Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел V. Решение олимпиадных задач
Задача № 20. Лингвистические задачи
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.
Самая большая ошибка, которую может сделать человек, увидев лингвистические задачи впервые в жизни, это подумать: «Какой ужас! Я не знаю тагальского языка, никогда не слышал про язык деху, не умею читать глаголицу, не владею жестовым языком японских биржевых маклеров, как же я буду это решать? Для кого вообще эти задания?», а затем закрыть страницу и больше никогда к лингвистическим задачам не возвращаться.
Для решения самодостаточных лингвистических задач не надо знать язык, которому они посвящены, и лингвистику тоже знать не надо: все необходимые данные есть в условии. К ним надо прибавить только знание родного языка и логическое мышление. Каждая задача содержит какое-нибудь любопытное явление какого-нибудь языка, открыть это явление — и значит решить задачу.
Лингвистические задачи принадлежат к особому жанру. Впервые они появились на Олимпиаде по языковедению и математике, проводившейся филологическим факультетом МГУ с 1965 г. Задачи этих олимпиад называются «самодостаточными лингвистическими задачами». Это действительно именно задачи, а не просто упражнения, их нужно решать — ответ достигается в результате логических операций, а решивший задачу может (с известной степенью строгости) доказать правильность своего ответа. Самодостаточность такой задачи проявляется в том, что от решающего не требуется специальных знаний и подготовки: все необходимые ему данные содержатся в условии задачи. Кроме того, при решении ученик применяет свои интуитивные представления об устройстве родного языка.
Однако лингвистическими задачами можно считать и задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приёмов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение). На различных этапах Всероссийской олимпиады школьников типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения.
Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе — это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем «правила языка», мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).
Под термином «текст» подразумевается любое речение (от словоупотребления в составе словосочетания или предложения до законченного развёрнутого высказывания). Л. В. Щерба определил этот аспект речевой деятельности как «языковой материал» (совокупность всего созданного при помощи языка) наряду с языком-системой и речью-процессом1.
1 Григорьев А. В. Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 2015.
Задание № 1
Прочитав текст, вы узнали, что:
□ 1) для решения самодостаточных лингвистических задач не надо знать язык, которому они посвящены, и лингвистику тоже знать не надо: все необходимые данные есть в условии;
□ 2) при решении самодостаточных лингвистических задач необходимо знание родного языка и логическое мышление;
□ 3) лингвистическими задачами можно считать и задания эвристического характера;
□ 4) для решения задач эвристического типа важнейшим условием является рассмотрение контекста задачи.
Ответ:
1, 2, 3. Четвёртый ответ правильный по сути, но этого в тексте нет.
Задание направлено на проверку умения находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде.
Задание № 2
Перечислите основные типы умений, которые необходимы для решения лингвистических задач при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку.
1) ...
2) ...
3) ...
4) ...
Ответ:
Задание акцентирует внимание школьников на основах подготовки к олимпиаде на формирование:
1) знаний в разных областях русского языка;
2) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа;
3) языкового чутья и лингвистической догадки;
4) использования общих исследовательских приёмов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
Задание № 3
Решите задачу.
Дан параграф из книги М. В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.
§16. Движения органовъ суть двояки: первыя могутъ дать голосу отмену на чувствительное и весьма долгое время, сколько духа человеческого станетъ. Друпя явственно слышны бываютъ въ неразделимое слухомъ время, и по большой части въ начале отменъ пер- выхъ.
• Определите, о разграничении каких явлений языка идёт речь. Докажите свою точку зрения, выписав из текста слова, которые указывают на правильное направление Ваших рассуждений. Справка: отмена — различие, отличие (устар.). Производное — отметина (разг.)
Ответ:
Речь идёт о гласных и согласных звуках (о том, как они образуются и произносятся).
Слова: движения органов — движения органов речи, способ и место образования звуков. Голос упоминается как основной способ образования звуков. Так как основой различия гласных и согласных звуков является участие голоса, то можно сделать вывод, что первый — это гласные звуки, а другая — согласные звуки.
Задание № 4
Решите задачу.
Даны параграфы из книги М. В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.:
1) § 40. Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. И так понимает он на свете и сообщает другому идеи вещей и их деяний. Изображения словесные вещей называются имена, напр.: небо, вƀтръ, очи-, изображения деяний — глаголы, напр.: синƀетъ, вƀетъ, видятъ. Итак, понеже они всегда вещь или деяние знаменуют, по справедливости знаменательные части слова названы быть могут.
2) § 45. Из сего всего явствует, что имя и глагол суть части человеческого слова, необходимо нужные в изображении самых наших главных понятий; местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междуметие в сношении и в сокращении оных служат. Итак, по справедливости первые должно именовать главными, другие служебными частью слова.
3) § 46. ...слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа.
• Почему М. В. Ломоносов не выделяет как отдельные части речи имя прилагательное и имя числительное?
• К знаменательным или служебным «частям слова» относит учёный причастие и наречие?
• К имени или глаголу отнёс причастие М. В. Ломоносов, если он так говорил о причастии: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу: приведённый вместо которого привели».
Ответ:
Справка.
Термин «части речи» — калька с латинского partes orationis (parte — части, oratio — речь). В античных грамматиках традиционно представлено учение о восьми частях речи: имя, глагол, причастие, местоимение, предлог, наречие, союз, междометие. Ту же классификацию даёт и М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755): две — главные (имя и глагол), остальные — служебные.
А. Х. Востоков в «Русской грамматике» (1831) заменил причастие как часть речи именем прилагательным, выделив его из общей группы имён.
Г. П. Павский и Ф. И. Буслаев ввели в состав частей речи имя числительное, которое до этого размещалось в классах имён существительных и прилагательных.
В XX в. в число частей речи были включены частицы. После этого система частей речи традиционно стала включать в себя 10 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частицы, междометие. В настоящее время идут споры: являются ли слово категории состояния, причастие, деепричастие отдельными частями речи.
М. В. Ломоносов не выделяет как отдельные части речи имя прилагательное и имя числительное, потому что имена передают «идеи вещей», «изображения словесные вещей». Под это определение подходят и прилагательные (признак предмета) и числительное (количество, число, порядок предмета при счёте).
Причастие и наречие учёный относит к служебным «частям слова», потому что они «в сношении и в сокращении оных (главных понятий) служат». М. В. Ломоносов отнёс причастие к имени (имени прилагательному; § 75 — для справки), так как считал причастие отглагольным именем, именем, образованным от глагола. (Наряду с такими отглагольными именами: «терпение от терплю, клятва от клену, прохожей от прохожу».)
Задание № 5
Решите задачу.
Даны параграфы из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.:
1) § 57. По самой натуре человеческого слова все сии падежи потребны, притом и довольны. Однако на то невзирая, некоторые языки имеют в них недостаток, и для того им один падеж вместо двух служит. Иные имеют в том избыток, и что у прочих один падеж изображает, то в два разделяют. Латинского языка имена склоняются действительно шестью падежами. Греки довольствуются пятью, употребляя дательный купно с творительным. Немцы, французы, италиянцы и другие европейские народы, которых языки от латинского и от древнего немецкого происходят, хотя шестой падеж (ablativus) в грамматических примерах и поставляют, однако от родительного первых или дательного других ничем он не разнится. Предлоги de, da, von и прочие не дают им силы творительного латинского, равно как предлоги avec, mit, in и прочие, ибо шестой падеж введен к ним с примеру латинского, в чем им греческому языку было должно последовать.
2) § 58. Российский язык избыточествует перед прочими для некоторых предлогов седьмым особливым падежом, который без них нигде не употребляется. Например: города, городахъ, рукахъ, побьдахъ просто сказать нельзя...
• Как можно сказать? Напишите приведённые слова так, как «можно сказать».
• Какой падеж М. В. Ломоносов называет «седьмым особливым падежом»?
• Почему седьмым?
Ответ:
«...но с предлогами: въ городƀ, при городахъ, нарукахъ, въ побƀдахъ".
В Славенской грамматике назван он сказательным, но свойственнее назван быть может предложным.
Падежи: 1) именительный, 2) родительный, 3) дательный, 4) винительный, 5) звательный, 6) творительный.
Задание № 6
Решите задачу.
Даны параграфы из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.:
1) § 69. Деяния изображаются 1) простым объявлением, 2) с желанием или отвращением, 3) обще никакого лица не касаясь. Сии разные деяний изображения подают глаголам разные образы, или наклонения, состоящие в перемене букв или складов....
2) § 70. Сего числа наклонений меньше в слове человеческом быть не может, и тем довольствуется язык российский. Многие прочие имеют больше, ибо греческий к вышепоказанным трем два присовокупляет — сослагательное и желательное. Латинский притом имеет могущественное, однако в нем имена наклонений не действительным различием, но числом для разных обстоятельств умножены, ибо подлинных наклонений имеет четыре, то есть сверх главных трех желательное.
• О каких наклонениях идёт речь в § 69?
Ответ:
1) Наклонение изъявительное: пишу, писалъ, напишу, ненавижу, ненавиделъ, возненавижу:
2) повелительное: пиши, напиши: ненавидь, возненавидь:
3) неопределённое: писать, написать: ненавидеть, возненавидеть.
Задание № 7
Дан параграф из книги М. В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.:
§ 90. Разделяются российские буквы на самогласные, согласные и безгласные. Самогласные суть девять: ...;
согласные — девятнадцать: ...;
безгласные — две: ... .
• Заполните пропуски.
Ответ:
Самогласные суть девять: а, е, и, о, у, ы, е, ю, я;
согласные — девятнадцать: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, щ;
безгласные — две: ъ, ь.
Задание № 8
Решите задачу.
Дан фрагмент параграфа из книги М. В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.:
§ 263. Девятью́, пятью́, десятью́ должно отличать от де́вятью, пя́тью, де́сятью и прочих, затем что
• Продолжите фразу, объяснив, почему должно отличать данные слова.
Ответ:
«...первые суть творительные падежи, другие — наречия».
Задание № 9
Решите задачу.
Дан параграф из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.:
§ 265. Первообразные и производные глаголы суть простые или сложенные. Простые состоят сами собою без приложения какой-нибудь другой части слова: даю, ставлю. Сложенные составляются
1) из имени и глагола: ...;
2) из местоимения и глагола: ...;
3) из наречия и глагола: ...;
4) из одного предлога и глагола: ...;
5) из двух предлогов и глагола: ...;
6) из трех предлогов и глагола: ...;
7) из предлога, имени и глагола: ... .
• Используя данные ниже слова, заполните пропуски.
Благодарю, отреноживаю, прославляю, преодолеваю, своевольствую, прекословлю, отдаю, разопределяю, обоготворяю, оживотворяю.
Ответ:
Сложенные составляются: 1) из имени и глагола: благодарю: 2) из местоимения и глагола: своевольствую: 3) из наречия и глагола: прекословлю: 4) из одного предлога и глагола: отдаю, прославляю: 5) из двух предлогов и глагола: преодолеваю: 6) из трёх предлогов и глагола: разопределяю: 7) из предлога, имени и глагола: обоготворяю, отреноживаю, оживотворяю.
Задание № 10
Решите задачу.
Дан параграф из книги М. В. Ломоносова «Российская грамматика», 1755 г.:
§ 268. Времен имеют российские глаголы десять: осмь от простых да два от сложенных;
от простых:
1) настоящее — трясу, ...;
2) прошедшее неопределенное — трясъ, ...;
3) прошедшее однократное — тряхнулъ, ...;
4) давнопрошедшее первое — тряхивалъ, ...;
5) давнопрошедшее второе— бывало тряс, ...;
6) давнопрошедшее третие — бывало трясывалъ, ...;
7) будущее неопределенное — ...;
8) будущее однократное — ....
От сложенных: 9) прошедшее совершенное, напр.: написалъ от пишу;
10) будущее совершенное — ... .
• Используя данные ниже слова, заполните пропуски.
Глатывалъ, брасывалъ, плескивалъ, бывало трясъ, бывало глоталъ, бывало бросалъ, бывало плескалъ, бывало трясывалъ, бывало глаты- валъ, бывало брасывалъ, глотаю, бросаю, плещу, глоталъ, тряхну, глотну, брошу, плесну, напишу, бросалъ, плескалъ, глотнулъ, бросилъ, плеснулъ, тряхивалъ, бывало плескивалъ, буду трясти, стану глотать, стану бросать, стану плескать.
Ответ:
1) настоящее — трясу, глотаю, бросаю, плещу: 2) прошедшее неопределённое — трясъ, глоталъ, бросалъ, плескалъ: 3) прошедшее однократное — тряхнулъ, глотнулъ, бросилъ, плеснулъ; 4) давнопрошедшее первое — тряхивалъ, глатывалъ, брасывалъ, плескивалъ; 5) давнопрошедшее второе — бывало трясъ, бывало глоталъ, бросалъ, плескалъ; 6) давнопрошедшее третие — бывало трясывалъ, глатывалъ, брасывалъ, плескивалъ; 7) будущее неопределённое — буду трясти; стану глотать, бросать, плескать; 8) будущее однократное — тряхну, глотну, брошу, плесну. От сложенных: 9) прошедшее совершенное, напр.: написалъ от пишу; 10) будущее совершенное — напишу.