Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 17. Сочинение-рассуждение о слове
Прочитайте формулировку задания 15.3 (демоверсия 2015 года) и выполните задания 1 — 10.
Как Вы понимаете значение слова человечность? Сформулируйте своё определение и прокомментируйте его. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание № 1
Выделите основные содержательные требования к ответу на вопрос (первая часть задания).
Ответ:
1) Определить, каково значение данного Вам слова и, учитывая основное значение слова, дать своё определение.
2) Отредактировать данное Вами определение, чтобы получилась ясная, чёткая и небольшая формулировка.
3) Объяснить (комментарий), почему именно так Вы понимаете значение слова.
Задание № 2
Выделите основные содержательные требования к ответу на вторую часть задания.
Ответ:
1) Это должно быть сочинение-рассуждение.
2) Тезисом сочинения является данное Вами определение слова в первой части задания.
3) Тезис нужно аргументировать (подтвердить) двумя примерами: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Задание № 3
Определите основные требования к сочинению, невыполнение которых приведёт к неудовлетворительной отметке за работу.
Ответ:
1) Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
2) Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Задание № 4
Прочитайте словарные статьи к слову «человечность»:
1) Человечность — гуманность, человеческое отношение к окружающим. (Толковый словарь русского языка Ушакова/
2) Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. (Философский словарь).
На их основе сформулируйте своё определение слова. Запишите определение. Начните так: «По-моему, человечность — это ...»
Ответ:
Например:
• Человечность — это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.
• Человечность — это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.
• Человечность — это доброжелательное отношение к людям и миру.
• Человечность — это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.
• Человечность — это умение замечать позитивные черты характера в личности каждого человека.
• Человечность — это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих и отказ от осуждения.
Задание № 5
Прочитайте определение слова «человечность», данное учеником: «Человечность — это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих и отказ от осуждения».
Кратко напишите, какой пример можно привести для доказательства этого тезиса.
Ответ:
Надо прощать и не осуждать.
Задание № 6
Прочитайте словарные статьи к слову «патриотизм»:
Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
(Национальная социологическая энциклопедия)
Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
(Большая советская энциклопедия) На их основе сформулируйте своё определение понятия патриотизм. Запишите определение. Начните так: «По-моему, патриотизм — это ...»
Ответ:
Например:
• Патриотизм — это нравственный критерий, отличающий благородного человека и духовно развитого от низкого и пребывающего в духовном сне.
• Патриотизм — это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
• Патриотизм — это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.
Задание № 7
Прочитайте словарную статью к слову «справедливость»:
Справедливость — это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, это соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
(Википедия)
Справедливость — справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой).
На основе этой статьи сформулируйте своё определение понятия «справедливость». Запишите определение. Начните так: «По- моему, справедливость — это ...»
Ответ:
Например:
• Справедливость — это логическая оценка действия в соответствии с критериями, зафиксированными в общепринятой и обязательной нормативной системе — законе.
• Справедливость — это готовность пожертвовать личным для достижения общественного блага
• Справедливость — это чувство правды.
• Справедливость — это то, что появляется с первыми истоками социальных отношений. Справедливость всегда социальна.
• Справедливость — это идеал, которым должны руководствоваться люди, оценивая поступки других.
• Справедливость — это исторически изменчивое чувство правды, которое в новых условиях приобретает новые качества.
Задание № 8
Прочитайте определение слова «справедливость», данное учеником: «Справедливость — это исторически изменчивое чувство правды, которое в новых условиях приобретает новые качества».
Напишите, какова будет основная мысль приведённого Вами аргумента к этому суждению.
Ответ:
Например:
В наше время бывает трудно понять, что справедливо. Для меня справедливо то, что основано на нравственных началах правды, добра.
Мне кажется, что современные законы не всегда справедливы, потому что они основаны не на традиционных понятиях нравственности, а направлены на защиту отдельных групп людей.
Задание № 9
Прочитайте «определения» жизненного опыта:
• Жизненный опыт — это совокупность увиденного и пережитого человеком.
• Жизненный опыт — это результат анализа и обобщения того, в чём участвовал, что видел и что чувствовал человек на протяжении своей жизни.
• Жизненный опыт — это результат активной деятельности человека на протяжении его жизни, итог и обобщение наиболее важных событий, пережитого, сохраняющихся в сознании личности.
Какое из приведённых определений, с Вашей точки зрения, точнее отражает понятие «жизненный опыт»?
Ответ:
Задание направлено на осмысление учащимися сути понятия «жизненный опыт», так как аргументация в сочинении ОГЭ 9 — 11 связана именно с этим. Важно сформировать у конкретного учащегося представление о том, какие факты, знания, эмоции и др. он может отнести к «жизненному опыту».
Задание № 10
Прочитайте рассуждение В. С. Безруковой о «жизненном опыте».
Жизненный опыт — совокупность жизненных событий в пределах биографии одного человека. По обилию прожитых и глубине пережитых ситуаций определяется жизнеёмкость человека. Жизненный опыт — это социальная биография индивида, индивидуальная история человека на Земле. Он определяется наличием повторяемых и поворотных событий, «сменой вех», жизненной позицией и способами её реализации. Основой жизненного опыта является духовная жизнь человека. Этот опыт вырастает из страданий, из победы воли над желаниями. Только такой опыт приводит к мудрости. Жизнь даётся человеку для приобретения жизненного опыта — в этом состоит цель земного существования. Именно для приобретения опыта человек погружается в жизнь и испытывает её бури, в ней он находит ответы на многие свои вопросы. Жизненный опыт есть основа профессионализма, педагогического мастерства, он — и источник, и средство, и результат духовного развития человека.1
Выпишите из текста те фразы, которые можно считать определениями понятия «жизненный опыт».
Выберите одно из тех определений, которое Вам больше запомнилось.
Перечитайте определения понятий «человечность», «патриотизм», «справедливость».
• Сформулируйте своё понимание одного из этих понятий. Аргументируйте суждение (свой тезис), используя свой жизненный опыт.
1 Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме // Русский язык, 2012; Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. / С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. — М.: Интеллект-Центр, 2012. — 165 с. (Без сносок).
Ответ:
«Жизненный опыт — совокупность жизненных событий в пределах биографии одного человека».
«Жизненный опыт — это социальная биография индивида, индивидуальная история человека на Земле».
Остальные фразы НЕ являются определениями.
Задание проверяется по критериям ОГЭ (задание 15.3.)