Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 18. Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.
...Эта необычная история началась с разбитого стекла. Толстое, шершавое, как бы покрытое морозным инеем, стекло в дверях директорского кабинета оказалось разбитым. И напоминало броню, пробитую снарядом. В образовавшейся бреши, как в пасти чудовища, торчали острые зубы осколков, и директор, маленький подвижный человек с розовой безволосой головой, выглядывал из этой зубастой пасти. В этот день у него был сокрушённый вид, как у человека и впрямь попавшего в пасть.
— Кто разбил стекло?
Естественно, тот, кто всегда бьёт стёкла: портфелем, мячом, корзинкой для бумаг, локтями. Воробьёв! Если собрать все стёкла, разбитые за недолгий век Воробьёвым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом. Итак, позвать сюда Тяпкина-Ляпкина, то бишь Воробьёва!
Воробьёв заглянул в «пасть» директорской двери:
— Звали?
— Войди! — приказали из «пасти».
Воробьёв открыл дверь. Осколок стекла с лёгким звоном упал к его ногам. В этом звоне звучал укор.
— Ты выбил стекло? — спросил директор, поглаживая маленькой рукой бронзовую лошадь чернильного прибора. — Ты?
— Не-е! — односложно ответил Воробьёв.
Казалось бы, всё ясно. Ведь никто лучше Воробьёва не знал, выбивал он стекло или не выбивал. Но, оказывается, ничего не было ясно. По крайней мере директору. Он сказал:
— Пойди подумай. Зайдёшь на следующей перемене.
— Подумаю, — буркнул Воробьёв, хотя думать ему было нечего. — Зайду.
На следующей перемене «пасти» в дверях директорского кабинета уже не было: её забили фанерой. Чистой, ещё не исписанной словами и словечками. Воробьёв постучал в фанеру.
— Подумал? — спросил директор.
— Подумал, — соврал Воробьёв.
— Ты выбил стекло?
— Не-е!
Директор ударил рукой по крупу бронзовой лошади.
— Воробьёв! Хоть раз в жизни признайся чистосердечно, тогда тебе ничего не будет.
Это был деловой разговор!
— Мать вызывать не будете? — поинтересовался мальчик.
— Не будем!
Воробьёв устало посмотрел на директора — верить или не верить? — и решил рискнуть:
— Я выбил...— Можно идти?
— Иди, — с облегчением сказал директор и почти с любовью посмотрел на Воробьёва.
А Воробьёв посмотрел на директора, как на соучастника в заговоре.
На этом история с разбитым стеклом могла благополучно завершиться, если бы Сёмин не был в душе Марком Порцием Катоном Старшим. В тот же день мой школьный товарищ открыл дверь с фанерой вместо стекла и с твёрдостью, с какой его римский двойник произносил: «Карфаген должен быть разрушен!», сказал:
— А Воробьёв стекло не выбивал!
— Это что ещё за новости?! — Рука директора оседлала бронзовую лошадь чернильного прибора.
— А Воробьёв стекло не выбивал! — повторил Сёмин.
— Кто же, по-твоему, выбил?
— Не знаю.
— Вот-вот, — оживился директор, — не знаешь, а говоришь! Воробьёв сам признался. Понятно?
— Понятно, — ответил Марк Порций Катон Старший. — А Воробьёв стекло не выбивал.
Розовая голова директора поплыла по кабинету, как воздушный шарик.
— Воробьёв говорит — выбил, ты говоришь — не выбивал! Кому прикажешь верить?
— Мне! — приказал упрямый римлянин.
Директор вспыхнул:
— Позвать Воробьёва!
Позвали. Воробьёв пришёл.
— Ты выбил стекло?
— Я, — как по-заученному, выпалил Воробьёв.
— Что ты на это скажешь, Сёмин? — победоносно спросил директор моего школьного товарища.
— Он врёт! — ответил Сёмин.
— Какой ему резон врать? Если бы он отпирался, тогда другое дело. Но он признаётся. Не вижу логики!
— Он врёт! — повторил Сёмин, который видел логику.
— Отстань ты! — лениво буркнул Воробьёв и тайком погрозил Сёмину кулаком. — Я выбил.
— Теперь ты убедился? — Директор торжествующе трепал по холке бронзового коня.
— А Воробьёв стекло не выбивал!
— Во-он! — тихо сказал директор, и его розовая голова стала пунцовой. Так была упущена ещё одна возможность раз и навсегда покончить с выбитым стеклом. История продолжалась.
В классе шёл сбор, посвящённый сбору колосков в подшефном колхозе. Все шумно обсуждали колоски. Спорили. Брали обязательства. Мой товарищ поднял руку.
— Обязуюсь собрать мешок колосков, — сказал он и тут же добавил: — А Воробьёв стекло не выбивал!
— Какой Воробьёв? Какое стекло? — растерялась вожатая. — Ведь мы говорим о колосках!
— Так я и говорю о колосках, — сказал Марк Порций Катон Старший. — А Воробьёв стекло не выбивал.
— Выбил, — мрачно сказал Воробьёв: он был верен уговору, держал слово.
— Ну конечно, выбил, — подхватила вожатая, — а колоски...
— Не выбивал, — стоически повторил двойник римского цензора.
— Сёмин, ты говоришь не на тему, — огорчилась вожатая. — Не срывай сбор, посвященный сбору...
— Я за колоски! А Воробьёв стекло не выбивал!
На вечере самодеятельности Сёмину поручили читать стихотворение Пушкина «Вьюга». Он вышел на сцену, заложил руки за спину, привстал на носочки и объявил:
— Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Вьюга», — потом ещё выше привстал на носочки и выдохнул: — А Воробьёв стекло не выбивал!
Он произнёс эту фразу горячо и вдохновенно, как строку пушкинского стихотворения. Зал загудел. Засмеялся. Захлопал.
А Марк Порций Катон Старший смотрел в тёмный зал и широко улыбался. Он думал: ребята хлопают, шумят и смеются потому, что согласны с ним. Он вдохнул поглубже и радостно стал читать стихотворение:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя —
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
В зале стоял гул, шумели, но он не слышал шума, он читал с душевным жаром, и ему казалось, что пушкинские строки подтверждают его правоту.
Директор, сидящий в первом ряду, поднялся со стула и пошёл прочь, сказав, чтобы Сёмина немедленно прислали к нему.
Прямо со сцены Сёмина подвели к дверям директорского кабинета.
К тому времени фанеру уже успели исписать и изрисовать вольностями, ее пришлось выкинуть. На её место вставили толстое шершавое стекло, как бы покрытое морозным инеем. Сёмин постучал в новое стекло. Вошёл.
— Долго это будет продолжаться? — спросил директор.
— Что... — продолжаться? — спросил мальчик.
— «А Воробьёв стекло не выбивал!» — голосом Сёмина произнёс директор.
Сёмин немного подумал и тихо сказал:
— Всегда.
Тогда директор положил обе руки на спину бронзовой лошади и сказал:
— Среди древних римлян тоже встречались чудаки. Калигула, например, мечтал сделать своего любимого коня консулом и приводил его в сенат. А цензор Марк Порций Катон Старший все речи в сенате начинал словами: «Карфаген должен быть разрушен!», но так и не дожил до того дня, когда римляне смели с лица земли этот прекрасный город. Кто же ты? — спросил директор моего школьного товарища Сёмина. — Калигула или Марк Порций?
И мой друг, не моргнув глазом, ответил:
— Марк Порций Катон Старший.
Он стоял перед директором в потёртой курточке, в ботинках со сбитыми каблуками, маленький, щуплый, так не похожий на могущественного римлянина в просторной тоге, как бы сшитой из двух простыней. Но в своей гордой непреклонности он был похож на своего древнего двойника. Римский цензор требовал мести — мой друг хотел справедливости, поэтому был выше цензора на целую голову.
С этого момента в нашей школе не стало Сёмина, а появился Марк Порций Катон Старший. Его только так и называли. А он всюду и везде — на пионерских сборах, на классных собраниях, на встречах с любимыми писателями — повторял свою неизменную истину: «А Воробьёв стекло не выбивал!» Сперва на него сердились, с ним спорили. Потом привыкли и стали воспринимать его слова как шутку.
Прошли годы. Уже давно ребята из нашего класса перестали бить стёкла. А самый главный стеклобой Воробьёв отпустил усы — жиденькие, рыжие усишки и очень гордился ими. Холил и лелеял...
Наступил выпускной вечер. Все пришли в школу нарядные, возбуждённые. Очень шумели, чтобы заглушить грусть. Все произносили речи, как взрослые. Учителя тайком смахивали с глаз слезу и говорили, что лучше нас не было и не будет. И вот тогда «средь шумного бала» неожиданно поднялся наш Марк Порций Катон Старший и сказал:
— А Воробьёв стекло не выбивал!
Все засмеялись, решили, что теперь-то это шутка. И ждали, что наш римлянин тоже засмеётся. Но на его лице не было лучиков смеха: глаза смотрели напряжённо, а сам он был очень серьёзен. И все почувствовали, что он не шутит. На прощальном вечере у него оставалась последняя возможность доказать свою чудаковатую правоту.
— Честное слово... — не выбивал ...
Его голос дрогнул. Пальцы на руках задвигались: он пытался сжать их в кулак, а они, как на пружинках, распрямлялись. Ребята притихли, а наш маленький директор с розовой безволосой головой спросил:
— Послушай, Сёмин, чего ты добиваешься?
— Правды, — сказал Сёмин.
— Это было так давно...
— У правды не выходит срок.
— Но правда эта выеденного яйца не стоит. Маленькая правда.
Мой друг твёрдо посмотрел в лицо директору и сказал:
— Правда не бывает маленькой. Правда всегда большая. Меня так дома учили. Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься... — Воробьёв стекло не выбивал!
И тогда поднялся Воробьёв и, прикрывая усы ладонью, словно стесняясь их, сказал:
— Не выбивал. Я в тот день в футбол гонял на соседнем дворе.
А в школе меня не было.
— Кто же выбил злосчастное стекло? — вырвалось у директора.
— Если по правде, то я, — сказал длинный парень, за свой рост прозванный «Верстой».
Так закончилась эта малозаметная история. Но все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припали губами к холодному роднику.
(Ю. Яковлев)
Задание № 1
Дано задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аристотеля: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают её в действии».
> Примите тезис за основу. Подчеркните ключевые слова тезиса.
Напишите, что надо доказать при раскрытии темы.
Ответ:
«Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают её в действии».
Доказать надо, что «наглядность» вещи проявляется изображением её в действии.
Задание № 2
Объясните, как Вы понимаете тезис (объясните ключевые слова тезиса, использовав лингвистическую терминологию).
Ответ:
«Наглядность» вещи проявляется изображением её в действии. В русском языке, как правило, действие «вещи» обозначается глаголом. Вместе с тем действие может быть передано и другими средствами языка, например сравнительным оборотом. Части речи, обозначающие или показывающие действие «вещи», художественно-выразительные средства языка во многом дают ей характеристику, делают эту «вещь» более наглядной.
Задание № 3
Перечитайте текст. Как Вы думаете, какая «вещь» в этом тексте интересует автора в большей степени? Объясните ответ.
Ответ:
В центре внимания автора — поступок и характер Сёмина — Марка Порция Катона Старшего.
Задание № 4
Найдите в предложенном к задаче тексте Ю. Яковлева фрагменты, которые с наибольшей силой передают характер героя. Какими частями речи (средствами языка) автор характеризует героя?
Ответ:
«— А Воробьёв стекло не выбивал!»
«— А Воробьёв стекло не выбивал! — повторил Сёмин».
«— Понятно, — ответил Марк Порций Катон Старший. — А Воробьёв стекло не выбивал».
«— Он врёт! — ответил Сёмин».
«— Он врёт! — повторил Сёмин...»
«— А Воробьёв стекло не выбивал!»
И т. д.
«— Во-он! — тихо сказал директор, и его розовая голова стала пунцовой».
«— Обязуюсь собрать мешок колосков, — сказал он и тут же добавил: — А Воробьёв стекло не выбивал!» И т. д.
«Его голос дрогнул. Пальцы на руках задвигались: он пытался сжать их в кулак, а они, как на пружинках, распрямлялись».
1) Повторяющийся глагол «не выбивал».
2) Полностью повторяющаяся фраза «А Воробьёв стекло не выбивал» (восклицательные и невосклицательные предложения).
3) Сравнение Сёмина с римским сенатором.
4) «Обязуюсь собрать мешок колосков» и т. п. фразы Сёмина, показывающие, что он готов на всё, чтобы отстоять правду.
5) Сравнительный оборот: «а они, как на пружинках, распрямлялись».
Задание № 5
Отберите в тексте наиболее яркие средства языка (2 примера), характеризующие героя с точки зрения его действий (поступков).
Ответ:
Наиболее ярким в этом тексте является постоянный повтор фразы, характеризующий героя как человека, настойчиво добивающегося правды. И, например, сравнительный оборот, показывающий крайнюю степень волнения Сёмина на выпускном вечере.
Задание направлено на формирование индивидуального умения отбирать наиболее яркий (доказательный) материал.
Задание № 6 ,
Напишите сочинение-рассуждение (черновик) по интерпретации фразы Аристотеля.
Не забудьте строго следовать алгоритму:
1. Принять тезис за основу.
2. Объяснить, как Вы понимаете тезис (объяснить ключевые слова тезиса, использовав лингвистическую терминологию).
3. Найти в тексте примеры, соответствующие Вашему объяснению тезиса.
4. Объяснить, почему первый пример соответствует Вашему объяснению и тезису.
5. Объяснить, почему второй пример соответствует Вашему объяснению и тезису.
6. Сделать вывод о верности тезиса.
Ответ:
Ответ оценивается по критериям ФИПИ (ОГЭ).
Задание № 7
• Проверьте своё сочинение на наличие грамматических и речевых ошибок.
• Вспомните алгоритм проверки, который был указан при подготовке к сжатому изложению (8-й класс). Последовательно, по плану, проверьте работу.
• Внесите в черновик правку (другим цветом).
План проверки:
№ |
Что проверяем? |
Результаты проверки |
1 |
Наличие подлежащего в предложении |
Пишите предложение только с подлежащим |
2 |
Отсутствие придаточных предложений, у которых «потерялась» главная часть |
Допишите главную часть или исключите из предложения подчинительные союзы |
3 |
Согласование подлежащего и сказуемого |
Проверьте соотнесённость рода и числа |
4 |
Правильное употребление деепричастного оборота |
Проверьте: деепричастие должно обозначать дополнительное действие к тому же лицу, которое выполняет и основное действие |
5 |
Отсутствие неоправданного повтора одних и тех же слов, находящихся рядом |
Замените или исключите повторяющиеся слова |
6 |
Сочетаемость слов (проверьте, все ли слова в предложении сочетаются по значению; установите связи слов в словосочетаниях) |
Замените слова, в правильности значения которых Вы не уверены, знакомыми Вам по значению синонимами |
Задание № 8
• Проверьте своё сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
• Вспомните алгоритм проверки, который был указан при подготовке к сжатому изложению (8-й класс). Последовательно, по плану, проверьте работу.
• Внесите в черновик правку (другим цветом).
№ |
Что проверяем? |
Результаты проверки |
|
1 |
Выделяем (подчёркиваем в черновике) основы предложений |
Если основ несколько, отмечаем границы частей, проверяем, используя правила, стоят ли знаки препинания. Если ни одно правило не подходит, не ставьте знак препинания! |
|
2 |
Выделяем все союзы |
Если сочинительный союз, проверяем, что соединяет: однородные члены предложения или части предложения. Если союз подчинительный, ставим запятую, определив границы придаточного |
|
3 |
Выделяем причастные и деепричастные обороты (одиночные деепричастия) |
Определяем границы обособления |
|
4 |
Цитирование |
Применяем правила цитирования. Дополнительно особо смотрим на знаки препинания при диалоге и прямой речи |
|
5 |
Вводные слова, обращения |
Проверяем пунктуацию при вводных словах, обращениях |
|
6 |
Остальное |
Проверяем непроверенные (нерассмотренные) знаки препинания. Для каждого знака вспоминаем правило. Если не вспомнили правило, лучше знак |
|
препинания не ставить |
Ответ на Задание 7, 8:
Задания направлены на формирование умения редактировать текст. Таблицу необходимо дополнять в зависимости от уровня подготовки учащегося. Как показывает практика, учащимся со значительными пробелами в знаниях чётко заданный алгоритм проверки помогает увидеть большое количество допущенных ими речевых, грамматических и пунктуационных ошибок.
Задание № 9
Подчеркните в тексте все слова, в написании которых Вы не уверены (нечасто в своей речи и на письме их употребляете). Проверьте их написание по орфографическому словарю. Помните: слова в словаре даны в начальной форме!
Внесите исправления. Исправляйте написание слова только в том случае, если Вы нашли слово в словаре или проверили его по правилу.
Ответ:
Задание направлено на формирование умения проверять работу, используя правила и словарь.
Задание № 10
Перепишите сочинение на чистовик.
Ответ:
Ответ оценивается по критериям ФИПИ (ОГЭ).