Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова - С. М. Вовк 2020

Изучение нового материала
Сложные предложения с разными видами связи

Задание 1. Теоретическая задача

Истинное или ложное перед вами утверждение? Запишите после каждой фразы «Да» или «Нет».

1. Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений.

2. Части сложного предложения с разными видами связи могут быть связаны между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

3. Простые предложения в сложные предложения с разными видами связи не входят.

4. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на два и более блоков.

5. Блоки могут быть соединены между собой с помощью сочинительных союзов или бессоюзно.

6. Каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение,

либо простое, либо сложносочинённое, либо бессоюзное.

7. Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов). В этом сложном предложении между его частями есть сочинительная и подчинительная связь.

8. Это предложение соответствует схеме:

9. В этом предложении оба союза — соединительные.

10. Уже давно село солнце, но лес ещё не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин). В этом сложном предложении между его частями есть сочинительная и бессоюзная связь.

11. Это предложение состоит из двух блоков.

12. Первый блок — это сложносочинённое предложение, второй блок — бессоюзное предложение, связь между блоками — подчинительная.

13. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов). Между частями этого сложного предложения есть подчинительная и бессоюзная связь.

14. В нём один блок (сложноподчинённое предложение) и одно простое предложение, которое присоединяется к блоку с помощью бессоюзной связи.

15. В саду было просторно и росли одни только яблони; они стали плодоносить только недавно, так что теперь издалека он был похож на бело-розовое облако. В этом предложении 3 простых предложения, первая часть — простое предложение, она присоединяется к блоку — сложноподчинённому предложению.

Соедините парные ответы. У вас должно получиться одинаковое количество пар и одиночных ответов. Кроме того, чередуясь, они должны следовать в строгом порядке.

Ответ:

1. Да; 2. Да; 3. Нет; 4. Да; 5. Да; 6. Нет; 7. Да; 8. Да; 9. Нет; 10. Да; 11. Да; 12. Нет; 13. Да; 14. Да; 15. Нет.

Задание 2. Мозговой штурм

Посмотрите внимательно на доску. О чём хотел рассказать девятиклассникам учитель?

Какое предложение иллюстрирует эта схема:

1. Солнце давно уже село, но лес ещё шумел; когда мы выбрались на опушку, дятел стучал на сосне да куковала кукушка.

2. Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы возвращались домой, подул сильный ветер.

Ответ:

Предложение 2.

Задание 3. Пунктуационная задача

На месте каких цифр должны стоять запятые, обозначающие границы простых предложений и блоков в сложных предложениях с разными видами связи?

* Внимание! Остальные запятые указывать не надо.

1) С утра на солнце (1) деревья покрылись роскошным инеем (2) и так продолжалось часа два (3) потом иней исчез (4) солнце закрылось (5) и день прошёл тихо (6) задумчиво.

Ответ: 2, 3, 4, 5

2) Когда он проснулся (1) уже всходило солнце (2) но холм (3) возвышавшийся на горизонте (4) заслонял его собою.

Ответ: 1, 2

3) Переулок был весь в садах (1) и у заборов росли липы (2) бросавшие теперь (3) при луне (4) широкую тень (5) так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов)

Ответ: 1, 5

4) Солнце закатилось (1) и ночь последовала за днём (2) без промежутка (3) как это (4) обыкновенно (5) бывает на юге. (М. Лермонтов)

Ответ: 1, 3

5) Надвигалась зима (1) и (2) когда ударили первые морозы (3) жить в лесу стало тяжело.

Ответ: 1, 2, 3

6) Можешь (1) мне позвонить (2) но (3) если ты не позвонишь сегодня (4) завтра мы уедем.

Ответ: 2, 3, 4

7) Я думаю (1) что (2) если приложить все усилия (3) готовясь к экзамену (4) у тебя всё получится (5) и ты сдашь экзамен на «отлично».

Ответ: 1, 2, 4

Задание 4. Лексико-грамматическая задача

Выполните пять заданий и получите «5» (по 1 баллу за правильный ответ). Для этого самостоятельно подберите союзы и союзные слова, которые должны быть на месте пропусков в предложениях (аналогичное задание вас ждёт на ЕГЭ):

1) Он увидел, <...> вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, <...> с такой силой падала с высоты, <...> казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам <...>................... блуждали пасущиеся овечки.

2) Но грустно думать, <...> напрасно была нам молодость дана, <...> изменяли ей всечасно, <...> обманула нас она; <...> наши лучшие желанья, <...> наши свежие мечтанья истлели быстрой чередой, <...> листья осенью гнилой. (А. Пушкин)

3) День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный; слева надвинулась уютная тень, <...> трудно стало понимать, <...> заканчивается тень и <...> начинается изумрудная листва деревьев.

4) Комната, в <...> мы вошли, была разделена барьером, <...> я не видел, с <...> говорила и <...> униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)

5) На следующий день, <...> наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, <...> оттуда ответили, <...> Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция. (А. Чаковский)

Ответ:

1) Как, и, что, которой; 2) Что, что, что, что, что, как; 3) И, где, где; 4) Которую, так что, кем, кому; 5) Как только, но (однако), что.

Задание 5. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде. Постройте схемы предложений.

Ответ:

1) Деда Мороза не существует, но я не умею читать, так что всё хорошо.

2) Я личность творческая: хочу — творю, хочу — вытворяю! [1] : [2], [3].

3) Совесть есть, но с собой не ношу — боюсь потерять.

4) Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка попадётся.

5) Следуй за своим вдохновением, и тебе откроются двери там, где раньше были стены.

6) Счастье подобно бабочке: чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает, но, если вы перенесёте своё внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет вам на плечо.

7) Хорошие друзья как звёзды: вы не всегда их видите, но точно знаете, что они всегда здесь.

8) Нам нужна не столько помощь наших друзей, сколько уверенность, что мы её получим.

9) Жизнь как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна.

10) Крикни — услышит любой, прошепчи — услышит ближний, и только я услышу, о чём ты молчишь.

11) Завтра будет то, что должно быть, и не будет ничего из того, чего быть не должно, — не суетитесь!

12) Я всегда буду помнить тех, кто помог мне подняться в трудную минуту, но я также никогда не забуду тех, кто помог мне упасть.

13) Никогда не сдавайся, и ты увидишь, как сдаются другие.

Задание 6. Итоговый тест

1. Укажите верную характеристику предложения: «Солнце било в окно, и, когда он поднял голову, ему пришлось зажмуриться».

а) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

б) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.

в) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

г) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.

2. Укажите верную характеристику предложения: «Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались: с Бездомным приключилось что-то вроде паралича». (М. Булгаков)

а) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

б) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.

в) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

г) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.

3. Укажите верную характеристику предложения: «Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин».

а) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.

б) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

в) Сложное предложение с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью.

г) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

4. Укажите верную характеристику предложения: «Ванька резко оглянулся: всё так же светило солнце, и листья кустов и ивы блестели от утренней росы».

а) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

б) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.

в) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

г) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.

5. Укажите верную характеристику предложения: «Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостоят друг другу искусство и опустошительные войны».

а) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

б) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.

в) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

г) Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда Юрий Гагарин впервые увидел её из глубины Вселенной (3) он запел от восторга.

а) 1, 2, 3     в) 1, 2

б) 2, 3      г) 1, 3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) бабушка вышла в круг (4) поклонилась всем в пояс (5) и все (6) кто был на палубе (7) улыбнулись ей.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7    в) 4, 5, 6, 7

б) 1, 2, 3     г) 1, 3, 4, 6

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я думаю (1) что (2) когда кролики увидят открытую дверцу клетки (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят убежать (5) и их ничем не удержать.

а) 2, 3, 4

б) 1, 3, 4, 5

в) 1,2, 3, 5

г) 1, 2, 4

9. В каком предложении на месте пропуска должно стоять тире?

а) Я принял решение (?) поговорю с другом, когда увижу его.

б) Сон изменился (?) теперь она шла по тёмному коридору, который весь был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов.

в) Вчера мы были в музее на выставке картин известного художника (?) конечно, я не особенно люблю современное искусство, но подруга уговорила меня пойти, и я не могла отказаться.

г) Что случилось после его ухода, почему сестра открыла дверь незнакомцу (?) ответов на эти вопросы он так и не нашёл, хотя поиски не прекращались.

10. В каком предложении на месте пропуска должно стоять двоеточие?

а) В картинной галерее, куда привела меня подруга, была выставка современного искусства (?) а его я не очень люблю.

б) Подруга пригласила меня на выставку, так как считает, что мы должны повышать свой культурный уровень; мы пошли и я не разочаровалась (?) пейзажи были великолепны, а дивные натюрморты поражали своей реалистичностью.

в) Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше (?) казалось (?) что конца не будет подъёму.

г) По сумрачному небу носились густые тучи (?)и хотя шёл только третий час дня (?) было уже темно.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

в

а

г

а

а

б

г

б