Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 15. Н. В. Гоголь

Прочитайте текст1 и выполните задания 1 — 10.

1)К середине 30-х годов в творчестве Гоголя намечается изменение. 2)Позднее, в «Авторской исповеди», писатель склонен был определять эту перемену по такому признаку, как отношение к смеху, целенаправленность комического. 3)«Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная зачем. 4)Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего» (VIII, 440). 5)Однако в этих словах есть чрезмерная категоричность противопоставления, объясняемая повышенно строгим подходом позднего Гоголя к своим ранним вещам. 6)Конечно же, и до 1835 года Гоголь смеялся не только «даром» и не только «напрасно»! 7)Правомернее противопоставление по признаку, к которому Гоголь подходит в самом конце приведённой цитаты, — по признаку «осмеянья всеобщего».

1 Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1987.

Image

8)Художественная мысль Гоголя и раньше стремилась к широким обобщениям. 9)Отсюда его тяготение к собирательным образам (Диканька, Миргород, Невский проспект), выходящим за рамки географических или территориальных наименований и обозначающих как бы целые материки на карте вселенной.

10)Но Гоголь вначале пробовал найти подход к этим «материкам» то с одной, то с другой стороны, дробя общую картину на множество осколков. «Арабески»1 — название одного из гоголевских сборников — возникло, конечно, далеко не случайно.

11)Однако Гоголь упорно ищет такой аспект изображения, при котором целое предстало бы не в частях, не в «арабесках», но в целом. 12)В один год — в 1835-й — писатель начинает работу над тремя произведениями, показывающими, по его более позднему выражению, «уклоненье всего общества от прямой дороги» («В чём же наконец существо русской поэзии...» — VIII, 400). 13) Одно произведение — незаконченная историческая драма «Альфред». 14)Другое — «Ревизор». 15)Третье — «Мёртвые души». 16)В ряду этих произведений замысел «Мёртвых душ» получал постепенно всё большее и большее значение. 17)Уже через год после начала работы над «Мёртвыми душами» Гоголь писал: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (письмо к В. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.)

1 Арабески — мн. 1. Плоскостной или тонкий лепной орнамент (узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов) со сложным — обычно симметричным — рисунком, стилизующим растительные побеги (иногда в сочетании с геометрическими фигурами, надписями, изображениями людей и животных).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

Задание № 1

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится:

□ 1) о творчестве Н. В. Гоголя;

□ 2) о замысле написания «Мёртвых душ»;

□ 3) о наметившихся к середине 30-х годов изменениях в творчестве писателя;

□ 4) о строгости подхода позднего Гоголя к оценке своих произведений.

Ответ: 3

Задание направлено на проверку умения определять основную тему текста.

Задание № 2

Автор написал этот текст, чтобы:

□ 1) показать одну из художественных особенностей творчества Гоголя — стремление к обобщению, «осмеянию всеобщего»;

□ 2) раскрыть замысел «Мёртвых душ»;

□ 3) опровергнуть слова Гоголя о том, что он смеялся «напрасно»;

□ 4) раскрыть смысл создания «Арабесок».

Ответ: 1

Задание направлено на проверку умения определять основную задачу речи.

Задание № 3

Прочитав текст, Вы узнали, что:

□ 1) Ю. В. Манн написал многочисленные исследования о творчестве Н. В. Гоголя;

□ 2) перу Н. В. Гоголя принадлежат труды: «В чём же наконец существо русской поэзии...», «Альфред»;

□ 3) написание «Мёртвых душ» было для Н. В. Гоголя чрезвычайно важным делом;

□ 4) Н. В. Гоголь написал «Авторскую исповедь» после возникновения замысла «Мёртвых душ».

Ответ: 2, 3, 4.

Задание направлено на проверку умения находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде.

Задание № 4

Укажите признаки, по которым Н. В. Гоголь определял направления изменений в своём творчестве середины 30-х годов.

Мнение Н. В. Гоголя

Интерпретация автора текста





Ответ:

Задание направлено на проверку умения избирательно пользоваться информацией текста, выделять детали в соответствии с заданием.

Мнение Н. В. Гоголя

Интерпретация автора текста

...смеюсь даром, напрасно, сам не

зная зачем... лучше смеяться сильно

отношение к смеху: конечно, Гоголь смеялся не только «даром», не только «напрасно»

...(смеяться) и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего

целенаправленность комического; комическое способно достигать высокого звучания

Задание № 5

Сократите фрагмент текста (предложения 1 — 7) и передайте его главное содержание одним предложением (не более 15 слов).

Ответ:

К середине 30-х годов в творчестве Гоголя намечается изменение по признаку «осмеянья всеобщего» (13 слов).

Задание направлено на проверку умения содержательной компрессии текста.

Задание № 6

В каких смысловых отношениях находятся предложения № 8 и № 9? Какое средство связи помогает понять выражаемые отношения?

Ответ:

Предложение 8 — тезис, утверждение, предложение 9 — аргументация, подтверждение тезиса. Отношения помогает понять наречие «отсюда».

Задание направлено на осмысление структурных элементов текста.

Задание №7

С какой целью автор включает в текст цитирование (предложения № 3 и № 4)?

1. ...

2. ...

Ответ:

Данное цитирование включено автором текста для:

1) подтверждения своей мысли, выраженной в предложении 2;

2) развития своей мысли на основе слов писателя об «осмеянье всеобщего» (предложения 5 — 7).

Задание направлено на осмысление текста в его содержательном плане.

Задание № 8

Объясните, пользуясь информацией текста, почему автор делает следующий вывод: «Арабески» — название одного из гоголевских сборников — возникло, конечно, далеко не случайно».

Ответ:

Арабески — в прямом значении слова «орнамент со сложным — обычно симметричным — рисунком». Сам орнамент (узор) состоит из отдельных элементов, составляющих целое. (Информация сноски к тексту.) Если автор утверждает, что «Гоголь вначале пробовал найти подход к этим «материкам» то с одной, то с другой стороны, дробя общую картину на множество осколков», то вполне логичен вывод о «говорящем» названия сборника. Значение слова «арабески» автор текста приводит в предложении 11: не в частях, не в «арабесках» ...

Задание направлено на смысловой анализ текста.

Задание № 9

Какие слова Гоголя автор использует, чтобы доказать свою мысль, выраженную в предложении № 11: «Однако Гоголь упорно ищет такой аспект изображения, при котором целое предстало бы не в частях, не в «арабесках», но в целом».

Ответ:

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

Задание направлено на проверку понимания элементов текста.

Задание № 10

Найдите в тексте комедии «Резизор» и (или) поэмы «Мёртвые души» примеры уклоненья «всего общества от прямой дороги». Прокомментируйте найденные примеры, написав небольшой текст.

Ответ:

Работа может быть самостоятельной, но возможно и обращение к книге Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя».

Задание носит исследовательский характер.