Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Изучение нового материала
Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения

Задание 1. Теоретическая задача

Заполните пустые ячейки таблицы.

Причины для постановки запятой в предложении:

Ответ:

Задание 2. Магический квадрат.

Прежде чем приступить к изучению сложного предложения, нужно научиться различать простые предложения и сложные. Определите, какое перед вами предложение, и впишите букву П, если это простое предложение, и С — если сложное.

Предложения для работы:

1. Для того чтобы отличить простое предложение от сложного, нужно найти грамматические основы предложений. 2. Если их две и более, то это сложное предложение. 3. Предложение с одной грамматической основой, даже если оно осложнено, всё равно будет простым. 4. Сложные предложения бывают бессоюзными и такими, в которых есть союзы. 5. Если это сочинительные союзы, то предложение называется сложносочинённым. 6. Части сложносочинённого предложения равноправны между собой, поэтому их связывает сочинительная связь. 7. Напротив, в сложноподчинённых предложениях придаточное подчиняется главному и присоединяется с помощью подчинительного союза. 8. Вот почему от главного к придаточному можно поставить вопрос. 9. Например, предложение «Небо затянули тучи, и с востока дул ветер» — сложносочинённое предложение. 10. А предложение «Не знаю, что и сказать тебе» — сложноподчинённое. 11. Как видим, чтобы отличать простое предложение от сложного, надо не только знать разряды союзов, но и уметь находить грамматические основы. 12. Самый распространённый вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом. 13. Но это правило не работает тогда, когда основа предложения «может быть сконструирована» из любых других частей речи. 14. Бывает и так: либо подлежащее, либо сказуемое выражено цельным словосочетанием. 15. Например, в предложении «Красная площадь — сердце столицы» подлежащее выражено словосочетанием, так как является неделимым. 16. Сказуемое в этом предложении — составное именное, так как оно состоит из глагола-связки «есть» и именной части «сердце». 17. Подлежащее может быть выражено любой частью речи: прилагательным, глаголом, наречием, числительным... 18. Сказуемое тоже может быть не только глаголом, но и прилагательным, числительным, категорией состояния. 19. Нельзя полагаться и на постановку тире. 20. Этот знак может стоять как между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, так и между частями бессоюзного сложного предложения. 21. Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы предложения. 22. Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные члены предложения, и особенно это касается однородных сказуемых. 23. Сложность представляют также предложения, в которых одна из его частей представляет собой односоставное предложение. 24. «Осень наступила, и сразу похолодало». 25. Это предложение сложное, в нём две части: первая — это двусоставное предложение, а вторая — односоставное безличное.

Соедините поочерёдно буквы С, а затем буквы П.

Ответ:

Задание 3. В роли учителя

Оля старательно выполнила домашнее задание и ожидала получить за него «5», однако учитель исправил ей ошибки и поставил «4». Оля недоумевает: она ведь сделала всё верно. А вы можете найти и исправить эти ошибки? О каком явлении Оля забыла?

Рассорились (рас + ссориться) на одессском (Одесса + ск) побережье русский (Русь + ск) матросский (матрос + ск) буксировщик и арзамасский (Арзамас + ск) тральщик и бросились врассыпную (рас + сыпать), а потом увидели бессмысленность (бес + смысл) своего поступка и, рассмеявшись (рас + смеяться), восстановили (вос + становить) отношения.

Найдите грамматические основы, составьте схему, охарактеризуйте это предложение (простое оно или сложное?)

Ответ:

Рассорились на одесском побережье русский матросский буксировщик и арзамасский тральщик и бросились врассыпную, а потом увидели бессмысленность своего поступка и, рассмеявшись, восстановили отношения.

В русском языке три подряд согласных не пишется. Оля забыла про аппликацию морфем. Это простое предложение.

Задание 4. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки. Запишите в исправленном виде сначала простые предложения, а затем сложные.

Простые предложения: ...

Сложные предложения: ...

Ответ:

Простые предложения: 1. Бабушка — это не возраст, а новое амплуа. 2. Пусть ангел, взгляд не отводя, всю жизнь хранит тебя! 3. Пусть вечер будет добрым, а ночь — спокойной. 4. Рыбных мест не выдаю, не сдаю, не продаю.

Сложные предложения: 5. Улыбайся жизни, и жизнь улыбнётся тебе! 6. Ты добротою славишься, и ты мне очень нравишься! 7. Пусть холод будет лишь погодой, и пусть его не будет на душе.

Задание 5. Работа с текстом

Прочтите текст и выполните задания.

(1)Пушкин, сосланный в Михайловское, как всегда, много читает. (2)«Книг, ради бога, книг!» — просит он в письме к брату. (3)В списках заказанных им книг русские и зарубежные поэты: Байрон и Шиллер, Вальтер Скотт и Крылов, Шекспир и Державин. (4)Читает Пушкин, конечно, и Ломоносова, и Карамзина, и Руссо. (5)Из книг, прочитанных им в Михайловском, составилась целая библиотека, и впоследствии её вывозили в ящиках на двенадцати подводах. (6)Пушкин шутя говорил, что здесь он перечитал двенадцать телег книг.

(7)Пребывание в Михайловском, безусловно, оказалось плодотворным для Пушкина-поэта. (8)Главы «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов», поэма «Цыганы», несколько десятков лирических стихотворений — таков далеко не полный список созданного им в течение двух лет ссылки.

A. Укажите номера простых предложений.

Б. Укажите номера сложных предложений.

B. Укажите номер предложения с прямой речью.

Г. Укажите номер предложения с косвенной речью.

Д. Укажите номер предложения с однородными членами предложения, в котором обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Е. Укажите номер предложения с однородными членами предложения, в котором обобщающее слово стоит после однородных членов.

Ж. Укажите номера предложений с вводными словами.

Ответ:

А — 1, 3, 4, 7, 8;

Б — 2, 5, 6;

В — 2;

Г — 6;

Д — 3;

Е — 8;

Ж — 1, 2, 4, 7.

Задание 6. Грамматическая задача

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в таблицу.

Предложения

Грамматические ошибки

A. Алёнушка поступила вопреки здравого смысла и пошла искать Иванушку в глухом лесу.

Б. Книги раздвигают границы времени и донесут до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

B. Читая текст, возникает острое чувство негодования по поводу того, как дед наказал Алёшу. Г. Современная молодёжь, несмотря на всеобщее мнение о её эпатаже, любит и интересуется классической музыкой.

1. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

3. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

4. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

5. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

Ответ:

А

Б

В

Г

4

5

2

1

Задание 7. Комбинаторная задача

Перед вами — части высказываний знаменитых людей: пять из них представляют собой бессоюзные сложные предложения, пять — союзные. Сможете ли вы собрать эти фразы?

Ответ:

Бессоюзные сложные предложения:

1. У богатых людей — большая библиотека, у бедных людей — большой телевизор.

2. Любая книга — умный друг: чуть утомит, она смолкает; она беззвучно поучает, с ней назидателен досуг.

3. Смелые побеждают, трусливые погибают.

4. Лишь в разуме счастье, беда без него, лишь разум — богатство, нужда без него.

5. Служить бы рад — прислуживаться тошно.

Союзные сложные предложения:

1. Время — великий учитель, но оно убивает своих учеников.

2. Богатство идёт на пользу, ибо экономит время.

3. Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность.

4. Глупцов глупей, слепцов слепей те, кто не воспитывал детей.

5. Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.

Задание 8. Итоговый тест.

1. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:

а) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.

б) Теперь вдалеке можно было разглядеть покосившиеся избы и чахлые деревца.

в) Дождь кончился, и в лесу стало удивительно тихо.

г) Ни днём ни ночью не сдаётся настоящий герой.

2. Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложного предложения:

а) Нужно было пересечь улицу и затем свернуть направо.

б) Издали можно было видеть, какими яркими стали осенние рябинки и молодые клёны.

в) Лиза остановилась, чтобы отдышаться и немного прийти в себя.

г) Я уже спал, когда в окно постучали и кто-то жалобно завыл.

3. Укажите предложение, в котором союз соединяет простые предложения в составе сложного:

а) Никто бы не знал, кабы сам не разболтал.

б) Какая-то незнакомая птичка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

в) Туристы поужинали, но всё ещё сидели у дымящегося костра.

г) Л. Андреев не только в лирике, но и в прозе был непревзойдённым мастером пера.

4. Укажите предложение, в котором союз соединяет простые предложения в составе сложного:

а) Крови не родной, да души одной.

б) До самого рассвета метель неистовствовала и что-то завывало в печной трубе.

в) Ветер дул неравномерно и, срываясь с гор, кидал то снегом, то дождём.

г) Здесь озеро, должно быть, было очень глубоко.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Земля (1) проснувшаяся от зимней спячки (2) теперь проглатывала бурные потоки воды (3) низвергаемые (4) щедрым небом.

а) 1, 2, 3     в) 2, 3, 4

б) 1, 3, 4     г) 1, 4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Путь (1) усыпанный цветами (2) никогда не приводит к славе (3) потому что цветы (4) очень быстро вянут.

а) 1, 2      в) 1, 2, 3, 4

б) 1, 2, 3     г) 2, 3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Каждый (1) кто умер за то (2) чтобы будущее было прекрасным (3) подобен изваянию (4) высеченному (5) из камня.

а) 1, 3      в) 1, 2, 3, 4

б) 2, 3      г) 2, 3, 5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Часовой (1) заступивший на пост (2) всего час назад (3) вскрикнул и упал (4) в бушевавший под опорами моста (5) водоворот.

а) 1, 3      в) 3, 4

б) 1, 3, 4, 5     г) 3, 4, 5

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Потревоженные (1) выстрелом (2) вороны взметнулись вверх со своих гнёзд (3) и (4) закаркали (5) закружились над крепостью.

а) 2      в) 1, 2, 3, 5

б) 3      г) 2, 5

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Там (1) где замешано честолюбие (2) нет места (3) чистосердечию (4) лежащему в основе (5) существования человека (6) вообще.

а) 1, 3, 4, 5     в) 2, 3, 4

б) 1, 4, 5     г) 1, 2, 4

Ответы впишите в таблицу

Ответ: