Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Изучение нового материала
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Задание 1. Теоретическая задача

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет».

1. [О и О] — схема сложноподчинённого предложения.

2. Слово «пунктуация» произошло от слова «пунктуальный».

3. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным.

4. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

5. Придаточное предложение может стоять только после главного.

6. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. В этом предложении придаточное предложение находится перед главным.

7. Мы живём в стране, нет равной которой во всём мире. В этом предложении придаточное определительное.

8. Скажите, когда отправляется поезд? Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

9. Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

10. Указательные слова в сложноподчинённом предложении находятся в придаточной части.

Присмотритесь к вашим ответам. Думается, вы уже поняли, в каком порядке они должны были следовать.

Ответ:

1. Нет 2. Нет. 3. Да. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Да. 8. Да. 9.Нет. 10. Нет.

Задание 2. Акрозадание

Для начала решите тест.

1. Найдите сложноподчинённое предложение.

A. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещёрском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

B. Как чёрная туча сгущалась обида.

Г. Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.

Д. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Выберите правильное(-ые) утверждение(-я):

Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес.

Е. Придаточное в этом предложении определительное.

Ж. Это предложение сложноподчинённое.

3. В этом предложении тот час следует писать слитно.

И. Придаточное в этом предложении обстоятельственное времени.

3. Выберите правильное(-ые) утверждение(-я):

Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

К. Придаточное предложение стоит после главного предложения.

Л. Придаточное предложение стоит в середине главного предложения.

М. Придаточное предложение стоит перед главным предложением.

Н. Здесь нет придаточных, так как это сложносочинённое предложение.

4. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое(-ые) с придаточным места:

O. Я поехал туда, где прошло моё детство.

П. Я снова там, где всегда весна.

P. Я рассказал, где прошло моё детство.

C. Я никогда не забывал, откуда я родом.

5. Какое предложение соответствует схеме: (союз ...), [................................. ... ... ...], (союз .....)?

Т. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

У. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

Ф. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

X. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.

Выпишите буквы, обозначающие верные ответы. Соберите из них слово.

Ответ:

Д. Е. Ж. К. О. П. Т = джекпот

Задание 3. Мозговой штурм

Посмотрите внимательно на схему. Как вы думаете, что обозначено на ней? Что пытается объяснить учитель девятиклассникам? Почему такие странные знаки (равно, неравно) использовал он? Озаглавьте схему. Заполните все ячейки.

* На каком учебном предмете вы встречали похожие схемы? Как они назывались?

Подсказка:

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений. Дополните схему примерами (укажите под схемой номера предложений).

A) Когда туман ра(с, сс)еялся когда серые обл..ка поднялись (в)верх и ра(с, сс)таяли когда солнце вышло (из)за горы когда всё вокруг зас..яло в его лучах туристы прошли уже ки(л, лл)- ометров семь от места ноч..вки.

Б) Потом я в(с, з)помнил какими осл..пительно(синими) бывают лоскутки неба когда дни начинают медле(н, нн)о пр..бавляться.

B) Пока звенит прокалё(н, нн)ым морозом снег каждая веточка утепляется в ин..й который постепе(н, нн)о нар..стает на уснувших до весны р..стениях.

Ответ:

В учебнике «Физика»: 1-я схема — параллельное подключение; 2-я схема — последовательное. 1 — А; 2 — Б; 3 — В.

Типы подчинительной связи придаточных в СПП

1. Однородное подчинение. 2. Последовательное подчинение. 3. Параллельное подчинение.

Задание 4. Работа с текстом.

Найдите в тексте СПП с несколькими придаточными. Подчеркните в нём грамматические основы.

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке», и этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка мы как можно чаще обращались к имени В.И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, учились черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... Узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

Составьте схему предложения, укажите вид подчинения придаточных.

Ответ:

Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, учились черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком.

Задание 5. Исправляем ошибки

Исправьте ошибки, составьте схемы предложений, напишите тип подчинения.

Ответ:

1. Настоящий друг — это тот, кто понимает прошлое, верит в будущее, принимает тебя таким, какой ты есть.

СПП с последовательным подчинением придаточного изъяснительного (2) и придаточного определительного (3).

2. Иногда мечты сбываются не так, как нам бы хотелось, а даже лучше.

[1 так, (2 как...), 1]. ССП с придаточным образа действия.

3. Сколько бы вам ни было лет, это самый подходящий возраст, чтобы любить, мечтать и радоваться жизни.

СПП с параллельным подчинением придаточного меры и степени и придаточного цели.

4. Чтобы дети были счастливы, нужно, чтобы родители любили не только их, но и друг друга.

СПП с параллельным подчинением придаточного цели(1) и придаточного изъяснительного (3)

Задание 6. В роли учителя

Посмотрите, как девятиклассник разобрал предложения. Всё ли верно? Исправьте ошибки, где это необходимо.

1. [1Из мира, (2который называется детской), 1дверь ведёт в пространство], (3где обедают и пьют чай). (А. Чехов). Параллельное подчинение придаточных определительного (2) и обстоятельственного места (3).

2. [1Я пришёл к тебе с приветом], (2рассказать что солнце встало), (3что оно горячим светом по листам затрепетало). (А. Фет). Однородное подчинение придаточных изъяснительных (2, 3).

3. [1Тот, (2кто жизнью живёт настоящей), (3кто к поэзии с детства привык), 1вечно верует в животворящий, полный разума русский язык]. (Н. Заболоцкий). Однородное подчинение придаточных изъяснительных (2, 3).

4. (1Когда у меня в руках новая книга), [2я чувствую], (3что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). (М Горький). Однородное подчинение придаточных изъяснительных (1, 3).

5. [1Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (2так как боялись отца), (3который тоже был несколько смущён), (4хотя старался этого не показывать). (Н. Гоголь). Последовательное подчинение придаточных обстоятельственных причины (2), сравнения (3) и уступки (4).

Ответ:

1. определительного (3).

2. [1Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (2что солнце встало), (3что оно горячим светом по листам затрепетало).

3. ошибок нет

4. Параллельное подчинение придаточных обстоятельственного (1) и изъяснительного (3).

5. определительного (3)

Задание 7. Демонстрационный опыт

Установите соответствие между предложениями и правилами, которые они иллюстрируют. К каждой позиции первого столбца подберите пример из второго. Ответ запишите цифрами в таблицу.

Запятая в СПП ставится

Примеры

А. Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединёнными сочинительными союзами.

1. Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (А. Чехов)

Б. Запятая ставится при повторении сочинительных союзов между соподчинёнными придаточными.

2. Я тем завидую, кто жизнь провёл в бою, кто защищал великую идею. (С. Есенин)

В. При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

3. Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил её, и что она теперь в детской... (Л. Н Толстой).

Г. Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренним придаточным предложением не следует вторая часть двойного союза то или так.

4. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Н. А. Некрасов)

Д. Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединёнными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обоих придаточных предложениях или только при первом).

5. Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Е. Запятая не ставится между подчинительными союзами, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так.

6. Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (А. С. Пушкин).

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

4

5

1

6

Задание 8. Для настоящих сыщиков

Доктор Ватсон, увидев одно предложение (см. ниже), прибежал к Шерлоку Холмсу и закричал:

— Посмотрите, какие неграмотные люди: в сложноподчинённом предложении вместо запятых поставили тире!

— Ничего подобного, Ватсон, это ...

Как вы думаете, как закончилась фраза великого сыщика? Допишите её.

А вот и предложение, которое так возмутило Ватсона.

Кто весел — тот смеётся,

кто хочет — тот добьётся,

кто ищет — тот всегда найдёт!

    (В. Лебедев-Кумач)

Ответ:

В СПП возможна постановка не только запятой, но и тире между главным и придаточным, если между ними — причинно-следственные отношения.

Задание 9. Итоговый тест

1. Какая схема соответствует предложению?

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

а) (союз ...), (союз ...), [.... ...].

б) (союз ...), [...], (союз ...).

в) [, ... (союз ...),... ...].

2. Какая схема сложноподчинённого предложения неверная?

а) (Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии). (К. Паустовский)

б) [Вода обрушилась так страшно, (что, когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки]. (М. Булгаков)

в) [Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять], (как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги).

г) [Умение сказать именно то, (что нужно), и именно так, (чтобы нас слушали и понимали), есть, без сомнения, великое умение], (которое даётся очень немногим) и (которым никто не имеет права пренебрегать).

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были для неё месяцы детства.

б) Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки, я не поверю воде. (М. Пришвин)

в) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина)

г) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки, и начинается медленное его падение.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) Она не помнила, как встала, как сошла со ступенек, как очутилась в саду.

б) Всё время ему казалось, что он уже опоздал, и что концерт сейчас окончится.

в) Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка.

г) Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, когда воспоминания полностью поглотили меня.

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не имело смысла.

б) Ольга посмотрела на него с таким видом, что все поняли: она не допускала возможности, чтобы с ней спорили по этому поводу.

в) Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идёт искатель к цели. (М. Пришвин)

г) Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймёт, что такое нежность. (К. Паустовский)

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) Ночь кончилась и когда взошло солнце, вся природа ожила.

б) Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Горький)

в) Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

г) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (В. Короленко)

7. Какое предложение соответствует схеме: (союзное слово ), [... ...], ( союзное слово )?

а) Чем больше знает человек, тем сильнее он чувствует поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.

б) Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

в) Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал!

г) В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками, которые не очень хотели идти через перевал в непогоду.

8. На месте каких цифр должны стоять запятые в предложении?

Я подумал (1) что (2) если Мишка сейчас прочитает мои мысли (3) будет не так уж плохо.

а) 1, 3      в) 1, 2, 3

б) 2, 3      г) 1, 2

9. На месте каких цифр должны стоять запятые в предложении?

Я ждал её рассказа (1) и молчал (2) боясь (3) что (4) если я спрошу её о чём-либо (5) она опять отвлечётся и уйдёт от темы в сторону.

а) 3, 4, 5     в) 1, 2, 3, 4, 5

б) 2, 3, 5     г) 2, 3, 4, 5

10. На месте каких цифр должны стоять запятые в предложении?

Я понял (1) что задание сложное (2) и (3) что надо будет подобрать дополнительный материал.

а) 1, 3      в) 1, 2, 3

б) 1, 2      г)1

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

г

б

в

а

а

в

г

г