. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

а) Древний город ничуть не хуже современных.

б) Синее море чайку качало. (Из песни)

в) Густые осинки загородили путь в лесную чащу.

г) Шёл как-то раз мимо рощицы старик со старухой.

6. В каком предложении простое глагольное сказуемое?

а) Я буду славить родину свою — синеглазую Русь.

б) Ольга ставит завтрак на накрытый скатертью стол.

в) Журавль в долине продолжал жалобно плакать над своим гнездом.

г) Он, получив это долгожданное известие, сначала пустил слезу, затем взял себя в руки, стал весел и беспечен, на радостях готов был любить весь мир.

7. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Жизнь без движения никуда не годится.

б) Всё у нас с тобой замечательно.

в) Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

г) От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

8. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Иногда летними вечерами бывает очень тихо, но нестерпимо душно.

б) Сегодня я буду готовить ростки цветов к посадке.

в) Скоро будут осенние каникулы.

г) Летом мы собираемся отправиться в экологический поход.

9. В каком предложении дополнение выражено инфинитивом?

а) Мама просила купить на рынке козьего молока и свежего хлеба.

б) Бабушка продолжала вязать носки из овечьей шерсти.

в) Скучать ребятишкам было сегодня некогда.

г) Толковый словарь помогает понять значение слова.

10. В каком предложении есть несогласованное определение?

а) Книги продавала девушка с распущенными чёрными волосами.

б) Стояли тёплые погожие осенние дни.

в) Лес кажется страшным, чёрным, непроходимым.

г) В начале осени солнце всё ещё по-летнему жарко.

11. В каком предложении нет обстоятельств?

а) Костёр из сосновых веток горел жарко, с треском.

б) В крестьянской избе было жарко.

в) Кириллу было жарко.

г) Чужими руками хорошо только жар загребать. (Пословица)

12. Укажите определённо-личное предложение:

а) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (А. Н. Толстой)

б) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через реку Днепр.

в) Во всём доверься высокой совести своей. (Н. Шумаков)

г) Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне. (А. Ахматова)

13. Укажите неопределённо-личное предложение:

а) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б. Пастернак)

б) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н. Шумаков)

в) В пушкинском музее-заповеднике Захарово проводят экскурсии не только по дому, но и по парку.

г) В синем небе стая чёрных ворон.

14. Укажите безличное предложение:

а) Бодро шагаешь по свету.

б) За голосами не слышно было ни шума волн, ни криков чаек.

в) По наружности о человеке не суди. (Пословица)

г) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А. С. Пушкин)

15. Укажите назывное предложение:

а) Радостного сердца нежный трепет никакою силой не унять. (Н. Шумаков)

б) Убежать с тобою мне бы в синее заречье... (Н. Шумаков)

в) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А. М. Фёдоров)

г) Тихая, звёздная ночь. (А. Фет)

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

а

г

а

а

а

б

г

а

а

в

в

в

б

г