Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 16. Сочинение-рассуждение о смысле фразы

Прочитайте текст1 и выполните задания 1 — 10.

Задание [15.2., демоверсия 2015 года] экзамена направлено на самостоятельную интерпретацию2 выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.

Подготовка к написанию сочинения начинается уже на этапе выполнения тестовой части экзаменационной работы. Задания с выбором ответа выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы исходного текста, позиции автора или героя, связаны с умением находить в прочитанном тексте изученные средства выразительности речи. Отвечая на тестовые вопросы, ученики осмысляют содержание всего текста. А, как известно, основой интерпретации текста является его содержательный анализ (тема, проблема, идея текста, авторская позиция).

1 Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме // Русский язык 2012; Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие / С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. — М.: Интеллект-Центр, 2012. — с.165. (Без сносок).

2 Интерпретация — расшифровка смысла текста, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие уровней значения, заключённых в буквальном значении. (П. Рикёр).

Интерпретация (от лат. — посредничество, толкование, объяснение) — это истолкование, разъяснение смысла, значения текста. Многозначность и скрытая неисчерпаемость текста определяют возможность существования бесконечного множества интерпретаций и относительную объективность каждого индивидуального толкования того или иного произведения. — http://www.textologia.ru/ slovari/literaturovedcheskie-terminy/interpretaciya/?q=458&n=86

Чаще всего для толкования предлагается финал текста или предложения, близкие к нему. Выпускникам необходимо дать интерпретацию этого фрагмента: объяснить смысл фрагмента текста и обосновать (подтвердить) высказанное суждение с помощью двух аргументов, взятых из прочитанного текста. Примеры-аргументы подбираются не к интерпретируемой фразе, а к высказанному тезису об общем смысле анализируемого фрагмента.

В методических рекомендациях по написанию сочинения ...говорится о том, что сформулировать тезис об общем смысле анализируемого фрагмента поможет составление следующей смысловой цепочки: главный герой — главное событие — отношение героя к этому событию (его чувства, переживания, размышления, вызванные случившимся).

Интерпретация фрагмента текста состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента (интерпретировать предложенную фразу), опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.

Итак, задание проверяет умение самостоятельно интерпретировать (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Рассмотрим алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом исходного текста.

1. Композиция сочинения, связанного с самостоятельной интерпретацией выпускником одного из ключевых фрагментов текста, должна соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение»:

1) Вступление — формулировка тезиса об общем смысле анализируемого фрагмента текста (главной мысли, которую необходимо аргументировать).

2) Основная часть — обоснование (подтверждение) высказанного суждения о смысле анализируемого фрагмента путём приведения двух примеров-аргументов из текста:

а) первый аргумент;

б) второй аргумент.

3) Обобщающий вывод, который может включать личностное отношение выпускника к герою, теме или проблеме текста.

2. Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

3. Интерпретация фрагмента должна быть верной и не противоречить содержанию и авторскому замыслу текста.

4. Экзаменуемый должен привести из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

5. В работе может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, однако не все из них могут быть аргументами.

6. Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает мысли экзаменуемого, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента.

7. Чтобы дать развёрнутый, аргументированный ответ на задание и создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение», рекомендуется использовать следующие речевые клише при объяснении смысла анализируемого фрагмента: «Мне кажется, что...», «По моему мнению, ...», «С моей точки зрения, ...»; «Я думаю, что...» и др.

8. Во избежание языковых повторов при написании сочинения следует подбирать синонимы.

9. Необходимо соблюдать пунктуационные правила при цитировании.

Задание № 1

Используя информацию текста, ответьте на вопрос: «Что такое интерпретация текста?»

Ответ:

Учащиеся должны понять, что интерпретация — это выявление скрытого смысла (подтекста) фрагмента.

Задание носит обучающий характер и направлено на сознательное усвоение задачи, поставленной перед учащимися в задании 15.2.

Задание № 2

Используя информацию текста, дайте ответ на вопрос: «Что значит интерпретировать фрагмент текста?» (При ответе используйте цитирование.)

Ответ:

«Выпускникам необходимо дать интерпретацию этого фрагмента: объяснить смысл фрагмента текста и обосновать (подтвердить) высказанное суждение с помощью двух аргументов, взятых из прочитанного текста».

Интерпретировать — это «истолковывать, разъяснять, раскрывать смысл ключевого фрагмента текста».

Задание носит обучающий характер и направлено на сознательное усвоение задачи, поставленной перед учащимися в задании 15.2.

Задание № 3

Используя информацию текста, дайте ответ на вопрос: «Почему примеры-аргументы подбираются не к интерпретируемой фразе, а к высказанному тезису об общем смысле анализируемого фрагмента?»

Ответ:

Примеры-аргументы подбираются не к интерпретируемой фразе, а к высказанному тезису об общем смысле анализируемого фрагмента, потому что доказывать надо обнаруженный скрытый смысл фразы, т. е. доказать надо обоснованность своей интерпретации.

Задание носит обучающий характер и направлено на сознательное усвоение задачи, поставленной перед учащимися в задании 15.2.

Задание № 4

Составьте план на тему: «Композиция сочинения-рассуждения по интерпретации исходного текста».

Ответ:

1) Вступление.

2) Основная часть:

а) первый аргумент;

б) второй аргумент.

3) Обобщающий вывод.

Задание направлено на поиск явной информации текста, сокращение второстепенной информации.

Задание № 5

Используя информацию текста, дайте ответ на вопрос: «Какая интерпретация текста является правильной?»

Ответ:

Интерпретация фрагмента будет считаться правильной, если не будет противоречить содержанию и авторскому замыслу текста.

Задание направлено на поиск скрытой информации текста и на сознательное усвоение задачи, поставленной перед учащимися в задании 15.2.

Задание № 6

Прочитайте предложения.

1) Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов.

2) Объясните своими словами смысл фразы текста.

3) Понимание смысла текста.

4) Развёртывание тезиса с помощью комментариев к нему.

> Что представляют собой эти предложения в правильной последовательности и общности?

> Восстановите последовательность.

> Какой пункт является дополнительным, необязательным, если следовать критериям оценки сочинения-рассуждения?

Ответ:

Это план последовательности написания сочинения-рассуждения.

1) Понимание смысла текста.

2) Формулировка тезиса о смысле фразы текста.

3) Развёртывание тезиса с помощью комментариев к нему.

4) Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов.

Необязательным может быть п. 3 (развёртывание тезиса). Тезис можно доказывать сразу. Комментарий часто «затемняет» основной тезис.

Задание № 7

Прочитайте памятку «Как писать сочинение-рассуждение?» Определите правильную последовательность пунктов плана. Уберите избыточные «шаги».

1) Внимательно прочитайте текст.

2) Перечитайте фразу текста, которую нужно интерпретировать.

3) Выделите в ней ключевые слова (слова, которые могут иметь дополнительный смысл, употреблены в переносном значении, оценочные слова).

4) Истолкуйте (объясните) своими словами, как Вы понимаете значение (смысл) фразы. Запишите на черновике.

5) Проверьте, как соотносится Ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).

6) Примите записанное Вами толкование (объяснение, интерпретацию) за тезис.

7) Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный в тексте вопрос.

8) Подберите в тексте смысловые части (фразы), которые могут служить доказательством выдвинутого Вами тезиса.

9) Отберите из текста два наиболее доказательных примера-аргумента, подтверждающих правильность высказанного Вами тезиса. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.

10) Запишите примеры-аргументы. Проверьте, действительно ли примеры подтверждают Ваш тезис.

11) Сформулируйте собственное мнение о смысле фрагмента текста, который надо интерпретировать.

12) Сделайте вывод, ответив на вопрос: какова роль указанной фразы для понимания общего смысла (и/или темы/настроения) всего текста?

13) Запишите вывод.

14) Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).

15) Сделайте логико-смысловые вставки, соединяющие средствами связи части Вашего сочинения.

16) Проверьте соблюдение норм письменной речи. (Можно пользоваться орфографическим словарём.)

17) Перепишите сочинение в бланк ответа № 2.

Ответ:

Избыточными будут 5, 7, 11.

Задание № 8

Прочитайте притчу.

Чего хочет дьявол?

Два мальчика стояли и смотрели, как сатана медленно уходит прочь. Блеск его гипнотических глаз все ещё туманил их головы.

— Слушай, чего он от тебя хотел?

— Мою душу. А от тебя?

— Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить.

— Хочешь, пойдём поедим?

— Хочу, но у меня теперь совсем нет денег.

— Ничего страшного. У меня полно.

(Брайан Ньюэлл)

> Ответьте на вопрос, заданный в названии притчи.

Ответ:

Я считаю, что дьявол хочет забрать душу человека. И происходит страшное: дьявол забирает душу одного из мальчиков.

Задание № 9

Прочитайте текст.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

(В. Осеева)

> Объясните, как Вы понимаете смысл последней фразы текста.

Ответ:

Последняя фраза текста «— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина» показывает, что бездействие тогда, когда нужно помочь, — это очень плохой поступок, справедливо вызывающий сильное, искреннее возмущение, негодование.

Задание № 10

Перечитайте задания к задаче 16 и свои ответы. Обобщите материал. Напишите свой план (алгоритм) анализа текста для выполнения задания 16.2.

Ответ:

Ответ оценивается по критериям ФИПИ.