Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Повторение изученного в 8 классе
Осложнённое простое предложение: обращения, вводные слова и вставные конструкции

Задание 1. Теоретическая задача

Определите, верны ли суждения. Рядом напишите «Да» или «Нет».

1. Синтаксис — это раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний, предложений, текста .

2. По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

3. Предложение имеет грамматическую основу.

4. Если грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого, то мы называем такое предложение двусоставным, а если в предложении есть либо только подлежащее, либо только сказуемое, то такое предложение называется неполным.

5. Простое предложение может осложняться однородными членами предложения, вводными словами, вставными конструкциями, обращениями.

6. Обращения не могут обособляться восклицательным знаком внутри предложения.

7. Показателями осложнения в простом предложении являются запятые, тире, скобки или союзы.

8. Вводные слова иногда могут быть членами предложения.

9. Прямая речь — это способ точной передачи чужих слов.

10. Цитировать можно только отрывки из прозаических текстов.

На графике точками отметьте ваши ответы. Соедините точки линией.

Ответ:

Все нечётные ответы — положительные, все чётные — отрицательные, следовательно, график будет в виде ломаной линии.

Задание 2. Орфоэпическая задача

Эти фразы придумали специально, чтобы запомнить орфоэпические нормы. Расставьте ударение в созвучных словах, рядом напишите, почему внутри предложений стоят знаки препинания.

1. Уважаемый наш мэр, посетите диспансер!

2. Долго ели торты, не налезли шорты.

3. Хватит баловаться, петь и улыбаться.

4. У бабы Фёклы ели кашу, свёклу.

5. Был рынок фруктовый, а стал оптовый.

6. То целую, то балую, то зову, а то не чую.

7. «Ура!» — завидев купола, кричала детвора.

8. Молчишь, молчишь и не звонишь.

9. Поэт Минский знал язык и белорусский, и украинский.

10. Ну, это феномен — дворец из соломы!

Ответ:

1. Уважаемый наш мэ́р, посетите диспансе́р! Обращение.

2. Долго ели то́рты, не налезли шо́рты. БСП

3. Хватит баловАться, петь и улыбАться. Однородные члены предложения.

4. У бабы Фё́клы ели кашу, свё́клу. Однородные члены предложения.

5. Был рынок фрукто́вый, а стал опто́вый. Однородные члены предложения.

6. То целу́ю, то балу́ю, то зову́, а то не чу́ю. Однородные члены предложения.

7. «Ура!» — завидев купола́, кричала детвора́. Деепричастный оборот.

8. Молчи́шь, молчи́шь и не звони́шь. Однородные члены предложения.

9. Поэт Ми́нский знал язык и белору́сский, и украи́нский. Однородные члены предложения.

10. Ну, это фено́мен — дворец из соло́мы! Междометие.

Задание 3. В роли учителя

Представьте себя в роли учителя. Проверьте эту работу, исправьте ошибки и напишите ученику, что ему надо повторить, чтобы впредь не допускать подобных ошибок (т. е. сгруппируйте типичные ошибки).

1. Поэма состоит из не завершённых глав. 2. Выроший за столь короткое время город радовал глаз Ивана Петровича. 3. Возвышавшаяся гора над водой стала служить ему надёжным пристанищем. 4. Мать, клеющая обои в коридоре, устала и отправилась на кухню пить чай. 5. Правило по орфографии так и осталось невыучено. 6. Утром по степи, не успевший остыть за ночь, гулял тёплый весенний ветерок. 7. Ветер колеблет стебелёк с ещё невысохшей расой. 8. Кадка с замешанным тестом стояла возле печки. 9. Из-за стелящегося по земле дыма Ольга Николаевна ничего не видела и шла на ощупь. 10. Ненавидивший ложь Иваницкий не мог молчать и всё рассказал учителю. 11. В поттаявшем снегу Оля нашла варежку, потерянную ещё в декабре. 12. Гладь озера, едва тревожемая ветерком, покрывалась разноцветной рябью. 13. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь, колеблимые ветром, вершины сосен поблёскивал на солнце Финский залив. 14. Сторож никак не мог унять неистово лаившую собаку. 15. Подстрелянный зверь не сдавался и ещё пробежал несколько сот шагов, прежде чем бесдыханно упасть на траву.

Ответ:

1. Поэма состоит из незавершённых глав. 2. Выросший за столь короткое время город радовал глаз Ивану Петровичу. 3. Возвышавшаяся над водой гора стала служить ему надёжным пристанищем. 4. Мать, клеящая обои в коридоре, устала и отправилась на кухню пить чай. 5. Правило по орфографии так и осталось не выучено. 6. Утром по степи, не успевшей остыть за ночь, гулял тёплый весенний ветерок. 7. Ветер колеблет стебелёк с ещё не высохшей росой. 8. Кадка с замешенным тестом стояла возле печки. 9. Из-за стелющегося по земле дыма Ольга Николаевна ничего не видела и шла на ощупь. 10. Ненавидевший ложь Иваницкий не мог молчать и всё рассказал учителю. 11. В подтаявшем снегу Оля нашла варежку, потерянную ещё в декабре. 12. Гладь озера, едва тревожимая ветерком, покрывалась разноцветной рябью. 13. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины сосен поблёскивал на солнце Финский залив. 14. Сторож никак не мог унять неистово лаявшую собаку. 15. Подстреленный зверь не сдавался и ещё пробежал несколько сот шагов, прежде чем бездыханно упасть на траву.

Задание 4. Поиск закономерностей

Распределите номера предложений на две группы:

1) причастный оборот не обособляется — ..., ..., ..., ..., ...;

2) причастный оборот обособляется — ..., ..., ..., ..., ... .

1. Зелёный холм с недавно посаженными тополями был усеян домиками.

2. Долина засыпанная обломками разрушающихся скал была похожа на сказочную.

3. Ванька бежит, и его босые ноги чуть покалывает трава скошенная позавчера дедушкой.

4. Дальше шла песчаная дорога кое-где пересыпанная щебнем.

5. Из тьмы выступали гружённые углём товарные вагоны.

6. Граница горной страны прочерченная резко изрубленной линией была видна издали.

7. Окружающее нас пространство было загромождено переломанными кем-то ящиками.

8. Однако я упорно не хотела открывать зажмуренных от мыльной пены глаз.

9. Узенькая степная тропа влилась в мягкую пыль наезженной телегами дороги.

10. Блестели рельсы отшлифованные росой.

Суммируйте выписанные числа.

Вычтите из большей суммы меньшую.

Думается, именно такого результата вы и добивались!

Ответ:

Причастный оборот не обособляется — 1, 5, 7, 8, 9.

Причастный оборот обособляется — 2, 3, 4, 6, 10.

1 + 5 + 7 + 8 + 9 = 30

2 + 3 + 4 + 6 + 10 = 25

30 - 25 = 5.

Задание 5. Пунктуационная задача

Существует такая легенда. Один купец во время шторма взмолился о помощи к богу моря Посейдону и пообещал, что за спасение щедро отблагодарит богов. Когда же опасность миновала, купец пожалел о сказанном слове. Но обет перед богами нарушать было нельзя, и предприимчивый купец нашёл выход: он и обещание сдержал, и со своим богатством не расстался.

Посмотрите и ответьте на вопросы: «Какое обещание было дано купцом сначала? Что помогло купцу выйти из затруднительного положения?»

«Поставлю статую, золотую пику держащую».

«Поставлю статую золотую, пику держащую».

Попробуйте составить самостоятельно несколько таких фраз, как например: Реконструировать, нельзя сносить. — Реконструировать нельзя, сносить.

Ответ:

Вместо золотой статуи, которая бы держала пику, хитрый купец поставил обычную с золотой лишь пикой. Так он сэкономил приличную сумму денег и обещание выполнил. И дело всего лишь в запятой.

Примеры:

Копить, нельзя тратить. — Копить нельзя, тратить.

Смеяться, нельзя плакать. — Смеяться нельзя, плакать. И т. д.

Задание 6. Графическая задача

Прочтите стихотворение В. Фёдорова «Слепой». Объясните графически причину постановки каждого пунктуационного знака.

Людей не видя пред собой, (1) ...

Не замечая в сквере лавочки, (2) ...

По улице идёт слепой, (3) ...

Потрагивая землю палочкой. ...

Его толкнув, (4) пройдут вперёд, (5) ...

И тотчас, (6) торопясь вмешаться, (7) ...

Какой-то зрячий призовёт

Быть чуткими и не толкаться.

Но слышу голос я его, (8) ...

Негромкий в человечьем гуле: (9) ...

— Толкайтесь, (10) это ничего...

Я буду знать, (11) что рядом люди.

Ответ:

(1), (2), (3), (4), (6), (7) — выделен деепричастный оборот

(5) — запятая между частями сложносочинённого предложения

(8), (9) — обособление определения

(9) — двоеточие при прямой речи

(10) — запятая между частями бессоюзного сложного предложения

(11) — запятая между частями сложноподчинённого предложения

Задание 7. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки. Сгруппируйте предложения по типу ошибок:

1. Выделение / невыделение обращения: ...

2. Выделение / невыделение обособленных членов предложения: ...

3. Знаки препинания при однородных членах предложения: ...

4. Знаки препинания при вводных словах: ...

Ответ:

1. Спасибо, Галина, что не забываете!

2. Я всё могу, но иногда стесняюсь.

3. С открытым сердцем и любовью желаю счастья и здоровья!

4. Ловись, рыбка, большая и очень большая!

5. Успехи в делах пусть множатся, и жизнь, словно песня, сложится!

6. Пусть будет всё, как в сказке!

7. Дорогой Дедушка Мороз, не клади мне подарок под ёлку, загоняй его сразу в гараж.

8. Спасибо за тепло твоей души!

9. Самый красивый наряд женщины — это счастье. Желаю вам носить его, не снимая.

10. Мечтай, улыбайся, наслаждайся каждым мгновением!

11. День рождения — это первый из следующих 365 дней твоего путешествия вокруг Солнца. Наслаждайся поездкой!

12. Утром, вечером и днём пусть тебе везёт во всём!

1. Выделение / невыделение обращения: 1, 4, 7

2. Выделение / невыделение обособленных членов предложения: 5, 6, 9, 12

3. Знаки препинания при однородных членах предложения: 2, 3, 7, 9, 10, 12

4. Знаки препинания при вводных словах: 7

Задание 8. Грамматическая задача

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы запишите в таблицу.

Предложения

Грамматические ошибки

A. Приготовленные пирожные бабушкой понравились всем гостям.

Б. Художник интересовался и посвятил природе родного края своё творчество.

B. Заимствовав греческую систему письма, у римлян было несколько вариантов алфавита.

Г. Согласно древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.

1. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

2. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

3. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

5. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

6. Ошибка в построении сложного предложения.

Ответ:

А

Б

В

Г

2

1

5

3

Задание 9. Криптограмма

Составьте единичный код. Если утверждение верно, ставим 1; если утверждение неправильное — 0.

1. Слова, характеризующие состояние человека или окружающей среды, составляют особую группу — категорию состояния.

2. Иду на вы! Это определённо-личное односоставное предложение.

3. Теперь рассветает рано. Это предложение двусоставное.

4. Единицы синтаксиса: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст.

5. Береги честь смолоду. Это двусоставное предложение.

6. Мне нравится гулять под дождём. Это предложение односоставное, безличное.

7. И буду славен я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (А. С. Пушкин)

В этом предложении первое сказуемое — простое глагольное, второе — составное именное.

8. Красная площадь — сердце Москвы! В этом предложении подлежащее — «площадь».

9. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М. Лермонтов)

В этом предложении следует ставить дефис при приложении.

10. Ночь тиха. Это предложение назывное.

Ответ: 1 1 0 1 0 1 0 0 1 0

Задание 10. Пунктуационная задача

Найдите обращения, выделите их запятыми. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Что же ты моя старушка приумолкла у окна? («Зимний вечер»)

2. Скажи мне кудесник любимец богов, что сбудется в жизни со мною? («Песнь о вещем Олеге»)

3. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. («К Чаадаеву»)

4. Но знаешь не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? («Зимнее утро»)

5. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо. («Евгений Онегин»)

6. Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые леса недавно столь густые и берег милый для меня. («Зимнее утро»)

7. Пушки с берега палят кораблю пристать велят. («Сказка о царе Салтане»)

8. Восстань пророк и виждь и внемли исполнись волею моей и обходя моря и земли глаголом жги сердца людей. («Пророк»)

9. Здравствуй племя младое незнакомое!

Узнали ли вы автора этих строк? Напишите ему слова благодарности, используя обращение.

Ответ:

1. моя старушка; 2. кудесник, любимец богов; 3. Мой друг; 4. —; 5. —; 6. друг милый; 7. —; 8. пророк; 9. племя младое, незнакомое.

Задание 11. Работа с текстом

Прочтите текст и выполните задания к нему.

Василий Андреевич Жуковский (1) — поэт, друг и наставник Пушкина. Он первый обратил внимание на незаурядный талант поэта (2)-лицеиста. «Это надежда нашей словесности, (3) — пишет он Вяземскому (4) — одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени (5) — в 1815 году. (6) — Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищённый творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений... Ты рождён быть великим поэтом», (7) — напишет позже Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.

Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением (8)-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль...

(По И. Черновой)

Задания для анализа текста.

1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нём.

2. Найдите в тексте синоним слова «учитель».

3. Подберите синоним к слову «незаурядный».

4. В тексте пронумерованы тире и дефисы. Сгруппируйте их в зависимости от выполняемой ими функции:

1) ...

2) ...

3) ...

5. Выпишите грамматические основы всех предложений: ...

Ответ:

1. Средства связи предложений в тексте — личные и указательные местоимения, контекстные синонимы, наречие.

2. учитель — наставник.

3. незаурядный — особенный.

4. Тире между подлежащим и сказуемым — 1; дефис при приложении — 2, 8; тире при приложении — 4, 5; тире между частями прямой речи — 3, 6, 7.

Задание 12. Итоговый тест

1. Укажите верную характеристику предложения «Солнце взошло (?) и незаметно позолотило верхушки прекрасных вековых деревьев».

а) Простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая.

б) Простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая не нужна.

в) Сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая.

г) Сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая не нужна.

2. В каком предложении необходимо поставить тире?

а) Он хороший опытный хирург.

б) Метро самый удобный вид городского транспорта.

в) Лесные ягоды не только вкусные но и самые полезные.

г) Читать лёжа вредно.

3. В каком предложении следует поставить дефис при приложении?

а) Журнал «Разгадай (?) ка» скучать не даст.

б) Кремль вырос на берегу Москвы (?) реки.

в) Врач (?) Иванова заболела.

г) Москва (?) столица нашей Родины.

4. В каком предложении запятую ставить не надо?

а) Вопреки ожиданиям ночь была тёплой.

б) Несмотря на позднее время в доме никто не спал.

в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес.

г) В течение нашего путешествия с нами произошло много приключений.

5. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

а) Чтобы развить память, шахматисты иногда играют вслепую, то есть (не)смотря на доску.

б) Кит продолжал двигаться прямо навстречу судну, (не)смотря на крики и пальбу.

в) (в)течение нескольких суток не было никакой связи с городом.

г) Люди всегда пытались изобрести летательный аппарат и подняться (на)встречу с небом.

6. Чем осложнено предложение «По ночам мы любовались звёздами, зарницей и вспыхивающими, как бенгальские огни, метеорами»?

а) Однородными членами и обособленными определениями.

б) Однородными членами и сравнительным оборотом.

в) Обособленными определениями и сравнительным оборотом.

г) Однородными членами, обособленным определением и вводными словами.

7. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

а) Не все, кто был в зале, заметили, что произошло на сцене.

б) Преобразуя прямую речь в косвенную, часто требуется замена личных местоимений.

в) Учиться — всегда пригодиться.

г) На совещании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с предстоящим субботником.

8. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

а) Митю увлекали всякие необыкновенные путешествия, открытия, приключения — одним словом романтика.

б) Я читаю английских писателей, но конечно, со словарём.

в) Трудно передать одним словом моё впечатление от выставки.

г) Марк Твен (настоящее имя писателя, Сэмюэл Клеменс) считается классиком американской литературы.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

б) В трудные дни он работал с нами, стараясь не отлучаться надолго.

в) К великой моей досаде, Швабрин, обычно снисходительный, заявил, что песня моя нехороша. (А. Пушкин)

г) Пожелтевшие листья мы находили в карманах плащей, в кепках, в волосах, — всюду.

10. Укажите правильное объяснение расстановки знаков препинания в предложении: «Мои товарищи, уверяю вас, ничего не знали ни о моей находке, ни о моих планах самостоятельно заняться расследованием дела».

а) Выделяется обращение, отделяются однородные члены.

б) Отделяются простые предложения в составе сложного, отделяются однородные члены.

в) Выделяется вводное предложение, отделяются однородные члены.

г) Выделяется вводное предложение, отделяются простые предложения в составе сложного.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

б

г

б

б

б

в

г

в