Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020
Повторение изученного в 8 классе
Простое предложение и его грамматическая основа
Задание 1. Акрозадание
Из каждого ряда выберите предложение, оговорённое условием учебной задачи, и запишите его в колонку «Ответ».
Предложения |
Условия учебной задачи |
Ответ |
Подмораживало. Небо темнело. Диск солнца обагрился. |
Безличное предложение |
|
Речь шла о субботнике. Обсуждали объём работы. Спорили долго. |
Двусоставное предложение. |
|
Осень! Спросите каждого о ней. Всякий ответит, что ему весна милей. |
Назывное предложение. |
|
Далее выступление Коли. Из ленточек — цветы, из цветов — праздничный салют. Фокус удался. |
Двусоставное полное предложение. |
|
Весь вечер Маша произносила вслух слова, заучивала орфограммы. Безусловно, диктант был написан без ошибок. Если очень постараться, то всё обязательно получится. |
Сложное предложение. |
|
Сорок ребят по лавкам сидят. Один в поле не воин. Оля с книжкой сидела у окна. |
Предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. |
|
Рамка с сотами была осторожно вынута из улья. Опасности нет. «Смотри и учись!» — сказал дед. |
Односоставное, определённо-личное предложение. |
|
Смеркается. Тихо становится вокруг. И вдруг закричали. |
Односоставное, неопределённо-личное. |
|
О(?)красном вечере задумалась дорога. (С. Есенин). Эх (?) поля мои родные, хороши вы до поры! (С. Есенин) А(?) это ты пришёл? |
Предложение, в котором нет междометия. |
|
Нас рассадили. Тоскливо. Однако надежда на прощение есть. |
Односоставное, неопределённо-личное. |
|
Сколько раз, вспоминай, ты сдавал зачёт по синтаксису? Кажется, три. А помнишь, Петя, как раньше было? |
Простое, двусоставное, осложнённое обращением. |
|
Литературой надо заниматься. Да, это не алгебра. Но без неё не будет ни грамотности, ни кругозора. |
Односоставное, безличное, неосложнённое. |
А теперь из первых букв выписанных вами предложений составьте слово.
... Думается, вы можете этим гордиться.
Ответ:
Предложения |
Условия учебной задачи |
Ответ |
Подмораживало. Небо темнело. Диск солнца обагрился. |
Безличное предложение |
Подмораживало. |
Речь шла о субботнике. Обсуждали объём работы. Спорили долго. |
Двусоставное предложение. |
Речь шла о субботнике. |
Осень! Спросите каждого о ней. Всякий ответит, что ему весна милей. |
Назывное предложение. |
Осень! |
Далее выступление Коли. Из ленточек — цветы, из цветов — праздничный салют. Фокус удался. |
Двусоставное полное предложение. |
Фокус удался. |
Весь вечер Маша произносила вслух слова, заучивала орфограммы. Безусловно, диктант был написан без ошибок. Если очень постараться, то всё обязательно получится. |
Сложное предложение. |
Если очень постараться, то всё обязательно получится. |
Сорок ребят по лавкам сидят. Один в поле не воин. Оля с книжкой сидела у окна. |
Предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. |
Сорок ребят по лавкам сидят. |
Рамка с сотами была осторожно вынута из улья. Опасности нет. «Смотри и учись!» — сказал дед. |
Односоставное, определённо-личное предложение. |
Смотри и учись! |
Смеркается. Тихо становится вокруг. И вдруг закричали. |
Односоставное, неопределённо-личное. |
И вдруг закричали. |
О(?)красном вечере задумалась дорога. (С. Есенин). Эх (?) поля мои родные, хороши вы до поры! (С. Есенин) А(?) это ты пришёл? |
Предложение, в котором нет междометия. |
О красном вечере задумалась дорога. |
Нас рассадили. Тоскливо. Однако надежда на прощение есть. |
Односоставное, неопределённо-личное. |
Нас рассадили. |
Сколько раз, вспоминай, ты сдавал зачёт по синтаксису? Кажется, три. А помнишь, Петя, как раньше было? |
Простое, двусоставное, осложнённое обращением. |
А помнишь, Петя, как раньше было? |
Литературой надо заниматься. Да, это не алгебра. Но без неё не будет ни грамотности, ни кругозора. |
Односоставное, безличное, неосложнённое. |
Литературой надо заниматься. |
Читай по первым буквам — профессионал.
Задание 2. Практическая задача
Дополните таблицу примерами, взятыми из «Предложений для работы».
Тире между подлежащим и сказуемым ставится:
Условие |
Пример |
1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже при наличии нулевой связки. |
|
2. Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит. |
|
3. Между подлежащим и сказуемым, выраженными инфинитивами. |
|
4. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а второй — именем существительным в именительном падеже. |
|
5. Между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже. |
|
6. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен количественным числительным, а другой — именем существительным в именительном падеже. |
Предложения для работы:
А) Два в квадрате — четыре. Б) Объяснять собственные именования людей: личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы — удел антропонимики. В) Мощность первого парового двигателя — одна лошадиная сила. Г) Ономастика — раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и изменения. Д) Топонимика — это раздел ономастики, изучающий топонимы, т. е. собственные имена географических объектов. Е) Жить — Родине служить.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:
Условие |
Пример |
1. Связка не нулевая, чаще всего выражена словами, указывающими на время или пояснение. |
|
2. Если перед сказуемым имеются сравнительные союзы как, словно, будто. |
|
3. Если перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ. |
|
4. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово или частица. |
|
5. Если между подлежащим и сказуемым стоит несогласованный второстепенный член предложения. |
|
6. Если сказуемое предшествует подлежащему. |
|
7. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже. |
|
8. Слово «это» употреблено в качестве подлежащего. |
Материал для работы:
А) Иванов был настоящим другом. Б) Август, бесспорно, сезон овощей и фруктов. В) Яркие гроздья на рябине как коралловые бусы на русской красавице. Г) «Хэллоу» по-английски значит «здравствуйте». Д) Мы граждане страны великой! Е) Нарядная птица павлин. Ж) Сердце моё не камень. 3) Это дороговато для нас.
Ответ:
Тире ставится
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Г |
Д |
Е |
Б |
А |
В |
Тире не ставится
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
В |
Ж |
Б |
Г |
Е |
Д |
З |
Задание 3. Мозговой штурм
Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: О чём рассказывает учитель классу? На какие особенности словосочетаний в первой колонке он хочет обратить внимание? Чем они отличаются от словосочетаний второй колонки?
Ответ:
В первой колонке — связные словосочетания (они будут в предложении одним членом предложения), во второй — свободные.
Найдите в помещённых ниже предложениях несвободные словосочетания, подчеркните их как члены предложения.
1. Мы живём на территории Российской Федерации. 2. Анализ работы проводили два эксперта. 3. Кто-то из пассажиров забыл зонт. 4. В Ирландии много коренных жителей с рыжими волосами. 5. Один из преподавателей уехал на стажировку в Японию. 6. Петя и Стёпа жили как кошка с собакой. 7. Чем теперь лить крокодильи слёзы, лучше бы избежать этой ситуации вообще. 8. Не слушайте Игната, он пускает всем нам пыль в глаза. 9. Когда же ты реально будешь смотреть на мир, а не сквозь розовые очки? 10. Лучший из ответов приравнен к зачёту по всей теме.
Ответ:
1. Мы живём на территории Российской Федерации. 2. Анализ работы проводили два эксперта. 3. Кто-то из пассажиров забыл зонт. 4. В Ирландии много коренных жителей с рыжими волосами. 5. Один из преподавателей уехал на стажировку в Японию. 6. Петя и Стёпа жили как кошка с собакой. 7. Чем теперь лить крокодильи слёзы, лучше бы избежать этой ситуации вообще. 8. Не слушайте Игната, он пускает всем нам пыль в глаза. 9. Когда же ты реально будешь смотреть на мир, а не сквозь розовые очки? 10. Лучший из ответов приравнен к зачёту по всей теме.
Задание 4. Синтаксическая задача
Выделите в предложениях подлежащие. Напишите, чем они выражены.
1. Большинство детей в нашей стране читают русские народные сказки с самого раннего детства.
2. Николенька получил в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок не только русских, но и зарубежных писателей.
3. Приятно, что так много детей в мире всё ещё любят волшебные сказки.
4. Около трёхсот героев описано Джоан Роулинг в знаменитой серии книг про Гарри Поттера.
5. «Как хорошо уметь читать!» — говорят все юные читатели после того, как прочли все части Поттерианы.
Ответ:
1. Большинство детей в нашей стране читают русские народные сказки с самого раннего детства.
2. Николенька получил в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок не только русских, но и зарубежных писателей.
3. Приятно, что так много детей в мире всё ещё любят волшебные сказки.
4. Около трёхсот героев описано Джоан Роулинг в знаменитой серии книг про Гарри Поттера.
5. «Как хорошо уметь читать!» — говорят все юные читатели после того, как прочли все части Поттерианы.
Задание 5. Исправляем ошибки
Найдите и исправьте ошибки.
Запишите эти предложения правильно. Подчеркните в них грамматическую основу, напишите, чем выражены подлежащие и сказуемые.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Часть русской пословицы стала фразеологизмом: мокрая курица... Каково её продолжение?
Найдите и исправьте ошибку.
Каким по цели высказывания является предложение с ошибкой?
Закончите пословицу.
Вспомните и запишите фразеологизм.
Ответ:
1. Потерять можно только жизнь! Всё остальное можно найти и исправить.
2. Детка! Ты просто космос.
3. Даже за той чертой я буду любить тебя.
4. Любовь — это когда сливаются вместе два сердца.
5. Уметь наслаждаться жизнью — значит жить дважды.
6. Ты не такой, как все.
7. Главное — верить в себя.
8. Ты особенная!
9. Каково её продолжение? Вопросительное.
Мокрая курица, а тоже петушится. Фразеологизм — мокрая курица.
Задание 6. Итоговый тест
Прочтите текст и выполните задания 1 — 3.
(1) Выглядываю в кусочек окна не зарисованный морозным узором и не узнаю двора. (2) Какое вокруг великолепие и спокойствие! (3) Первый снег. (4) Такое радостное состояние у меня бывает только с приходом красавицы зимы.
1. Укажите ошибку в характеристике предложений.
а) Предложение (1) односоставное, распространённое, определённо-личное.
б) Предложение (2) односоставное, назывное, восклицательное.
в) Предложение (3) односоставное, назывное, повествовательное.
г) Предложение (4) односоставное, безличное, вопросительное.
2. В каком из предложений пропущена(-ы) запятая(-ые)?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
3. В каком из словосочетаний неправильно указан способ подчинительной связи?
а) Кусочек окна — управление;
б) Не зарисованный узором — управление;
в) Не узнаю леса — управление;
г) Великолепие вокруг — управление.
4. Какое предложение побудительное?
а) Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов. (Интернационал)
б) Кипит наш разум возмущённый и в смертный бой вести готов. (Интернационал)
в) Для нас всё так же Солнце станет сиять огнём своих лучей! (Интернационал)
г) С Интернационалом воспрянет род людской! (Интернационал)
5. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
а) Древний город ничуть не хуже современных.
б) Синее море чайку качало. (Из песни)
в) Густые осинки загородили путь в лесную чащу.
г) Шёл как-то раз мимо рощицы старик со старухой.
6. В каком предложении простое глагольное сказуемое?
а) Я буду славить родину свою — синеглазую Русь.
б) Ольга ставит завтрак на накрытый скатертью стол.
в) Журавль в долине продолжал жалобно плакать над своим гнездом.
г) Он, получив это долгожданное известие, сначала пустил слезу, затем взял себя в руки, стал весел и беспечен, на радостях готов был любить весь мир.
7. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
а) Жизнь без движения никуда не годится.
б) Всё у нас с тобой замечательно.
в) Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
г) От родимой земли журавли оторваться никак не могли.
8. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Иногда летними вечерами бывает очень тихо, но нестерпимо душно.
б) Сегодня я буду готовить ростки цветов к посадке.
в) Скоро будут осенние каникулы.
г) Летом мы собираемся отправиться в экологический поход.
9. В каком предложении дополнение выражено инфинитивом?
а) Мама просила купить на рынке козьего молока и свежего хлеба.
б) Бабушка продолжала вязать носки из овечьей шерсти.
в) Скучать ребятишкам было сегодня некогда.
г) Толковый словарь помогает понять значение слова.
10. В каком предложении есть несогласованное определение?
а) Книги продавала девушка с распущенными чёрными волосами.
б) Стояли тёплые погожие осенние дни.
в) Лес кажется страшным, чёрным, непроходимым.
г) В начале осени солнце всё ещё по-летнему жарко.
11. В каком предложении нет обстоятельств?
а) Костёр из сосновых веток горел жарко, с треском.
б) В крестьянской избе было жарко.
в) Кириллу было жарко.
г) Чужими руками хорошо только жар загребать. (Пословица)
12. Укажите определённо-личное предложение:
а) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (А. Н. Толстой)
б) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через реку Днепр.
в) Во всём доверься высокой совести своей. (Н. Шумаков)
г) Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне. (А. Ахматова)
13. Укажите неопределённо-личное предложение:
а) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б. Пастернак)
б) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н. Шумаков)
в) В пушкинском музее-заповеднике Захарово проводят экскурсии не только по дому, но и по парку.
г) В синем небе стая чёрных ворон.
14. Укажите безличное предложение:
а) Бодро шагаешь по свету.
б) За голосами не слышно было ни шума волн, ни криков чаек.
в) По наружности о человеке не суди. (Пословица)
г) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А. С. Пушкин)
15. Укажите назывное предложение:
а) Радостного сердца нежный трепет никакою силой не унять. (Н. Шумаков)
б) Убежать с тобою мне бы в синее заречье... (Н. Шумаков)
в) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А. М. Фёдоров)
г) Тихая, звёздная ночь. (А. Фет)
Ответы впишите в таблицу
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
г |
а |
г |
а |
а |
а |
б |
г |
а |
а |
в |
в |
в |
б |
г |