Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел V. Решение олимпиадных задач
Задача № 21. Языковая догадка

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

Языковая догадка — способность раскрыть значение незнакомого слова (словосочетания) через контекст; строится на использовании знаний в области словообразования, умении понять уже известные многозначные слова в новых значениях, на знании интернациональных слов2.

1 Во всех заданиях задачи использованы материалы книги В.В. Виноградова «История слов» (М., 1994).

2 Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Изд-во ИКАР, 2009.

Задание № 1

А. С. Шишков в «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» порицал писателей, которые «из русских слов стараются делать не русские, как, например: вместо будущее время говорят будущность, вместо настоящее время — настоящность и проч.». Тут же в примечании разъяснялось, что «сии слова, нигде прежде в языке нашем не существовавшие, произведены по подобию слов изящность, суетность, безопасность и проч. Ныне уже оные пишутся и печатаются во многих книгах: а потому надеяться должно, что словесность наша время от времени будет ещё более процветать. Например: вместо прошедшее время станут писать ...».

• Вставьте пропущенное слово.

• Одинаково ли образованы слова изящность, суетность, безопасность и будущность, настоящность (а также вставленное вами слово)? Почему?

Ответ:

Прошедшность.

Образованы с помощью разных суффиксов: изящ-н-ый — изящ-н-ость, сует- н-ый — сует-н-ость, безопас-н-ый — безопас-н-ость; будущ-ее — будущность, настоящ-ее — настоящ-ность, прешедш-ее — прошедш-ность.

Суффикс -ность- нехарактерен для системы словообразования в отличие от суффикса -ость-.

Задание № 2

Ф. И. Буслаев в «Исторической грамматике русского языка» писал: «Существительное бы-тъ есть не что иное, как причастие прош. вр. страдательного залога от глагола бы-ть, напр., в пословице «не дорого пито, да дорого быто».

• В каком значении и какой форме употреблено слово быт в следующей фразе: «Изборяне грабиша быто Московское и Псковское» (Н. М. Карамзин)?

• Как Вы думаете, какое значение имело слово небыт (диал.)?

Ответ:

Существительное среднего рода в значении «имущество».

Небыт — бедность, нищета (отсутствие имущества).

Задание № 3

«Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи», — говорил А. С. Пушкин. Иногда — для удовлетворения насущных потребностей мысли — грамматика и лексика как бы идут на компромисс, колебля старые обычаи языка. В таких случаях процесс словообразования, уклоняясь от традиционных грамматических норм, действовавших в кругу однородных случаев, направляется по другому, но тоже предопределённому грамматикой пути. Примером может служить глагол вдохновить.

Рассмотрите таблицу:

Словообразовательная модель 1

Словообразовательная модель 2

благословение от благословить

проникновение от проникнуть

просвещение от просветить

прикосновение от прикоснуться

• К какой словообразовательной модели Вы бы отнесли слово вдохновение?

• Как глагол вдохновить «уклонился» от традиционных грамматических норм?

Ответ:

Вдохновение от вдохнуть (2-я модель), а от вдохновения образовался глагол вдохновить. Корень -дох-(вдох-) «ближе» к первоначальному производящему (этимологически) слову дух (душа), чем сочетание вдохнов-. «У клонился », так как образован от существительного суффиксальным способом (-ени-й).

В истории русского языка не слова вдохновение, вдохновенный произошли от глагола вдохновить, а как раз наоборот: слово вдохновить — в нарушение господствовавшей грамматической традиции — произведено от слов вдохновение — вдохновенный.

Задание № 4

Определите значение слова вздор:

1) «В Египте народ гораздо нечист, и всякой вздор на улицу бросают» (Ф. Эмин. «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда». — М., 1781).

2) «... я решился на крыльце устроить такую же колокольню. Из чего она состояла? Из разбитых бутылок, разных черепков, гвоздей, пуговиц и всякого звенящего вздора» (Русск. архив, 1879).

3) Да полно вздор молоть (А. С. Грибоедов. Горе от ума).

• Какое из значений было исходным, первоначальным?

Ответ:

1) сор (собственно «то, что разорвано, оторвано»)

2) сор, мусор

3) пустяки, пустые слова, нелепость, бессмыслица из значений ссора, брань, споры, перекоры.

Современное значение (№ 3) — переносное, более позднее.

Задание № 5

Определите значение слова водомёт.

Стёкл заревом горит мой храмовидный дом,

На гору жёлтый всход меж роз осиявая,

Где встречу водомёт шумит лучей дождём,

Звучит музыка духовая.

   [Г. Державин. Евгению. Жизнь Званская (1807)].

Ответ: Фонтан.

Задание № 6

В «Письмовнике» Н. Курганова находится длинный ряд новообразований, служащих для передачи иностранных терминов и включающих в себя — зор: гороскоп — «часозор»; бароскоп — «весозор»; телескоп — «далезор») микроскоп — «мелкозор»; полископ — «велезор».

Какое слово должно стоять в паре ... — кругозор?

Ответ:

Горизонт.

Первоначальное, прямое значение слова кругозор было то же, что и слова обзор (горизонт): это — пространство, которое можно окинуть взором, горизонт.

Задание № 7

Определите, что хотел сделать спальник с Иваном в сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»:

Дай-ка я подкараулю,

А нешто, так я и пулю,

Не смигнув, сумею слить:

Лишь бы дурня уходить.

Справочный материал:

У Гоголя в «Мёртвых душах»: «И наврёт (Ноздрев. — В. В.) совершенно без всякой нужды.., так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить»» (т. 1, гл. 4).

У Островского в речи купца Разлюляева из комедии «Бедность не порок»: «Славные штучки Любим Карпыч отмачивает! ха... ха... ха!.. Такие пули отливает, что только люди!» (д. 3, явл. 9).

Ответ:

Выражение пули лить отмечено в «Словаре Академии Российской» как «простонародное» и определяется так: «Лгать, неправду, небылицу сказывать. Он пули льёт».

Спальник хочет оклеветать, оболгать Ивана.

Задание № 8

В статье А. А. Фукс («Казанские губернские ведомости», 1844, № 2) — о встрече с Пушкиным: «Мы все сели в гостиной. Ты знаешь, что я не могу похвалиться ни ловкостью, ни любезностью, особенно при первом знакомстве, и потому долго не могла придти в свою тарелку». А у А. Грибоедова Фамусов говорит:

Любезнейший! Ты не в своей тарелке,

С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.

Как звучит современная форма фразеологизма? Что он означает?

Ответ:

Справка.

Общеизвестно, что выражение не в своей тарелке представляет собой калькированную передачу французского (netre pas) dans son assiette (ordonaire): «Он не в своей тарелке» — il n’est pas dans son assiette. Это выражение проникло в русский литературный язык из жаргона европеизирующихся «щёголей» и «щеголих» второй половины XVIII в.

Не в своей тарелке — неуютно, дискомфортно; не на должном месте, вне привычной обстановки; в плохом расположении духа, не в настроении.

Задание № 9

В «Словаре Академии Российской» 1814 г. не забудь меня выделено в особое слово: «незабудъ меня». Почему?

Ответ:

Слово незабудка резко выделяется из всех других русских существительных по своему морфологическому составу, по приёмам своего образования. Оно образовано от императивной формы (с отрицанием) не забудь (ср.: ванька-встанька; вприсядку).

В «Словаре Академии Российской» 1814 г. не забудь меня выделено в особое слово: «незабудъ меня. Трава то же, что Незабудочка» (сл. АР, 1814, 3, с. 1315).

Задание № 10

Определите первоначальное значение слова чепуха.

«Льды от ветру в чепуху разбиваются» (М Ломоносов «Краткое описание путешествий по северным морям», 1854).

Определите значение слова чепуха в отрывке из комедии А. Грибоедова «Горе от ума», использовав текст фрагмента: Загорецкий

А вы заметили, что он

В уме сурьёзно повреждён?

Репетилов

Какая чепуха!

Загорецкий

Об нём все этой веры.

Репетилов

Враньё.

Загорецкий

Спросите всех.

Репетилов

Химеры.

Загорецкий

А кстати, вот князь Пётр Ильич,

Княгиня и с княжнами.

Репетилов

Дичь.

Ответ:

Современное значение слова чепуха — «нелепость, бессмыслица, чушь» — не является первоначальным. Первоначальным же конкретным значением слова чепуха, как указано В. И. Чернышёвым, было: «мелкие части чего-нибудь разбитого» (ср. молотить чепами и молоть чепуху). Чепуха — враньё, химера, дичь.