Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Изучение нового материала
Бессоюзное сложное предложение

Задание 1. Теоретическая задача

Истинное или ложное перед вами утверждение? Запишите после каждой фразы «Да» или «Нет».

1. Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой по смыслу и интонационно.

2. Смысловая связь выражается в том, что части предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое, целостное высказывание.

3. В БСП может быть интонация перечисления, противопоставления и пояснения.

4. Порядок расположения частей в составе БСП тоже является средством выражения смысловых отношений.

5. А ещё средством связи частей в БСП являются формы времени, вида и наклонения глагола.

6. БСП бывают двух типов: однородного состава (с однотипными частями) и неоднородного состава (с разнотипными частями).

7. БСП с частями однородного состава (с однотипными) похожи на ССП.

8. БСП с частями неоднородного состава (с разнотипными) похожи на СПП.

9. В БСП с частями неоднородного состава одна из частей содержит основную мысль высказывания (условно её можно приравнять к главному предложению в составе СПП), а другая поясняет, раскрывает содержание первой (её приравнивают к придаточному предложению СПП).

10. Между частями БСП ставятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

Ответ:

Все утверждения верны.

Задание 2. Мозговой штурм

Посмотрите на схему, нарисованную учителем на доске. О чём хотел сообщить учитель девятиклассникам?

БСП = ССП

[1], [2]. = [1], и [2]. — перечисление

[1] — [2]. = [1], а [2].

— противопоставление,

— быстрая смена событий

БСП = СПП

[1] : [2] = [1], (потому что ...). — причина

 = [1], (а именно ...) — пояснение

 = [увидел], (что ...) — дополнение

[1] — [2] = [1], (когда ...). — время

  = [1], (если ...). — условие

  = [1], (так что ...). — следствие

  = [1], (как, словно ...). — сравнение

Переделайте ССП и СПП в бессоюзные сложные предложения, расставьте в них знаки препинания соответственно этой схеме.

1. С утра моросил дождик, и днём было пасмурно.

2. Начались сумерки, а его всё не было.

3. Загремело, а потом полилось как из ведра.

4. Лампадка погасла, потому что кончилось масло.

5. Произошло небывалое для октября чудо, ведь сирень второй раз за год зацвела.

6. Услышал Моцарт, что в ветхой лачуге играли его симфонию.

7. Наклонился и увидел, что в песке поблёскивало отшлифованное волной стёклышко.

8. Снег посыпался мне за шиворот, когда ветка сосны качнулась.

9. Если упорно трудишься, обязательно достигнешь хорошего результата.

10. Снег выпал только в январе, так что коньки почти два месяца лежали невостребованными.

11. Скажет слово, словно рублём одарит.

12. Прислушался, как будто где-то плачут.

Ответ:

Учитель объясняет, при каких условиях в БСП ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

1. С утра моросил дождик, днём было пасмурно. (перечисление)

2. Начались сумерки — его всё не было. (противопоставление)

3. Загремело, потом полилось как из ведра. (последовательность событий)

4. Погасла лампадка: кончилось масло. (причины)

5. Произошло небывалое для октября чудо: сирень второй раз за год зацвела. (пояснение)

6. Услышал Моцарт: в ветхой лачуге играли его симфонию. (дополнение)

7. Наклонился и увидел: в песке поблёскивало отшлифованное волной стёклышко. (дополнение)

8. Ветка сосны качнулась — снег посыпался мне за шиворот. (время)

9. Упорно трудишься — достигнешь хорошего результата. (условия)

10. Снег выпал только в январе — коньки почти два месяца лежали невостребованными. (следствие)

11. Скажет слово — рублём одарит. (сравнение)

12. Прислушался — где-то плачут. (дополнение)

Задание 3. В роли учителя

Как правило, в БСП однородность видо-временных форм глаголов-сказуемых, выражающих одновременность действий, является обязательной. Исправьте, где необходимо, ошибки ученика.

1. Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, заря взошла. (А. С. Пушкин)

2. Не было никакой возможности уйти незаметно — он пошёл открыто, будто идёт в зал.

3. Вдруг он почувствовал: кто-то взял за плечо и трясёт сперва слабо, потом всё сильней.

4. Внезапно вокруг него всё потемнело: свинцовая туча набегает на солнце.

Ответ:

1. Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, заря всходила.

2. Не было никакой возможности уйти незаметно — он пошёл открыто, будто шёл в зал.

3. Вдруг он почувствовал: кто-то взял за плечо и потряс сперва слабо, потом всё сильней.

4. Внезапно вокруг него всё потемнело: свинцовая туча набежала на солнце.

Задание 4. Пунктуационная задача

Расставьте знаки препинания в БСП в соответствии с пунктуационными правилами.

1. Возле дома была разбита клумба на ней цвели пионы и лилии.

2. Отцветающие красные маки роняли крупные с прожилками лепестки ветер поспешно подхватывал их на лету и уносил бог весть куда.

3. Коля вынужден был отвлечься от своего рисунка его кто-то окликнул.

4. Маша подошла к мольберту стала рассматривать Колину картину и заметила одну странную вещь на его картине маки не отцветали а только начинали распускать бутоны.

5. Картина была чудесная и Маша про себя решила завтра она тоже возьмётся за кисти и краски.

6. Быстро проходит лето остановить его можно только на картине.

7. Художник будто волшебник в его силах запечатлеть «буйство красок и половодье чувств» как сказал однажды поэт.

8. Коля долго мыл кисти от краски Маше пришлось его ждать.

9. Она проявляла исключительное терпение этому её научила бабушка.

10. Маша распахнула калитку на улицу порывом ветра подняло несколько опавших лепестков мака и закружило их в воздухе.

11. Словно летний вальс подумала Маша.

Ответ:

1. Возле дома была разбита клумба, на ней цвели пионы и лилии. (Части БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности), между ними можно поставить союз И.)

2. Отцветающие красные маки роняли крупные, с прожилками лепестки; ветер поспешно подхватывал их на лету и уносил бог весть куда. (Части БСП распространены и отдалены по смыслу.)

3. Коля вынужден был отвлечься от своего рисунка: его кто-то окликнул. (Второе предложение имеет значение причины, вместо двоеточия можно вставить союз «потому что».)

4. Маша подошла к мольберту, стала рассматривать Колину картину и заметила одну странную вещь: на его картине маки не отцветали, а только начинали распускать бутоны. (Второе предложение объясняет первое, к тому же в первой части употреблено слово «одну», двоеточие можно заменить союзами «то есть», «а именно».)

5. Картина была чудесная, и Маша про себя решила: завтра она тоже возьмётся за кисти и краски. (Второе предложение дополняет первое, вместо двоеточия можно вставить союз «что».)

6. Быстро проходит лето — остановить его можно только на картине. (Части БСП противопоставлены по смыслу, это действие и его результат, вместо тире можно поставить «так что».)

7. Художник будто волшебник: в его силах запечатлеть «буйство красок и половодье чувств», как сказал однажды поэт. (Второе предложение имеет значение причины, вместо двоеточия можно вставить союз «потому что»; также оно разъясняет содержание первого.)

8. Коля долго мыл кисти от краски — Маше пришлось его ждать. (Второе предложение указывает на следствие, вместо тире можно вставить союзы «так что», «вследствие чего».)

9. Она проявляла исключительное терпение — этому её научила бабушка. (Второе предложение имеет присоединительное значение, во второй части употребляется указательное местоимение.)

10. Маша распахнула калитку на улицу — порывом ветра подняло несколько опавших лепестков мака и закружило их в воздухе. (Второе предложение указывает на неожиданную смену событий, вместо тире можно вставить слово «и внезапно», «неожиданно».)

11. «Словно летний вальс», — подумала Маша. (Прямая речь.)

Задание 5. Магический квадрат

Определите, какой знак следует поставить между частями БСП, и впишите его в клетки квадрата.

1. Ночь всё наступала (?) лес придвигался ближе к костру. 2. Голова закружилась (?) в глазах заплясали звёзды. 3. Двери и окна отворены настежь (?) в саду не шелохнётся ни один лист. 4. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес (?) ель надломленная стонет (?) глухо шепчет тёмный лес. (Н. А. Некрасов) 5. Хлопнул выстрел (?) потом затрещал пулемёт. 6. Птица не могла летать (?) у неё было сломано крыло. 7. Вот что я сделаю (?) куплю блокнот или тетрадь и засяду за воспоминания. 8. Про себя Валя думала (?) надо позвать кого-то на помощь. 9. Я вошёл в театр (?) арки, многоуровневые ярусы, панорамные окна составляли обстановку фойе. 10. Дождь он недолюбливал (?) дождь вгонял его в уныние. 11. Из слов моста не построишь (?) нужны брёвна. 12. Вещь будет лежать бесхозная (?) не возьму. 13. Понять тебя я рад (?) пойми и ты меня. 14. Пойдёт снег (?) отменим пешую прогулку. 15. Ему стало стыдно убивать безоружного (?) он опустил ружьё. 16. В поле царит буйство красок (?) цветут ромашки, полевые маки, лиловые васильки и алые гвоздики. 17. Ей чудилась картина (?) маленькая лодочка несёт её в открытое море. 18. Видит Васька (?) плохо дело. 19. Одно было ясно как белый день (?) надо было возвращаться обратно. 20. Вот тебе мой совет (?) начни всё сначала. 21. Возле дверей я увидел босого мальчика, посиневшего от холода (?) на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда. 22. Его маленькие исцарапанные ноги были в грязи, как в носках (?) дрожь пробрала меня с ног до головы при виде этого жалкого зрелища. 23. Вечернее солнце скрылось за гору, находившуюся за садом (?) его лучи были видны только в междугорье. 24. Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья (?) на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж. 25. Всё зимнее утро, чистое и яркое, сверкал на солнце только что выпавший первый снег (?) полдня серебрились на окне морозные цветы и листья.

Соедините линией (можно разного цвета) отдельно запятые, двоеточия, тире и точки с запятой.

Ответ:

Задание 6. Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните к нему задания.

(1 )Но вот начинает смеркаться. (2)На кухне слышится грохот и стук: там готовятся к праздничному ужину.

(3)А солнце уже опускается за гору; оно бросает на прощание несколько чуть-чуть тёплых лучей, расцвечивающих огненной полосой кромку рощицы. (4)Потом лучи гаснут один за другим, кроме последнего: он, как тонкая игла, пронзил сосну и не желает с ней прощаться. (5)Но и он потух — предметы стали терять свою форму. (6)Всё слилось сначала в серую, а потом в тёмную массу. (7)Пение птиц постепенно ослабело; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, монотонно чирикавшей до самой ночи. (8)Но и она пела с промежутками, всё реже и реже, наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя — сон сморил птичку.

(9)Всё смолкло. (10)Из земли поднялись белые пары — туман разостлался по лугу и по реке. (11)Река тоже присмирела; немного погодя в ней кто-то плеснул ещё в последний раз и исчез.

(12)Становилось всё темнее и темнее, запахло сыростью. (13)Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ — в саду сразу стало страшно. (14)Пугало всё: хруст сухого сучка, высокие сосны стонали в вышине, раскачиваясь, кусты зловеще шептались у пруда.

Укажите номер(-а) предложения(-ий), в которых:

1) части БСП связаны отношением перечисления ...

2) части БСП распространены или отдалены по смыслу ...

3) второе предложение имеет значение причины ...

4) второе предложение поясняет первое ...

5) второе предложение дополняет первое ...

6) второе предложение указывает на следствие ...

Ответ:

1) части БСП связаны отношением перечисления — 12

2) части БСП распространены или отдалены по смыслу — 3, 7, 11

3) второе предложение имеет значение причины — 2

4) второе предложение поясняет первое — 14

5) второе предложение дополняет первое — 4

6) второе предложение указывает на следствие — 5, 8, 10, 13

Задание 7. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки. Кратко объясните ваш выбор пунктуационного знака (пояснение, противопоставление и т. д. — см. задание 2).

Ответ:

1. Тебя не сломать: ты сильная личность! (причина)

2. Меня не нужно понимать — меня нужно любить. (противопоставление)

3. Я не море — меня не волнует. (следствие)

4. Умная — в папу, красивая — в маму. (перечисление)

5. Девушки лучше не знаю — о тебе одной мечтаю. (следствие)

6. Не всем же быть худыми — надо кому-то быть и красивыми. (противопоставление)

7. Ты, словно солнышко, мне светишь и озаряешь жизнь мою; ты лучше всех на белом свете, я всей душой тебя люблю. (перечисление)

8. Корону снимать не буду: она нимбу не мешает. (пояснение

Задание 8. Итоговый тест

1. Что такое бессоюзное сложное предложение?

а) Сложное предложение, части которого соединяются при помощи интонации и по смыслу.

б) Сложное предложение, части которого равноправны и соединяются при помощи сочинительных союзов.

в) Сложное предложение, части которого соединяются при помощи подчинительных союзов.

г) Сложное предложение, части которого соединяются при помощи противительных союзов.

2. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

а) Двоеточие, кавычки, тире.

б) Точка с запятой, тире, двоеточие.

в) Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

г) Запятая, точка с запятой, двоеточие.

3. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой?

а) Если части БСП отдалены по смыслу или распространены.

б) Если части БСП противопоставлены по смыслу.

в) Если первая часть БСП указывает на значение причины.

г) Если вторая часть БСП указывает на значение следствия.

4. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением следствия?

а) Двоеточие.

б) Точка с запятой.

в) Запятая.

г) Тире.

5. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением пояснения?

а) Двоеточие.      в) Запятая.

б) Точка с запятой.    г) Тире.

6. Найдите бессоюзное сложное предложение.

а) Всегда говори правду, и тебе дорога будет открыта.

б) Глупый осудит, а умный рассудит.

в) Горшок над котлом смеётся, а оба чёрные.

г) У каждой горы свой уклон, у каждого человека свой нрав.

7. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

а) Отец — рыбак (?) дети в воду смотрят.

б) А тут ветер, дождь (?) промокли до нитки.

в) Дорога матушка Москва (?) за золото не купишь, силой не возьмёшь.

г) Человек, который заметил и исправил ошибку (?) не ошибся.

8. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире.

а) Источник утоляет жажду (?) доброе слово оживляет сердце.

б) Руки поборют одного, знания (?) тысячу.

в) Волос долог (?) да ум короток.

г) Не знаешь (?) где найдёшь, где потеряешь.

9. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

а) Гора с горой не сходится (?) а человек с человеком встретится.

б) Капелька за капелькой бежит издалека (?) вот в долине катится громадная река.

в) Долго будешь наряжаться (?) в гости опоздаешь.

г) Вот взобрался я на вершину (?) сижу здесь радостен и тих. (Ф. Тючев)

10. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой.

а) На тёмном небе кое-где мелькали звёзды (?) иногда ветер чуть шелестел в ветвях (?) лошади шли устало.

б) Чистый белый лист — мудрость (?) точка на ней — истина (?) запятая — рассуждение (?) тире — надежда (?) двоеточие — сила, а троеточие — философия.

в) Знающему — светло (?) незнающему — темно.

г) Посеешь поступок — пожнёшь привычку (?) посеешь привычку — пожнёшь характер (?) посеешь характер — пожнёшь судьбу.

11. Найдите, в каком примере тире стоит между частями БСП.

а) Щи да каша — пища наша.

б) Сделаешь другому добро — тебе самому будет польза.

в) Хитрость лисы — в глупости куриц.

г) В бане веник — дороже денег.

12. Найдите, в каком примере двоеточие стоит между частями БСП.

а) Сосед спать не даёт: хорошо живёт.

б) Гостям дважды радуются: встречая и провожая.

в) Не зря в народе говорят: «Привередливая ворона и сокола осудит».

г) Признаки настоящего мужчины: благородство, великодушие, щедрость, преданность, трудолюбие.

13. Найдите, в каком примере запятая стоит между частями БСП.

а) И дурак умён, пока молчит.

б) И редко шагает, да твёрдо ступает.

в) Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

г) Не отведав, вкуса не угадаешь.

14. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

а) Полный чайник — молчит, наполовину пустой — шумит.

б) У кого какой вкус: кто любит дыню; а кто арбуз.

в) К чему душа лежит — к тому и руки приложатся.

г) Любишь гостить — люби и к себе звать.

15. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) За чужим погонишься — своё потеряешь.

б) Подлинная добродетель подобна реке — чем она глубже, тем меньше шумит.

в) Не рой яму другому — сам в неё попадёшь.

г) Слово — серебро, молчание — золото.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

в

а

г

а

г

в

а

г

а

б

а

в

г

б