Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 19. Пишем сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста

Перечитайте текст данный в задаче № 18, и выполните задания 1 — 10.

Задание № 1

Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «— Правда не бывает маленькой. Правда всегда большая».

Ответ:

Например:

Смысл фразы текста «Правда не бывает маленькой. Правда всегда большая» становится понятен из контекста: правда всегда одна, её и можно назвать «большой», а «маленькая правда» — это ложь. Не бывает «маленькой» правды, она всегда большая.

Задание № 2

Найдите два аргумента в прочитанном тексте, подтверждающих Ваши рассуждения (те, которые Вы изложили в задании № 1).

Выпишите наиболее значимые фрагменты текста (фразы, предложения) и объясните, почему (почему именно они!) найденные фрагменты подтверждают выдвинутый Вами тезис.

1) ...

2) ...

Ответ:

Аргументы приведены к тезису, который дан в ответе к заданию № 1.

1) Сёмин на вечере самодеятельности перед чтением стихотворения А. С. Пушкина, казалось бы, не вовремя и не к месту повторяет фразу: «А Воробьёв стекло не выбивал!» Автор пишет, что «он произнёс эту фразу горячо и вдохновенно, как строку пушкинского стихотворения». Слова «горячо и вдохновенно» показывают, что больше той правды, о которой герой хочет рассказать всем, для него нет.

2) После того как Воробьёв решился сказать, что он не выбивал стекло, и признался «Верста», «...все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение...». Сёмин показал всем, что правда бывает одна и имеет она значение для всех. Всегда становится легко на душе, когда торжествует правда. А значит, «маленькой правды» не бывает.

Задание № 3

Объясните, как Вы понимаете смысл финальной фразы текста: «Но все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припали губами к холодному роднику».

Ответ:

Например:

Финальная фраза текста показывает, как тяжело достаётся правда и как радостно становится на душе, когда она торжествует, пусть даже в такой «малозаметной истории». Не бывает «маленькой» правды, она всегда большая, т.е. нужная всем. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на ребят, увидеть, какое все испытывают облегчение, настоящую радость, когда выяснилось, наконец, кто же на самом деле разбил стекло. Когда восторжествовала правда. Бывает просто Правда, а всё остальное — ложь.

Задание № 4

Найдите два аргумента в прочитанном тексте, подтверждающих Ваши рассуждения (те, которые Вы изложили в задании № 3).

Выпишите наиболее значимые фрагменты текста (фразы, предложения) и объясните, почему (почему именно они!) найденные фрагменты подтверждают выдвинутый Вами тезис.

1) …

2) …

Ответ:

Аргументы приведены к тезису, который дан в ответе к заданию № 3.

1) Сёмин повторял фразу «А Воробьёв стекло не выбивал!» везде, где могли его услышать: и у директора, и собирая колоски, и на вечере самодеятельности. Все считали это шуткой, но «римлянин» упорно отстаивал свою позицию, потому что понимал: «Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься...» На выпускном вечере «его голос дрогнул», но тем не менее правда восторжествовала.

2) Слова Сёмина «у правды не выходит срок» заставили подняться Воробьёва и сказать правду, правду сказал и «Верста». От того, что, наконец, выяснилось, кто разбил стекло, все испытали настоящую радость, «облегчение», которое рассказчик сравнивает с холодной водой родника, такой необходимой для продолжения жизни.

Задание № 5

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «У правды не выходит срок».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Правда, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. 2. Справедливость, честность, правое дело. Стоять за правду. 3. То же, что правота (разг.). Твоя правда (ты прав). (Словарь Ожегова).

Ответ:

Ответ оценивается по критериям ФИПИ (ОГЭ).

Задание № 6

Задание 15.3 (демоверсия 2015 года) состоит из 3 частей:

1) Как Вы понимаете значение слова...

2) Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

3) Напишите сочинение-рассуждение на тему: «...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

• Потренируемся выполнять части 1 и 2 с использованием текста.

• Как Вы понимаете значение слова «правда»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. (Раскрывать значение слова лучше через толкование синонимом.)

Ответ:

Например:

Правда — это то, что для человека является правильным, истиной, его личным убеждением и согласуется с основополагающими нравственными нормами, принятыми в обществе. Понимание правды всегда индивидуально и зависит от нравственных качеств личности.

Задание № 7

Подготовьте материал к сочинению-рассуждению: подберите 1 пример из текста; 1 пример из жизненного опыта (о том, что такое жизненный опыт, повторите по задаче № 17).

Запишите 2 аргумента и поясните, почему именно эти примеры доказывают справедливость Ваших суждений о сути, смысле слова правда.

1) ...

2) ...

Ответ:

Аргументы приведены к тезису, который дан в ответе к заданию № 6.

1) Никто не понимал Сёмина, когда он повторял, как всем казалось, совсем не к месту фразу: «А Воробьёв стекло не выбивал!» Но он знал правду и отстаивал её, потому что его так научили в семье. Личная убёжденность в том, что «правда не бывает маленькой» и «у правды не выходит срок», помогла Сёмину добиться правды.

2) В жизни правдой мы часто считаем то, что честно, справедливо. Честность и справедливость — это нравственные качества, которые помогают понять, что в жизни «правда», а что — «кривда». Например, когда приходится признаваться, что получил «два», потому что не сделал домашнее задание, бывает тяжело. Но это честно и правдиво.

Задание № 8

Перечитайте данное Вами определение слова справедливость в задаче № 17, задание 6. (Раскрывать значение слова лучше через толкование синонимом). Прокомментируйте (объясните) данное Вами определение.

Ответ:

Например: Справедливый, правдивый, правый, праведный — слова одного корня. И, по-моему, справедливость — это чувство правды, присущее неравнодушному человеку.

Задание № 9

Подготовьте материал к сочинению-рассуждению: подберите 1 пример из текста; 1 пример из жизненного опыта (о том, что такое жизненный опыт, повторите по задаче № 17).

Запишите 2 аргумента и поясните, почему именно эти примеры доказывают справедливость Ваших суждений о смысле слова справедливость.

1) ...

2) ...

Ответ:

Аргументы приведены к тезису, который дан в ответе к заданию № 8.

1) Сёмин, повторяя всегда и везде фразу «А Воробьёв стекло не выбивал!», пытался восстановить справедливость. Он считал, что правда должна восторжествовать. Его упорство, настойчивость победили: правда стала известна, справедливость восстановлена, и все вздохнули с облегчением.

2) Учителя часто ставят плохие отметки, как мне кажется, несправедливо. Ну, не сделал работу, не выучил стихотворение. Потом сделаю... Но учитель считает, что он поступает правильно, справедливо. Кто прав? Мне кажется, что я. Но и учитель прав, потому что я не выполнил вовремя задание. Значит, справедливость — это не только чувство правды, но определённые правила жизни.

Задание № 10

Как Вы понимаете значение слова честность? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Сочинение проверяется по критериям ФИПИ. http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory