Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Изучение нового материала
Сложносочинённое предложение

Задание 1. Теоретическая задача

Внимательно посмотрите на странную запись на доске. Разве простое предложение может равняться сложному? Или здесь учитель имел в виду что-то другое? Может, один и тот же союз? Или не союз? Порассуждайте на эту тему. Не мог же учитель ошибиться?

Ответ:

Части сложносочинённого предложения «ведут себя» так же, как однородные члены предложения; и союзы между частями ССП такие же, как и при однородных членах предложения, потому что их объединяет сочинительная связь (т. е. отношения равноправности). Но в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится запятая!

Задание 2. Задача на повторение

Вспомним сочинительные союзы, которые могут связывать не только однородные члены предложения, но и простые предложения в составе сложносочинённого предложения. Найдите союзы в предложениях и выпишите их в таблицу.

Соединительные

Противительные

Разделительные

№ предложения

Союз

№ предложения

Союз

№ предложения

Союз



















Предложения для работы:

1. На кончиках лапок молодых ёлочек поблёскивали росинки смолы, и они казались украшенными алмазами и блёстками.

2. Вышел утром на берег реки, а по ней — звон тонкий-тонкий, еле уловимый.

3. Горка с верандой обросла неслыханно яркой и густой бузиной, но её истребили под корень.

4. Огонь наших батарей плотнел, усиливался, в селении тоже горело несколько хат и сараев.

5. То засверкают зеркально прослойки слюды, то багряным остывшим потоком выплеснется лава яшмы, то блеснёт непорочной чистотой со дна реки плита белого камня.

6. Сперанский был известен не только в нашей стране, но и за границей его знали как теоретика и специалиста по социальным преобразованиям.

7. Близок локоток, да не укусишь.

8. То ли сквозняком его продуло, то ли глубже, чем надо, глотнул он морозного воздуха.

9. На пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна.

10. Или я чего-то не понимаю, или ты не хочешь меня понять.

11. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (И. Крылов)

12. Старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

13. Вряд ли он примет это предложение, зато его семья будет польщена.

14. Всепоглощающий пожар пылал глубоко в её душе, однако на лице невозможно было прочитать ничего.

15. Каждый урок Фёдор был обязан подходить к учителю и подавать свой дисциплинарный дневник, либо учитель сам требовал дневник за какое-то нарушение.

Ответ:

Соединительные

Противительные

Разделительные

№ предложения

Союз

№ предложения

Союз

№ предложения

Союз

1

и

2

а

5

то… то

4

тоже

3

но

8

то ли… то ли

6

не только… но и

7

да

9

не то… не то

11

ни… ни

13

зато

10

или… или

12

также

14

однако

15

либо

Задание 3. Исследовательская задача

Перед вами четыре предложения:

1. Однако прибыть надо было к десяти.

2. Часы, однако, пробили одиннадцать.

3. Часы пробили двенадцать, однако всё ещё было светло.

4. Часы давно не били, однако ходили исправно.

Конечно, вы заметили, что во всех них встречается одно и то же слово «однако», но все эти предложения разные. Назовите не менее 5 отличий, связанных со словом «однако».

1.

2.

3.

4.

5.

Если у вас возникли затруднения с ответом, посмотрите на вывод, который можно сделать.

Вывод:

Если слово «однако» стоит в начале простого (1), или части сложного предложения (3), или связывает однородные члены (4), то оно обычно имеет значение противительного союза и запятой не выделяется. Если «однако» оказывается в середине или в конце предложения (2), то это уже не противительный союз, а вводное слово, которое обязательно выделяется запятыми.

Потренируемся? Расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях, данных ниже. Впишите в соответствующие колонки номера предложений.

1. Директор академии однако пошёл на определённые уступки и разрешил Ломоносову, крестьянскому сыну, учиться с детьми дворян.

2. Иванов обещал позвонить в конце недели однако не сделал этого.

3. Как он меня ловко разыграл однако!

4. В горы вела узкая тропинка однако по ней можно было пройти только до часовни.

5. Сомневались однако в его честности не без оснований.

6. Однако читать классическую литературу стали реже и меньше.

7. Журналисты однако убеждены, что экологические вопросы можно решить.

8. Ему страшно хотелось спать однако надо было закончить главу в срок.

«Однако» — это союз

«Однако» — это вводное слово



Ответ:

1. В предложениях 1, 3, 4 слово «однако» — союз.

2. В предложении 2 — вводное слово.

3. Обособляется «однако» только в предложении 2.

4. В предложении 3 союз «однако» связывает простые предложения в составе ССП.

5. В предложении 4 «однако» связывает однородные сказуемые.

«Однако» — это союз

«Однако» — это вводное слово

2, 4, 6, 8

1, 3, 5, 7

Задание 4. Работа с таблицей

Как известно, не только слово «однако» нуждается в различении, но и слова «тоже» — «тоже», «также» — «также», «зато» — «за то». Рассмотрите внимательно таблицу и дополните её примерами из предложенных ниже предложений.

Слитное написание союзов

Раздельное написание похожих слов

Правило

Пример

Правило

Пример

А. В союзе «тоже» нельзя опустить или переставить «же», тоже = и.

Вопрос к «тоже» невозможен.


Г. «Же» можно опустить без искажения смысла предложения.

Вопрос к «то» возможен.

Подсказки:

то же..., что;

то же самое; одно и то же;


Б. В союзе «также» нельзя опустить или переставить «же», также = и.

Вопрос к «также» невозможен.


Д. Наречие «так» обычно сопровождается сравнительным оборотом с союзом «как». Можно без «же».

Возможен вопрос как?

Подсказка: так же, как.


В. Зато = но.

Вопрос к «зато» невозможен.


Е. Местоимение «то» легко заменить существительным или прилагательным.

Вопрос к «то» возможен.

Подсказка: за то, что.


Предложения для работы:

1. Иванов подготовил доклад о В. И. Дале, я то(же) писал на эту тему. 2. Я так(же) всегда сначала обдумываю тему, а потом только пишу. 3. Не берись за(то), что тебе не по силам. 4. За(то) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось. 5. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно. 6. Взглянув в меню, Гришин потребовал то(же), что и Макаров, так как не очень разбирался во французской кухне. 7. Встретиться нам не удавалось, за(то) мы часто созванивались и писали друг другу письма. 8. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За(то), что хвалит он Кукушку. (И. Крылов)

Ответ:

А — 1; Б — 2; В — 7; Г — 6; Д — 5; Е — 3, 4, 8.

Задание 5. Грамматическая задача

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в таблицу.

Предложения

Грамматические ошибки

1. В одном из старинных домов, сохранившиеся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

2. Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей.

3. Те, кто не смогли посмотреть новый фильм, очень сожалели об этом.

4. По прибытию поезда я дал телеграмму домой.

A. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Б. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

B. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

Г. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Ответ:

А

Б

В

Г

2

3

1

4

Задание 6. Магический квадрат

Посмотрите внимательно на предложения и ответьте, везде ли нужна запятая? Если она нужна, поставьте + в соответствующую клеточку, если не нужна, ставьте прочерк.

Предложения для работы:

1. Оплатите покупку банковской картой (?) или наличными? 2. Купи, пожалуйста, молоко (?) либо кефир. 3. Ни о чём не хочется думать (?) или бродят мысли неясные, как сон. 4. Мы приедем завтра часов в пять вечера (?) либо уж ты приезжай в воскресенье с утра. 5. Наташа подмигнула брату (?) и оба рассмеялись. 6. Взошло горячее летнее солнце (?) и быстро осветило деревню. 7. Ландыши обычно зацветают к концу мая (?) и благоухают на всю опушку. 8. Группа грачей с шумом поднялась в воздух (?)и закружила над полем. 9. Взошло горячее летнее солнце (?) и деревня ожила. 10. Непрерывным потоком шли по шоссе легковые автомобили (?) и не сбавляли ходу.

11. Парусная регата началась (?) и удивила всех своим великолепием. 12. Деревья и травы летом (?) и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи. 13. Ландыши обычно зацветают к концу мая (?) и их запах разносится на всю округу. 14. Первое звено самолётов поднялось в воздух (?) и атака началась. 15. Непрерывным потоком бежали с горы ручьи (?) и мы не могли перейти дорогу, не промочив ноги. 16. Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита (?) или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями. 17. Пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды (?) да и заблудилась. 18. Над озером изредка слышно кряканье уток (?) или резкий крик чаек. 19. Парусная регата началась (?) и все участники выстроились на линии старта. 20. На защиту нашей Родины встали тогда и стар (?) и млад. 21. Дома была только она (?) да маленький брат. 22. Однако (?) как- то ты быстро смирилась со своей участью. 23. Мал золотник (?) да дорог. 24. Девочка спряталась под лавку (?) да так и задрожала от страха. 25. Работе, казалось, не было ни конца (?) ни краю.

Соедините сплошной линией все запятые.

Ответ:

Задание 7. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки.

Ответ:

1. Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса. 2. Может, я и вредина, зато глазки красивые. 3. Ты лучшая, и это каждый знает. 4. Ещё пару конфет, и я во всём признаюсь. 5. Для всего мира ты, возможно, всего лишь один человек, но для одного человека ты — весь мир.

Задание 8. Криптограмма

Соберите слово (впишите в фигуры буквы из расположенных ниже знаков). Найдите его в Интернете, напишите, что оно означает.

Ответ:

Детерминант — общий второстепенный член предложения.

Задание 9. Акрозадание

Из каждого ряда выберите предложение, оговорённое условием учебной задачи, и запишите его в колонку «Ответ».

Предложения

Условия учебной задачи

Ответ

Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы. (Ф. Тютчев) Море казалось бесконечной зеркальной гладью но так всегда бывает перед штормом. Сквозь сосны видно море и парус мелькает вдали.

В этом предложении ставится запятая, потому что оно сложносочинённое.


Одна лишь ветка белой душистой акации создавала особую атмосферу уюта и тепла. В воздухе пахло снегом и под ногами хрустел снег. Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

В этом предложении не ставится запятая, потому что оно простое.


Летом на этой поляне цветёт мелкими белыми цветочками земляника и синеют ягоды черники. Ещё земли печален вид а воздух уж весною дышит. (Ф. Тютчев) Утопает в ярких лучах света улица и шумят за селом ручьи.

В этом предложении запятая не ставится, потому что есть детерминант (общий второстепенный член предложения).


Осенью клёны ярко-жёлтые словно позолоченные. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще. Ярко выступают сквозь красноватую сеть лёгких берёзовых ветвей вечнозелёные ели и сосны.

В этом предложении ставится запятая, потому что оно простое осложнённое.


Осыпались с берёз листья и усыпали ковром дорожки. Дорогу освещала луна и путник шёл всю ночь. Скоро осень проснётся и заплачет спросонья.

В этом предложении ставится запятая, потому что оно сложносочинённое.


Холодало и дни становились короче. Ель стоит зелёная и нарядная. Зной и делать ничего не хочется.

В этом предложении не ставится запятая, потому что оно простое.


Целый день лил дождь и бушевал ветер. Уже румянит осень клёны а ельник зелен и тенист. Ещё на траве лежит иней и сквозь тучи солнца не видно.

В этом предложении запятая не ставится, потому что есть детерминант (общий второстепенный член предложения).


Выпишите начальные буквы предложений из ваших ответов, составьте из них слово.

Это слово ...!

Ответ:

Море казалось бесконечной зеркальной гладью, но так всегда бывает перед штормом. Одна лишь ветка белой душистой акации создавала особую атмосферу уюта и тепла. Летом на этой поляне цветёт мелкими белыми цветочками земляника и синеют ягоды черники.

Осенью клёны ярко-жёлтые, словно позолоченные.

Дорогу освещала луна, и путник шёл всю ночь.

Ель стоит зелёная и нарядная.

Целый день лил дождь и бушевал ветер.

По первым буквам, составляем слово — молодец.

Задание 10. Демонстративный опыт

Распределите номера предложений в зависимости от слитного или раздельного написания слов в скобках.

Тоже, также, зато

То же, так же, за то



Предложения для работы:

1. Прекрасна и любезна истина, но и красота так(же)прекрасна и любезна, и одно стоит другого. 2. Истина необходима человеку так(же), как слепому поводырь. 3. Я очень устал за день, за(то) много узнал нового. 4. Труд необходим человеку так(же), как пища — он должен быть регулярным и систематическим. 5. И. С. Тургенев учился в пансионе, он так(же) занимался и с домашними учителями. 6. Ты жил, старик, я так(же) мог бы жить. (М. Лермонтов) 7. Грачи давно уже расхаживали по двору, скворцы то(же) прилетели. 8. Совестно было выдавать чужим людям тайну, в то(же) время неудержимо хотелось поделиться радостью. 9. Могуча ты и прекрасна, за(то) и люблю тебя, родина! 10. Невежда так(же) в ослепленье бранит науки, и ученье, и все научные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. (И. Крылов)

Ответ:

Тоже, также, зато

То же, так же, за то

1, 3, 5, 6, 7, 10

2, 4, 8, 9

Задание 11. Лексико-грамматическая задача

Выполните пять заданий и получите «5» (по 1 баллу за правильный ответ). Для этого самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в предложении (аналогичное задание вас ждёт на ЕГЭ):

1. В середине XIX века Лондон задыхался от смога. Чтобы избавить город от копоти и сажи, правительство запретило топить печи каменным углём, <…> пыли в городе меньше не стало.

2. Говорят, что углекислый газ очень ядовит. <…> даже многократное превышение нормы этого газа в воздухе не вызывает каких-либо неблагоприятных изменений в организме. Напротив, углекислый газ необходим для дыхания, так как он возбуждает дыхательный центр.

3. Учёные считают, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. Он теряет способность концентрировать внимание и запоминать информацию. «Природа» чтения <…> изменилась: человек читает поверхностно, невнимательно.

4. Учёным давно известно, что кольца Сатурна на 93% состоят изо льда, <…> до недавнего времени этот факт не поддавался научному объяснению.

5. Всем известно, что герб Российской империи — двуглавый орёл — ранее был гербом Византии. <…> на данный момент у историков нет доказательств того, что в Византии существовал единый государственный герб: печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга, и далеко не все из них содержат изображение двуглавого орла.

Ответ:

1. — однако; 2. — но; 3. — тоже; 4. — но; 5. — однако.

Задание 12. Итоговый тест

1. Укажите верную характеристику предложения «Мне нужно было срочно отправить телеграмму, и я бежал на почту со всех ног».

а) Сложное предложение с союзной сочинительной связью.

б) Сложное предложение с сочинительной связью и детерминантом.

в) Простое предложение с однородными членами предложения.

г) Простое предложение с уточняющими членами предложения.

2. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

а) То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть. (А. Чехов)

б) Молодые листья трепетали, да зяблики кое-где пели, да две горлинки ворковали всё на одном и том же дереве. (И. Тургенев)

в) От того, кто не мил, и подарок постыл. (Пословица)

г) Над миром великая буря ходила, но здесь, в тишине, у древесных корней старик отдыхая не думал о ней. (Н. Заболоцкий)

3. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

а) Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. (И. Бунин)

б) Когда заканчиваются уроки, ребята вместе играют в школьном дворе либо учителя уводят их на волейбольную площадку.

в) То стояла немыслимая жара, то непогода нам мешала продвигаться вперёд.

г) И я висел над глубиною, но юность вольная сильна! (М. Лермонтов)

4. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

а) Противоположные возвышенности отступали от долины, и по низменности под ними пролегала древняя каменистая дорога. (И. Бунин)

б) Не только воробьи прилетают к моей кормушке, но и синицы заглядывают туда.

в) Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она? (А. Пушкин)

г) В сентябре и лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Со стороны садов пахло лежалыми яблоками (?) и свежескошенным сеном. (Л. Андреев)

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна, есть детерминант.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложносочинённого предложения.

Внизу (1) как зеркало стальное (2) синеют озера струи (3) и с камней (4) блещущих на зное (5) в родную глубь спешат ручьи. (Ф. Тютчев)

а) 1, 2, 3, 4, 5    в) 2, 3, 4, 5

б) 3      г) 1, 2, 4, 5

7. Укажите количество грамматических основ в предложении:

Течёт необычный ручеёк, и от него пахнет смолой разогретых на солнце сосен и терпкими ягодами калины, обглоданными птицами и устилавшими вокруг кустов всё видимое оку пространство.

а) 2

б) 3

в) 4

г) 1

8. В каком предложении есть детерминант (общий второстепенный член предложения), поэтому запятая не нужна?

а) За нами мельница едва-едва видна и берег посинел зелёный... (А. Фет)

б) Урожай был прекрасен и стояли ясные жаркие летние дни с росистыми короткими ночами.

в) Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

г) С поля медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё, доступное для глаз.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В парке в полной темноте сиренево светился снег (…) и на нём чернели протаявшие и скованные морозом тропы.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

г) Сложносочинённое предложение с детерминантом, перед союзом И запятая не нужна.

10. В каком предложении слова в скобках нужно писать раздельно?

а) Я склонился к реке, но и там, в этой тёмной, холодной глубине, то(же) колыхались и дрожали звёзды.

б) Многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением, они так(же) зависят от перехода из одного состояния в другое.

в) Так(же), как все, я по земле хожу, так (же), как все, счастья себе прошу. (Л. Дербенёв)

г) Она мне нравилась всё больше и больше, я то(же), по-видимому, был симпатичен ей.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

г

в

в

б

а

а

б

в