Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Изучение нового материала
Сложноподчинённое предложение

Задание 1. Задание на повторение

Вспомним разряды подчинительных союзов. Распределите союзы по группам.

Временны́е

Условные

Причинные

Целевые

Сравнительные

Уступительные



















Когда, если, раз, потому что, чтобы, как, хотя, чтоб, пока, оттого что, для того чтобы, как будто, с тех пор как, коль, так как, с тем чтобы, несмотря на то что, ежели, ибо, точно, будто, пусть, по мере того как, пускай, лишь только, если бы, в связи с тем что , словно, только бы, прежде чем, ли, из-за того что, как если бы, едва, как скоро, ввиду того что, лишь, благодаря тому что, после того как, вследствие того что.

Ответ:

Временные

Условные

Причинные

Целевые

Сравнительные

Уступительные

Когда

Если

Потому что

Чтобы

Как

Хотя

Пока

Раз

Оттого что

Чтоб

Как будто

Несмотря на то что

С тех пор как

Коль

Так как

С тем чтобы

Будто

Пускай

Лишь

Ежели

Ибо

Для того чтобы

Точно

Пусть

Лишь только

Если бы

Из-за того что


Словно

Только бы

Прежде чем

Ли

Ввиду того что


Как если бы


Едва

Как скоро

В связи с тем что




По мере того как


Благодаря тому что




После того как


Вследствие того что




Задание 2. Мозговой штурм

Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: «Что этой записью хотел сказать учитель? На чём он акцентирует внимание школьников?»

Подберите примеры из предложенных ниже предложений:

1. Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов) 2. «Что будет со мною?» — спросил он меня. 3. Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? (А. Пушкин) 4. Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (А. Пушкин) 5. То, что он придумал, было нам по нраву. 6. Несмотря ни на что хотелось верить в мечту.

Ответ:

Учитель рассказывает о том, что придаточное в СПП может стоять и в начале предложения, и в середине, и в конце. Первой схеме соответствует предложение 3, второй — 1, третьей — 5.

Задание 3. Исследовательская задача

Догадаетесь ли вы, что хотел сказать учитель школьникам этой схемой?

Ответ:

Сложноподчинённое предложение по типу подчинительной связи идентично словосочетанию: в нём тоже есть главная и зависимая части, от главной мы ставим такие же вопросы, как и в словосочетании.

Задание 4. Теоретическая задача

Как известно, не только сочинительные союзы «тоже», «также», «зато» отличаются слитным написанием от слов «то же», «так же», «за то», но и подчинительные союзы «чтобы», «потому», «оттого» отличаются от слов «чтобы», «потому», «оттого». Рассмотрите внимательно таблицу и дополните её примерами, помещёнными после таблицы.

Слитное написание союзов

Раздельное написание похожих слов

Правило

Пример

Правило

Пример

А. Союз «чтобы» можно заменить синонимичными составными союзами: чтобы = для того чтобы, с тем чтобы.


Г. В местоимении с частицей «что бы» «что» можно наполнить содержанием, заменив существительным, а «бы» переставить в другое место.


Б. Союз «потому» употребляется в связке с другим союзом: «потому что», «потому как».

Он связывает части сложного предложения.


Д. Местоимение с предлогом «по тому» встречается в простом предложении, «тому» можно заменить прилагательным или числительным.


В. Союз «оттого» можно заменить синонимичным союзом «потому», «потому что».

Он связывает части сложного предложения.


Е. Местоимение с предлогом «от того» встречается в простом предложении, «того» можно заменить прилагательным или числительным.


Примеры:

1. Он ушёл так быстро, (по)тому что опаздывал на поезд. 2. (Что)бы ни происходило вокруг, она ничего не принимала на веру. 3. (Что)бы быть уверенной, Маша по сто раз спрашивала, переспрашивала, уточняла. 4. Она уже написала работу (по)тому образцу, что был дан, но всё ещё не решалась сдать работу. 5. То ли (от)того, что она много думала, то ли (от)того, что переживала, Маша почувствовала страшную головную боль. 6. Всякие дурные мысли лезли ей в голову, (от)того и не спалось.

Ответ:

А — 3; Б — 1; В — 6; Г — 2; Д — 4; Е — 5.

Задание 5. Демонстративный опыт

Наверное, вам не раз приходилось встречать предложения с «потому что» и думать, где же поставить запятую? Прочтите несколько правил и дополните их примерами. Не забудьте расставить запятые.

Запятая ставится после слова «потому» перед «что», если перед «потому» есть:

а) частица НЕ: ...

б) вводные слова: ...

в) противопоставление: ...

г) модальная частица: ...

д) однородные члены предложения: ...

Примеры:

1. Надо есть яблоки не потому что они вкусные — они полезные. 2. Уже только потому что в яблоках содержится клетчатка они необходимы нашему организму. 3. Эти плоды незаменимы в нашем рационе как оказалось потому что способны продлить нашу жизнь на 20—30 лет. 4. Ему стало стыдно и от Мишкиных лживых слов и от собственного бессилия и потому что никогда не видел друга таким жалким. 5. Он ушёл не потому что обиделся, а потому что торопился на работу.

Ответ:

а) 1; б) 3; в) 5; г) 2; д) 4.

Задание 6. Исправляем ошибки

Исправьте ошибки. Постройте схемы предложений. Укажите вид придаточного.

Ответ:

1. Желаю здоровья, которого нет дороже. [1], (2которого ...). СПП с придаточным определительным.

2. Пусть жизнь тебе приносит всё то, что душа просит. [1 то], (2что ...). СПП с придаточным изъяснительным.

3. Дарю тому, кого люблю. [1 тому], (2кого ...). СПП с придаточным изъяснительным.

4. Всё, что ни делается, всё к лучшему. [1, (2что ...),1]. СПП с придаточным изъяснительным.

Следовательно, лучшее неизбежно. Простое, с вводным словом.

5. Дарю сапоги-скороходы, чтобы везде успевала. [1], (2 чтобы ...). СПП с придаточным цели.

6. Прости, если обидела, подружка. [1, (2 если ...),1]. СПП с придаточным условия.

7. Есть места, при въезде в которые сердце начинает биться быстрее. [1], (2в которые ...). СПП с придаточным определительным.

8. Ты хочешь, чтобы я жила у тебя дома? [1, (2если ...), 1 ]. СПП с придаточным изъяснительным.

9. Трудно быть скромной, когда ты лучшая. [1, ] (2когда ...). СПП с придаточным условия.

10. Жизнь всегда становится хуже перед тем, как наладиться. [1 тем], (2 как ...). СПП с придаточным времени.

11. Спасибо за то, что ты у меня есть. [1то], (2что ...). СПП с придаточным изъяснительным.

Задание 7. Лексико-грамматическая задача

Выполните пять заданий и получите «5» (по 1 баллу за правильный ответ). Для этого самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в предложении (аналогичное задание вас ждёт на ЕГЭ):

1. Мы знаем А. П. Чехова как человека хрупкого, болезненно-бледного, со слабым здоровьем. Но современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души», <…> рост Чехова составлял 187 см!

2. <...> учёные труды, созданные естествоиспытателями до XVII века, не соответствуют строгим критериям научности, их мало принимали во внимание в XIX веке. Однако современные учёные пересмотрели своё отношение к ним и обнаружили, что ранние исследования крайне ценные для человечества.

3. <…> гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой разрушение храмов, дворцов, утрату многих произведений изобразительного искусства и, как следствие, упадок культуры в целом, наследие античной цивилизации не исчезло бесследно.

4................. Сотни видов животных и растений находятся сегодня на грани уничтожения, <...> в результате интенсивной хозяйственной деятельности оказались разрушенными многие природные ландшафты.

5. <…> художник передаст на картине своё отношение к изображённой природе, зависит и наше восприятие нарисованного пейзажа.

Ответ:

1. ведь (потому что); 2. Из-за того что; 3. Несмотря на то что, хотя; 4. потому что; 5. от того, как.

Задание 8. Грамматическая задача

Найдите предложения с ошибками и установите соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

A) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Б) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

B) Ошибка в построении сложноподчинённого предложения.

Г) Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) Ошибка в построении предложения с косвенной речью.

1. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2. Прекрасны бывают не только победы, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3. Они мечтали, что когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.

4. М. В. Ломоносов провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил в своём научном труде «Теория трёх штилей».

5. Маленькая звёздочка, которую можно увидеть на небе в безоблачную ночь, может прекратить своё существование в любую секунду, а люди на земле будут продолжать видеть её на протяжении многих столетий.

6. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.

7. Ф. М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера является чувство справедливости.

8. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он дал возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

1

8

3

6

7

Задание 9. Акрозадание

Умеете ли вы различать союзы и союзные слова? Тогда из каждого ряда выберите предложение, оговорённое условием учебной задачи, и запишите его в колонку «Ответ».

Предложения

Условия учебной задачи

Ответ

Знаю точно, каким будет завтрашний день. Оттого что узнал о хорошей погоде на завтра, сразу изменилось настроение. Когда много работаешь, надо отдыхать.

Придаточное предложение присоединяется с помощью союзного слова — относительного местоимения.


Знает кошка, чьё сало съела. Иван да Марья пришли на свадьбу вместе лишь только с тем, чтобы не огорчать невесту-дочь. Не только берёзка у дороги пожелтела, но и клёны окрасились в пурпурный цвет.

Придаточное предложение присоединяется с помощью подчинительного союза.


В связи с тем что наступили холода, последние бутоны на розах так и не раскрылись. Если присмотреться, то станут заметными и его уставший взгляд, и седина, и морщины на лице. Рассвет уже брезжил, когда Егорка вернулся в избу.

Придаточное предложение присоединяется с помощью союзного слова — наречия.



Едва взглянув на Машу, Роман всё понял о её состоянии. Премии было начислено столько, сколько и зарплаты. Фиалки продолжали цвести, несмотря на то что уже давно похолодало.

Придаточное предложение присоединяется с помощью союзного слова — относительного местоимения.



Выпишите первые буквы каждого выписанного предложения. Странное слово? А если его прочесть с конца? Это ваша заслуженная награда за труды.

Ответ:

Знаю точно, каким будет завтрашний день.

Иван да Марья пришли на свадьбу вместе лишь только с тем, чтобы не огорчать невесту-дочь.

Рассвет уже брезжил, когда Егорка вернулся в избу.

Премии было начислено столько, сколько и зарплаты.

3, И, Р, П = ПРИЗ

Задание 10. Магический квадрат

Умеете ли вы определять вид придаточного предложения? Тогда определите его в данных ниже предложениях и впишите в соответствующую клеточку букву О, если это определительное или обстоятельственное предложение, и букву И, если это изъяснительное.

Предложения для работы:

1. Я не заметил, что произошло с Соней. 2. Маша не услышала, как скрипнула дверь. 3. Докладчик не забыл, куда ему надо было идти. 4. Книга даёт то, что было, а не то, что могло быть. 5.Все по-прежнему ждали, не будет ли она ещё петь. 6. Мы подбрасывали ветки в костёр, заботясь о том, чтобы огонь не погас. 7. Мы хотим, чтобы был мир на всей земле. 8. В то время он руководил хором, где пела Надя. 9. Далеко показался парусник, которого уже и не ждали. 10. Его потрясла картина Айвазовского, что висела напротив. 11. Я стал опасаться, не стемнеет ли. 12. Дождь шёл не переставая, как будто небо разверзлось. 13. Разговор перешёл на шёпот, так как дети уже заснули. 14. Когда пошёл дождь, улица сразу же опустела. 15. В том месте, где мы отдыхали, много достопримечательностей. 16. Я вдруг ощутил, будто весь мир на нас ополчился. 17. От яблоневого сада шёл такой аромат, какой бывает только осенью. 18. Я спросил Кольку, кусается ли его кошка. 19. С тех пор как я себя помню, мы каждое лето ездили на море. 20. Вожатый попросил, чтобы никто не расходился после окончания сбора. 21. Воевал солдат доблестно и мужественно, покуда не случилась с ним оказия. 22. Фотография, что стояла на столе в рамке, была семейной. 23. Сейчас уже никто не вспомнит, из-за чего произошла ссора. 24. Она помнила день, когда они впервые встретились. 25. Все стали говорить, что зачинщик — Петров. 26. Мы шли просёлочной дорогой, как вдруг мимо промчался грузовик. 27. Говорят, будто чудес на свете не бывает. 28. Едва я зашёл в квартиру, как зазвонил телефон. 29. Зал, в котором располагалась картинная галерея, хорошо освещался солнцем. 30. Шум моря, на фоне которого происходило основное событие кино, дополняла трагическая музыка. 31. Городка, где я когда-то родился, уже больше нет. 32. Кто-то спросил, как Митин себя чувствует. 33. Где родился, там и пригодился. 34. Куда иголка, туда и нитка. 35. Если бы да кабы, да во рту росли грибы, то не надо было бы и в лес ходить. 36. Девочка почувствовала, что от неловкости покраснела и покрылась испариной. 37. Было трудно понять, о чём они спорили. 38. Дети чувствуют, кто их любит по-настоящему. 39. Он боялся признаться, что был к ней неравнодушен. 40. Ей снилось, будто шла она по берегу реки. 41. Ты знаешь, какое нынче трудное время. 42. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

Соедините буквы О. Думается, картина ясна.

Ответ:

Задание 11. Установите соответствие

Соедините указательные слова и союзы.

Указательные слова (местоимения и наречия)

Союзы или союзные слова

1.То

А. Что

2. Тот

Б. Кто

3. Столько

В. Какой

4. Такой

Г. Который

5. Туда

Д. Сколько

6. Так

Е. Где

7. Там

Ё. Куда


Ж. Чтобы

Ответ:

Тот — кто; то — что; такой — какой, который; столько — сколько; там, туда — где, куда; так — чтобы.

Задание 12. В роли учителя

Найдите и исправьте ошибки.

1. Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит ни город, ни село. 2. Читая роман А.С. Пушкина «Дубровский», понимаешь, что насколько талантливо изображены в нём главные герои. 3. Мы спросили преподавателя о том, что можно ли подготовить одну презентацию на двоих. 4. Как только началась экскурсия, и у меня зазвенел телефон. 5. Я попросила маму, чтобы она напомнила мне, чтобы я не забыла взять с собой на урок дополнительную литературу по биологии. 6. Учитель постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. 7. У меня есть такое предположение, что сайгаки просто вымерли. 8. Эксперт указал о том, что в примере были ошибки. 9. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. 10. Контрольная работа, назначенная на сегодня и к которой я готовился, была перенесена. 11. Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение. 12. Последняя встреча с приятелем свидетельствует, что мы не можем больше общаться, так как у нас совершенно разные взгляды на жизнь.

Ответ:

1. Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит ни город, ни село. 2. Читая роман А. С. Пушкина «Дубровский», понимаешь, насколько талантливо изображены в нём главные герои. 3. Мы спросили преподавателя о том, можно ли подготовить одну презентацию на двоих. 4. Как только началась экскурсия, у меня зазвенел телефон. 5. Я попросила маму, чтобы она напомнила мне не забыть взять с собой на урок дополнительную литературу по биологии. 6. Учитель постоянно ругает меня за то, что я всегда опаздываю на уроки. 7. У меня есть предположение, что сайгаки просто вымерли. 8. Эксперт указал на то, что в примере были ошибки. 9. В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор. 10. Назначенная на сегодня контрольная работа, к которой я готовился, была перенесена. 11. Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение. 12. Последняя встреча с приятелем свидетельствует о том, что мы не можем больше общаться, так как у нас совершенно разные взгляды на жизнь.

Задание 13. Исправляем ошибки

Есть работа для мерчендайзера. Выставили на распродажу футболки, но из-за ошибок в надписях никто не покупает их даже за полцены. Исправьте ошибки. Укажите вид придаточного по цели высказывания.

Ответ:

1. Если я смешно выгляжу, то одевал меня папа. (1Если ...), [2то]. СПП с придаточным обстоятельственным условия.

2. Всё потому, что я победитель по жизни. [1потому], (2что ...). СПП с придаточным обстоятельственным причины.

3. Встаю рано, потому что я солнышко. [1], (2потомучто ...). СПП с придаточным обстоятельственным причины.

4. Тот, кто любит меня, подарил мне эту футболку. [1тот], (2кто ...). СПП с придаточным изъяснительным.

5. Если я молчу, меня лучше не перебивать. (1Если ...), [2 то]. СПП с придаточным обстоятельственным условия.

6. Как сказал папа, так по-маминому и будет. (1Как ...), [2так ]. СПП с придаточным обстоятельственным образа действия.

7. Хоть полсвета обойди, лучше папы не найти. (1Хоть ...), [2]. СПП с придаточным обстоятельственным уступки.

Задание 14. Распределительная задача

Умеете ли вы отличать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом? Тогда это задание для вас! Из приведённых ниже предложений выпишите в одну колонку придаточные сравнительные, а в другую — сравнительные обороты (выпишите только придаточные предложения и сравнительные обороты, а не всё предложение). Сделайте вывод.

Придаточное сравнительное

Сравнительный оборот





Предложения для работы:

1. Ветер неистово рвал его пальто, как будто хотел разорвать его на куски. 2. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. (А. Пушкин). 3. С глухими ударами, как будто кто-то специально ударял по крыше, весь сентябрь падали зрелые яблоки. 4. Жёлтое, как тёплое летнее солнце, вино из одуванчиков стало символом беззаботного детства для героя Р. Брэдбери. 5. За окном, как парное молоко, поднимался белёсый тёплый туман. 6. Нева вздувалась и ревела, котлом

клокоча и клубясь, и вдруг, как зверь остервенясь, на город кинулась. 7. К Москве, как и ко всем достопримечательностям России, у меня особое трепетное чувство. 8. Аня заботилась о маленькой Вере, как наседка стережёт своих цыплят. 9. Стихи растут, как звёзды и как розы, как красота, ненужная в семье (М. Цветаева). 10. Никогда мне не было так стыдно, как во время объяснения с ним.

Ответ:

Придаточное сравнительное

Сравнительный оборот

1, 2, 3, 8, 10

4, 5, 6, 7, 9

Задание 15. Уравнения

Вы уже поняли, что частица «как» может употребляться не только в сравнительных оборотах, но и в придаточных (и не только сравнения). Ещё она может входить в состав сказуемого, приложения, вводной конструкции. Решите примеры, вставив на место пропуска соответствующую термину цифру.

Цифровые обозначения:

1. Сказуемое. 2. Приложение. 3. Обстоятельство (сравнительный оборот). 4. Вводные слова. 5. Придаточная часть сложноподчинённого предложения.

Примеры:

1. Клумба у дома как платок цветастый. ... + Я решил заняться спортом, или позаботиться наконец о своём здоровье, как сказала бы моя бабушка ... = Сочинить сказку так же трудно, как передать словами слабый запах травы ...

Решение: ...

2. Тополиный пух, как хлопья ваты, лежал повсюду. ... X Сидоров как пилот на промыслах был известен многим. ... = Вера, как только заговорили о Степанове, сказалась больною и ушла к себе. ... + Лицо его было бледным, глаза как стеклянные.

Решение: ...

3. Разумеется, как истинный сладкоежка я не мог отказаться от пирожных. ... + Занятия начинаются как обычно. ... = Как говорят, дорога ложка к обеду. ... — Есть имена как солнце. (М. Волошин) ...

Решение: ...

Ответ:

1 + 4 = 5   3 х 2 = 5 + 1  2 + 1 = 4 - 1

Задание 16. Исправляем ошибки

Исправьте ошибки, постройте схемы предложений, укажите вид придаточного.

1.

2.

3.

4.

Ответ:

1. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. [1], (2где ...). СПП с придаточным изъяснительным.

2. Всё, что нам нужно, — это любовь. [1Всё, (2что ...), 1....]. СПП с придаточным изъяснительным.

3. Однажды кто-то соберёт по кусочкам твоё потрёпанное сердце и напомнит, что такое счастье. [1], (2что ...). СПП с придаточным изъяснительным.

4. Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. [...1], (2если ...). СПП с придаточным условия.

Задание 17. Лексико-грамматическая задача

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в предложении (аналогичное задание вас ждёт на ЕГЭ). Рядом укажите вид придаточного предложения.

1. Было ясно, <…> мама с бабушкой до вечера будут возиться с вишнёвым вареньем.................................

2. Я спросил товарища, скоро <…> он вылезет из воды.

3. Смотри, <...> роща зеленеет, палящим солнцем облита. (Ф. Тютчев)

4. Милы мне не жаркие страны, <…> крылатые пальмы видны, а вот эти седые туманы и мохнатые лапы сосны. (Кежун)

5. Дайте дело такое, <…> сердце горело и не знало покоя. (Л. Ошанин)

6. <…> я дышать умею, я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)

7. Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, <…> предполагали и тренеры, и журналисты.

8. <…> ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой. (Пословица)

9. Мне нужен мир, <…> всей земле моей вовек не знать военного пожара. (А. Безыменский)

10. Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, <…> в каждом акробате всегда сидит немного клоуна. (А. Куприн)

11. <…> шумит волна морей, утёс гранитный не повалит (М. Лермонтов)

12. <…> по-русски скроен, и один в поле воин. (Пословица)

13. Не было ни одной тучки, <…> чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов)............................................

14. На низине, за опушкой кричали чибисы, <…> плакали маленькие дети (С. Сергеев-Ценский)

Ответ:

1. — что; 2. — ли; 3. — как; 4. — где; 5. — чтоб; 6. — пока; 7. — чем; 8. — куда; 9. — чтоб; 10. — ведь; 11. — пускай; 12. — кто; 13. — вследствие; 14. — словно

Задание 18. Итоговый тест

1. Укажите строку, в которой только подчинительные союзы:

а) Также, однако, который.

б) Вопреки, пускай, хотя.

в) Насчёт, несмотря на, как если бы.

г) В связи с тем что, несмотря на то что, как.

2. Укажите сложноподчинённое предложение:

а) Казалось, все вокруг заворожённо слушало кукушку.

б) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника всё не было.

в) Пошёл раз Жилин под гору посмотреть, где живёт старик. (Л. Толстой)

г) У Егора была маленькая квартирка, зато своя.

3. В каком предложении союз надо написать слитно:

а) Что(бы) ни делал, делай по совести.

б) За что друг побранит, за(то) враг похвалит.

в) От (того), кто думает о последствиях, храбрости не жди.

г) От(того) и ворона сильна, что у своего гнезда.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени:

а) Солнце вставало над рекой, и небо было розово-нежным.

б) Чтобы скрыть лукавые искорки в глазах, Митька смотрел в пол.

в) Мы думали, когда бы нам съездить к бабушке.

г) Солнце пошло на закат, когда Ваня заметил среди мха тощие стебли травы.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины:

а) Либо мы будем петь все вместе, либо никто не будет петь эту песню.

б) Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки.

в) Вследствие того что я коснулся веток орешника, хлынул дождь алмазных капель.

г) Кажется, я окончательно влюбился в Машу.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия:

а) Я много болел, поэтому школу пропускал часто.

б) Если бы не снег и ветер, сбивавший с ног, идти было бы не так трудно.

в) Известно ли вам, что под весенним солнцем в теле берёзы копится живительный сок?

г) Когда отец показался вдалеке, мы бросились ему навстречу.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки:

а) Берёзе сок нужен для роста и цветения, а человеку как источник витаминов.

б) Хотя к вечеру стало прохладно, Семён не стал топить печь.

в) Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

г) Веками русский человек относился к земле-матушке с почтением и уважением.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели:

а) Луна скрылась, вскоре звёзды тоже пропали.

б) Чтобы не простудиться, надо, прежде всего, одеваться по погоде.

в) Что бы ни случилось, всегда сохраняйте спокойствие и трезво оценивайте обстановку.

г) Как ни старайся всё предугадать, жизнь всё равно внесёт свои коррективы.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным:

а) Мы знали его как чудесного врача и не могли поверить в его скоропостижную смерть.

б) Не плюй в колодец, как говорится, с него придётся воду пить.

в) Как солнца луч, сверкал кинжал.

г) Словно вспыхнуло где-то зарево, занимался рассвет.

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, на месте которой надо поставить запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью (запятые не расставлены).

Постукивая палкой (1) к черёмухе подходил сутулый (2) худой старик. Сняв шляпу (3) он прислонился к стволу (4) и (5) словно задремал. Мне было слышно (6) как он дышит.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

г

г

в

б

б

б

г

б